Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Иметь или быть? Ради любви к жизни

Эрих Фромм
Пер. с англ.
М.: Айрис-пресс, 2004

В нашей науке найдется немного книг (и, соответственно, имен тоже), значение которых выходит далеко за рамки не только психологического, но и всякого иного научного знания. Психологические по содержанию и мировоззренческие по смыслу, они, будучи продуктом своей эпохи, оказали и продолжают оказывать огромное влияние как на культуру в целом, так и на формирование личности отдельных людей. Получившие мировую известность труды психолога, философа, социолога Э. Фромма безусловно принадлежат к такого рода психологической литературе. На его книги ссылаются не только профессионалы, но и видные общественные деятели, журналисты, писатели. Работы Фромма не нуждаются ни в оценивании, ни в рецензировании. Они нуждаются только в прочтении — для психологов, пожалуй, обязательном.
В данном случае под одной обложкой книги, изданной в серии «Человек и мир», объединены две работы выдающегося мыслителя ХХ века. Книга снабжена предисловием П. Гуревича с красноречивым названием «Стойкость быть».
Трудно, да, наверное, и не нужно стараться отыскать чисто прагматическое приложение идей Фромма к решению ежедневных профессиональных задач. Значение его работ иное: поднимаемые автором проблемы рано или поздно встают перед каждым мыслящим человеком. В наш век, когда уровень потребления выступает одним из показателей благосостояния нации и человека, особенно остро ощущается альтернатива между стремлением реализовать свой личностный потенциал и обретением богатства, власти, чинов.
Фромм выделяет два способа существования человека — модус обладания и модус бытия, анализу которых и посвящена его книга «Иметь или быть?». По мнению Фромма, большинство из нас знает больше о модусе обладания, так как в нашей культуре он встречается гораздо чаще. Модус бытия в качестве своих предпосылок имеет независимость, свободу и наличие критического разума. Его характерная черта — активность, которая предполагает продуктивное использование своих человеческих потенций. Однако не всякая активная позиция (не говоря уже о пассивной) свидетельствует о выборе человека в пользу модуса бытия.
Противоречие позиций обладания и бытия Фромм иллюстрирует хорошо знакомыми и понятными примерами из жизни. Оказывается, можно по-разному читать, по-разному овладевать знаниями, по-разному любить. Даже запоминать можно по-разному: память по принципу обладания отличается от памяти по принципу бытия, когда имеет место активное воспроизведение, оживление в памяти увиденного или услышанного. Студенты, которые все записывают, поймут и запомнят меньше, чем те, кто полагается на способность понять. Фромм приводит такой факт: память людей неграмотных превосходит память образованных людей — и делает вывод, что грамотность не является благом, если люди используют ее лишь для поглощения информации, которая обедняет их воображение.
Любовь по принципу обладания лишает объект любви свободы и держит его под контролем. Любовь по принципу бытия предполагает заботу, желание отдавать другому. Марина Цветаева, посвятившая вторую половину своей жизни любимому сыну Муру, писала: «Нужно все отдавать детям без всякой надежды… Потому что — нужно. Потому что — иначе нельзя — тебе» (пунктуация и курсив авторские. — М.С.). Фромм обращает внимание на то, что любящие родители скорее редкость, чем правило, широкое распространение получили физическая жестокость и издевательства над детьми. К сожалению, за последние десятилетия ситуация в лучшую сторону не изменилась. То же самое относится и к супружеской любви, когда поиск новых партнеров, групповой секс мешают людям достичь гармонии отношений с близким человеком, жить по принципу бытия.
Осуществляемый человеком выбор не нуждается в дополнительном объяснении и толковании, так как это выбор не на словах, а на деле. И психологи в этом отношении не составляют исключения. Единственное их отличие состоит в том, что они в силу своей профессиональной принадлежности призваны помогать не только себе, но и другим людям определиться и найти ответы на «вечные вопросы» о смысле бытия. Правда, при этом Фромм мудро замечает, что никто (в том числе и профессиональный психолог) не может придать смысл нашей жизни, кроме нас самих.
В работе «Ради любви к жизни» Фромм говорит об избыточности и внутренней опустошенности современного общества. По его мнению, роскошь («чрезмерная избыточность») — ничуть не меньшее зло, чем бедность. А подлинное изобилие предполагает творческую активность, которая вызывает к жизни наши психические и эмоциональные способности и делает нас свободными и счастливыми. Фромм отмечает, что, по мнению большинства людей, счастье исходит от вещей, которые мы можем приобрести. Это не так: можно прожить очень счастливо и «без всякого товарного барахла», понимая ценность, например, настоящего разговора, предполагающего, в отличие от пустой болтовни, концентрацию и сосредоточение.
Жизнь коротка, и если мы уступим избыточности, то в конечном счете будем растоптаны богатством: от этого выбора зависит наше будущее. В связи с этим Фромм призывает культивировать такое отношение к жизни, при котором самовыражение и полная реализация всех человеческих потенций признаются единственной реальной ценностью, и предлагает отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной мере быть. Он поднимает вопросы построения нового общества, в котором будет жить новый человек, но при этом осознает ограниченность собственных усилий человека и подчеркивает необходимость соответствующих экономических и политических изменений.
Чтение работ Фромма может иметь разный эффект: кому-то придаст уверенности, а кого-то лишит привычной опоры. Несомненно одно — его книги помогут задуматься о тех проблемах, на решение которых в суете будней не остается времени, и, может быть, изменить себя, свою жизнь и свое отношение к на первый взгляд безусловным жизненным ценностям. В этом, пожалуй, можно усмотреть прагматическую ценность данного издания для психологов, от которых порой ждут не конкретного совета, а обозначения жизненных ориентиров. Но, следуя Фромму, не следует забывать, что в конце концов каждый человек самостоятельно принимает то или иное решение. Как сказал поэт, «каждый выбирает по себе …».

Марина СТЕПАНОВА