Иметь или быть? Ради любви к жизни
|
Эрих Фромм
Пер. с англ.
М.: Айрис-пресс, 2004
|
В нашей науке найдется
немного книг (и, соответственно, имен тоже),
значение которых выходит далеко за рамки не
только психологического, но и всякого иного
научного знания. Психологические по содержанию и
мировоззренческие по смыслу, они, будучи
продуктом своей эпохи, оказали и продолжают
оказывать огромное влияние как на культуру в
целом, так и на формирование личности отдельных
людей. Получившие мировую известность труды
психолога, философа, социолога Э. Фромма
безусловно принадлежат к такого рода
психологической литературе. На его книги
ссылаются не только профессионалы, но и видные
общественные деятели, журналисты, писатели.
Работы Фромма не нуждаются ни в оценивании, ни в
рецензировании. Они нуждаются только в прочтении
— для психологов, пожалуй, обязательном.
В данном случае под одной обложкой книги,
изданной в серии «Человек и мир», объединены две
работы выдающегося мыслителя ХХ века. Книга
снабжена предисловием П. Гуревича с
красноречивым названием «Стойкость быть».
Трудно, да, наверное, и не нужно стараться
отыскать чисто прагматическое приложение идей
Фромма к решению ежедневных профессиональных
задач. Значение его работ иное: поднимаемые
автором проблемы рано или поздно встают перед
каждым мыслящим человеком. В наш век, когда
уровень потребления выступает одним из
показателей благосостояния нации и человека,
особенно остро ощущается альтернатива между
стремлением реализовать свой личностный
потенциал и обретением богатства, власти, чинов.
Фромм выделяет два способа существования
человека — модус обладания и модус бытия,
анализу которых и посвящена его книга «Иметь или
быть?». По мнению Фромма, большинство из нас знает
больше о модусе обладания, так как в нашей
культуре он встречается гораздо чаще. Модус
бытия в качестве своих предпосылок имеет
независимость, свободу и наличие критического
разума. Его характерная черта — активность,
которая предполагает продуктивное
использование своих человеческих потенций.
Однако не всякая активная позиция (не говоря уже
о пассивной) свидетельствует о выборе человека в
пользу модуса бытия.
Противоречие позиций обладания и бытия Фромм
иллюстрирует хорошо знакомыми и понятными
примерами из жизни. Оказывается, можно по-разному
читать, по-разному овладевать знаниями,
по-разному любить. Даже запоминать можно
по-разному: память по принципу обладания
отличается от памяти по принципу бытия, когда
имеет место активное воспроизведение, оживление
в памяти увиденного или услышанного. Студенты,
которые все записывают, поймут и запомнят меньше,
чем те, кто полагается на способность понять.
Фромм приводит такой факт: память людей
неграмотных превосходит память образованных
людей — и делает вывод, что грамотность не
является благом, если люди используют ее лишь для
поглощения информации, которая обедняет их
воображение.
Любовь по принципу обладания лишает объект любви
свободы и держит его под контролем. Любовь по
принципу бытия предполагает заботу, желание
отдавать другому. Марина Цветаева, посвятившая
вторую половину своей жизни любимому сыну Муру,
писала: «Нужно все отдавать детям без всякой
надежды… Потому что — нужно. Потому что — иначе
нельзя — тебе» (пунктуация и курсив авторские. —
М.С.). Фромм обращает внимание на то, что любящие
родители скорее редкость, чем правило, широкое
распространение получили физическая жестокость
и издевательства над детьми. К сожалению, за
последние десятилетия ситуация в лучшую сторону
не изменилась. То же самое относится и к
супружеской любви, когда поиск новых партнеров,
групповой секс мешают людям достичь гармонии
отношений с близким человеком, жить по принципу
бытия.
Осуществляемый человеком выбор не нуждается в
дополнительном объяснении и толковании, так как
это выбор не на словах, а на деле. И психологи в
этом отношении не составляют исключения.
Единственное их отличие состоит в том, что они в
силу своей профессиональной принадлежности
призваны помогать не только себе, но и другим
людям определиться и найти ответы на «вечные
вопросы» о смысле бытия. Правда, при этом Фромм
мудро замечает, что никто (в том числе и
профессиональный психолог) не может придать
смысл нашей жизни, кроме нас самих.
В работе «Ради любви к жизни» Фромм говорит об
избыточности и внутренней опустошенности
современного общества. По его мнению, роскошь
(«чрезмерная избыточность») — ничуть не меньшее
зло, чем бедность. А подлинное изобилие
предполагает творческую активность, которая
вызывает к жизни наши психические и
эмоциональные способности и делает нас
свободными и счастливыми. Фромм отмечает, что, по
мнению большинства людей, счастье исходит от
вещей, которые мы можем приобрести. Это не так:
можно прожить очень счастливо и «без всякого
товарного барахла», понимая ценность, например,
настоящего разговора, предполагающего, в отличие
от пустой болтовни, концентрацию и
сосредоточение.
Жизнь коротка, и если мы уступим избыточности, то
в конечном счете будем растоптаны богатством: от
этого выбора зависит наше будущее. В связи с этим
Фромм призывает культивировать такое отношение
к жизни, при котором самовыражение и полная
реализация всех человеческих потенций
признаются единственной реальной ценностью, и
предлагает отказаться от всех форм обладания
ради того, чтобы в полной мере быть. Он поднимает
вопросы построения нового общества, в котором
будет жить новый человек, но при этом осознает
ограниченность собственных усилий человека и
подчеркивает необходимость соответствующих
экономических и политических изменений.
Чтение работ Фромма может иметь разный эффект:
кому-то придаст уверенности, а кого-то лишит
привычной опоры. Несомненно одно — его книги
помогут задуматься о тех проблемах, на решение
которых в суете будней не остается времени, и,
может быть, изменить себя, свою жизнь и свое
отношение к на первый взгляд безусловным
жизненным ценностям. В этом, пожалуй, можно
усмотреть прагматическую ценность данного
издания для психологов, от которых порой ждут не
конкретного совета, а обозначения жизненных
ориентиров. Но, следуя Фромму, не следует
забывать, что в конце концов каждый человек
самостоятельно принимает то или иное решение.
Как сказал поэт, «каждый выбирает по себе …».
Марина СТЕПАНОВА
|