Почти каждый
школьник перед экзаменом мечтает не только об
успешной сдаче этого самого экзамена, но и о той
благословенной поре, когда никаких экзаменов ему
уже не придется сдавать вовсе. Ему грезится, что
наступит момент, когда он сам окажется по другую
сторону стола и будет лишь снисходительно кивать,
молча выслушивая краснеющего и бледнеющего
школяра.
Наивный…
Мы-то, взрослые, теперь уже поняли, что
необходимость сдавать экзамены сохраняется всю
жизнь. Разве не экзамен — выступление перед
аттестационной комиссией? И ведь это надо делать
регулярно, если хочешь повысить свой разряд и
получить более высокую категорию. А открытые
занятия? А выступление на педсоветах или
конференциях? Нас с вами, практических
психологов, тоже постоянно экзаменуют на
профессиональную компетентность те, с кем мы
работаем: дети на развивающих занятиях, родители,
пришедшие на консультацию, учителя, посещающие
наш семинар.
Даже академики, достигшие, казалось бы, всех
мыслимых и немыслимых научных высот, выпуская
книгу или читая доклад на серьезных форумах,
порой волнуются куда сильнее нерадивого
студента перед экзаменом: как отнесутся коллеги?
Слово «экзамен» — точнее, стоящая за ним
реальность — очень мало кому нравится. Даже
экзаменаторам (если они, конечно, не законченные
садисты). Ведь им тоже приходится сильно
напрягаться, чтобы из жалкого лепета извлечь
крупицы глубокого смысла, да еще помочь
экзаменующимся волноваться поменьше.
«Вечная» проблема экзаменационного стресса и
его преодоления стала темой сегодняшнего
специального номера нашей газеты. Хочется
надеяться, что предлагаемые здесь материалы
окажутся полезными не только школьникам, но и
учителям, и родителям. Может быть, какие-то
рекомендации будут применяться и самими
школьными психологами — во время наших,
«взрослых», экзаменов…
Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор
|