У истоков школьной психологии:
опыт историко-культурного
исследования
|
Серия
«Международные
бестселлеры»
М.: Память веков,
2006
|
Рецензируемая книга
представляет собой коллективную монографию,
объединенную как глубокой философской идеей, так
и общностью прикладных интересов авторов.
Принято считать, что школьная психология — дитя
последнего столетия, в крайнем случае — двух
(типичны ссылки на таких классиков, как У.Джеймс,
К.Д.Ушинский, А.Г.Асмолов и др.).
В реальности же, как показывают авторы, истоки
гораздо глубже. Не имея возможности подробно
пересказывать обширный и в высшей степени
обстоятельный труд, — что не мешает, отметим,
увлекательности изложения — ограничимся
некоторыми основными моментами. Воздадим
авторам должное: они не занимаются спекуляциями
на общие темы, а конкретно, с опорой на трудно
опровержимые материалы, показывают, что фигура
школьного психолога (аналог на древнегреческом
— психогог или психопомп) присутствует уже в
образовательных системах эллинского и
древнеегипетского мира. Коснемся последнего. Эта
малоизвестная и во многом загадочная сторона
истории образования обсуждается на основе
недавних сенсационных открытий; расшифровка
иероглифов по модифицированной методике
Шампольона дает основания для пересмотра всей
истории культуры.
Кратко ознакомим с некоторыми аспектами
содержания рецензируемой монографии. В долине
Нижнего (так наз. Серого) Нила были обнаружены
обширные подземные пустоты искусственного
происхождения, появление которых
радиоуглеродный анализ датирует VII–VI вв. до н.э.
Судя по расположению комнат, речь идет о
катакомбной (пещерной, лабиринтной) школе, по тем
временам — почти общеобразовательной.
Привлекают внимание большие классные
известняковые доски и клинописное оборудование
— судя по всему для занятий иностранным
(финикийским) языком. Среди прочих помещений было
обнаружено особое, с весьма характерным и
интересным для нас оборудованием: таблички с
изображением симметричных чернильных пятен,
зарисовки сценок из жизни животных (например,
ссора тигра и обезьяны), незаконченные
иероглифические предложения. Особое внимание
привлекает папирус с описанием прав и
обязанностей мумифицированного обитателя этой
комнаты, которые по сути совпадают с действующим
положением о школьной психологической службе, за
исключением того, что древние психогоги имели
частичные права полицейского (по
древнеегипетски — фараона).
Суть же его деятельности в основном сводилась к
следующему. Ребенка после предварительного
обследования заводили в центр лабиринта и там
оставляли. Тщетно пытаясь выбраться, он в трудные
минуты (голод, жажда, борьба с мокрицами,
тягостные воспоминания об учебе) встречал
человека, который его психологически
поддерживал, после чего как бы уходил, чтобы
потом, в еще более трудные минуты (близкая смерть
от голода и жажды, укусов мокриц, воспоминания об
учебе) вновь появиться и вновь поддержать (к
сожалению, в том числе ударами кнута). Если
ребенок научался выживать в лабиринте, задача
психогога считалась выполненной, и он
подвергался частичной канонизации с последующим
пребыванием в Долине Фараонов.
В завершение — надеемся, нам удалось
заинтересовать потенциального читателя книги —
отметим, что она будет интересна не только
школьным психологам и историкам культуры, но и
некоторым лингвистам, так как издана на языке
суахили.
Альберт ШАРАДА
|