«АНТИСТРЕССОВЫЙ»
классный час
До 40% всех факторов, ухудшающих
условия существования детей, сосредоточены в
школе. Эту проблему в последние годы признали,
кажется, все — и педагоги, и родители, и
психологи, и чиновники. По данным Института
возрастной физиологии, примерно 20% детей,
поступающих в школу, имеют нарушения
психического здоровья пограничного характера, а
к концу первого класса их становится уже 60–70%.
Ведущую роль в таком быстром ухудшении здоровья
детей играет школьный стресс.
У
этого явления есть целый ряд причин. Одна из них
— проблема адаптации. Известно, что на
протяжении своей учебы ребенок переживает, как
минимум три кризисных периода, связанных с
адаптацией: поступление в первый класс, переход в
основное звено школы (5-й класс) и переход в
старшее звено (10-й класс). А если ребенку
приходится не раз менять школу, он лишается
поддержки старых друзей, ему приходится
привыкать к новым одноклассникам и педагогам.
Собственно, по Г. Селье стресс и является «общим
адаптационным синдромом».
Не последнюю роль в развитии школьного стресса
играет неоправданная сложность учебных
программ, дополнительные внешкольные нагрузки
детей.
Нельзя не отметить, что школьная учеба — это
постоянные контрольные работы, опросы... И
главные школьные испытания — экзамены, которые
проводятся как минимум дважды: в 9-м и 11-м классах
(а в некоторых школах экзамены сдаются при
переводе из класса в класс). Известно, что
ситуация проверки знаний является серьезным
стрессогенным фактором, тем более что экзамены
часто накладываются на проблемы, вызванные одним
из сложнейших жизненных этапов — подростковым
кризисом. Ясно, что в этот период все
обыденные школьные трудности ощущаются ребенком
особенно остро.
Прибавим ко всему этому острую нехватку
времени, сопровождающую школьную жизнь детей с
первого до последнего года учебы, особенно при
подготовке к экзамену или на самом экзамене, и
станет очевидным, что цейтнот является одной из
главных причин школьного стресса. По мнению
директора Института возрастной физиологии РАО
М.М. Безруких, стресс ограничения во времени —
один из самых сильных стрессоров, влияющих на
функциональное состояние ребенка. Как ни
странно, многие педагоги до сих пор связывают
успешность обучения не только с качеством, но и
со скоростью деятельности — достаточно
вспомнить, что в начальной школе все еще
оценивают скорость чтения.
Очевидно, что школа, создавая стрессовые
ситуации, должна позаботиться о развитии у
школьников эффективных стратегий поведения в
этих ситуациях. В конце концов, это не менее
полезно, чем заучивание теоремы синусов и образа
«лишнего человека». Однако здесь вновь возникает
ситуация цейтнота, на этот раз — для завуча,
которого психолог будет просить об учебных часах
для своих занятий. Поскольку школьная программа,
как правило, не предусматривает в расписании
места для профилактики негативных последствий
школьного стресса, попробуем ограничиться одним
занятием. Занятие может проводить психолог, а
также педагог в рамках классного часа для
учащихся 9-х классов.
Предлагаемое занятие посвящено профилактике
цейтнота, как одной из наиболее частых причин
школьного стресса. Именно ограничение во времени
— физиологически самый вредный фактор,
приводящий к нарушению физического и
психического здоровья.
Как справиться с нехваткой времени?1
Вводная часть
Ведущий, после приветствия, говорит о том, что
люди, как правило, любят тесты, и предлагает
учащимся выполнить тест «Умеете ли вы
справляться со стрессом?». Рекомендуется
подчеркнуть, что это популярный тест и его
результаты не имеют научного характера.
Инструкция. В левой части бланка
предлагаются некоторые утверждения. Необходимо
выбрать в правой части бланка наиболее
характерные для вас реакции и отметить их.
Ключ к тесту
0–3 очка. Вы умеете владеть собой и,
вероятно, вполне счастливы.
4–7 очков. Ваша способность справляться
со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно
взять на вооружение некоторые приемы, помогающие
справляться со стрессом.
8 и более очков. Вам пока трудно бороться
с жизненными невзгодами. Если вы хотите
сохранить свои душевные и физические силы, вам
необходимо научиться использовать более
эффективные методы борьбы со стрессом.
Утверждение |
Часто |
Редко |
Никогда |
1. Я чувствую себя счастливым |
0 |
1 |
2 |
2. Я сам могу сделать себя
счастливым |
0 |
1 |
2 |
3. Меня охватывает чувство
безнадежности |
2 |
1 |
0 |
4. Я способен расслабиться в
стрессовой ситуации, не прибегая для этого к
успокоительным таблеткам или алкоголю |
0 |
1 |
2 |
5. Если бы я испытывал очень
сильный стресс, я бы обязательно обратился за
помощь к специалисту |
0 |
1 |
2 |
6. Я склонен к грусти |
2 |
1 |
0 |
7. Мне хотелось бы стать
кем-нибудь другим |
2 |
1 |
0 |
8. Мне хотелось бы оказаться
где-нибудь в другом месте |
2 |
1 |
0 |
9. Я легко расстраиваюсь |
2 |
1 |
0 |
Участники выполняют тест и
самостоятельно подсчитывают полученные очки.
Ведущий, не предлагая называть полученные суммы,
зачитывает весь ключ к тесту. Участники,
основываясь на полученных суммах очков, выбирают
соответствующий результат. Ведущий
подчеркивает, что результаты психологических
тестов всегда конфиденциальны, каждый сам
решает, стоит ли делиться полученной информацией
с другими.
После ознакомления с результатами ведущий
уточняет, всем ли понятно значение слова
«стресс». Затем предлагает участникам
тренингового занятия ответить: какие
обстоятельства или события чаще всего вызывают у
них стресс? При обсуждении ответов обратить
внимание на недостаток времени как стрессовый
фактор. Ведущий напоминает, что очень часто в
жизни школьника возникают такие ситуации, когда
одно дело еще не закончено, а необходимо уже
браться за другое, когда при всем желании не
успеваешь сделать уроки, выполнить какие-то
обязанности по дому, мало времени на подготовку к
экзамену. Ведущий предлагает участникам
вспомнить подобные ситуации, которые
происходили с ними. Следует обсудить чувства
человека, оказавшегося в цейтноте.
Подводя итог обсуждения, ведущий говорит, что,
когда человек попадает в цейтнот, он сначала
все-таки пытается успеть сделать все (иногда за
счет сна и отдыха), а потом наступает момент,
когда он чувствует бессилие, наступает апатия,
все валится из рук и ничего не хочется делать. О
чем говорят такие эмоции и состояния?
Исследования показали, что нехватка времени
является одной из основных причин стресса у
школьников.
Основная часть
Ведущий предлагает участникам подумать, можно
ли совершенно исключить из жизни ситуации
цейтнота. В высказываниях участников
подчеркивается, что невозможно их полностью
избежать, однако можно попытаться свести к
минимуму. Необходимо обсудить, какие способы
придуманы людьми для этого. Ведущий должен
подвести участников к мысли о том, что наличие
плана, расписания или графика предстоящей работы
помогает предотвратить цейтнот и связанный с ним
стресс. Участникам предлагается подумать, чем
располагает школа, чтобы помочь ребятам избежать
цейтнота. В высказываниях подчеркнуть: режим дня
школы, расписание уроков, план работы на четверть
(неделю, год), график дежурств и т.п. Можно
обсудить, чем вызвана необходимость режима дня в
школе? Как связан режим дня школы с режимом дня
каждого участника? Удобно ли иметь расписание
уроков на предстоящий день (неделю), расписание
экзаменов, почему? Можно ли также распланировать
свои внешкольные дела (предложить высказаться
тем, кто посещает какие-либо внешкольные
учреждения; выяснить, кто из них выполняет
некоторые уроки заранее с учетом своей
дополнительной нагрузки, удобно ли это)?
Участникам раздаются бланки «Моя рабочая
неделя».
День недели |
Утро |
День |
Вечер |
Понедельник |
|
|
|
Вторник |
|
|
|
Среда |
|
|
|
Четверг |
|
|
|
Пятница |
|
|
|
Суббота |
|
|
|
Воскресенье |
|
|
|
На этих бланках участники закрашивают
дни недели и время суток цветными карандашами
(фломастерами): красным цветом то время, которое
совпадает с большой нагрузкой, желтым — со
средней нагрузкой, зеленым — с отдыхом и
развлечениями (эта работа начинается на занятии,
а завершается дома). Цвет покажет рациональность
распределения сил участников в течение недели и
каждого дня. По окончании работы желающие
демонстрируют свои бланки. Группа обсуждает, в
какое время для данного участника может
возникнуть опасность стресса, связанного с
цейтнотом (там, где много красного цвета) и
предлагает, как можно этого избежать. Ведущий
подчеркивает такие варианты предотвращения
цейтнота, как:
— планировать предстоящие дела, чтобы ничего
не забыть и не столкнуться с внезапной
необходимостью что-то срочно доделывать в
последний момент;
— делать уроки заранее, чтобы разгрузить те
дни, когда у участника есть внешкольные занятия;
— не браться за несколько дел одновременно.
Особо следует подчеркнуть, что, планируя, свои
дела, необходимо учитывать время для отдыха и
восстановления сил.
Заключительная часть
Участникам
предлагается поделиться собственным опытом
предотвращения цейтнота при помощи
предварительного планирования или других
способов.
Ведущий обращает внимание на то, что, если
все-таки возникает ситуация цейтнота, человеку
необходимо в короткий срок мобилизовать все свои
силы. Существуют методы быстрой мобилизации
ресурсов и восстановления сил, например массаж
активных точек. Ведущий знакомит участников с
некоторыми приемами такого массажа:
— массаж мочек ушей;
— надавливание большим пальцем на точку между
нижней губой и подбородком;
— массаж переносицы и области «третьего
глаза».
Домашнее задание. Обсудить с родителями
возможности лучшего распределения своих сил в
течение недели с учетом школьных и внешкольных
дел; попробовать использовать массаж активных
точек для мобилизации сил.
1 За основу занятия взята
разработка М.А. Ступницкой
Вадим РОДИОНОВ,
доктор педагогических наук
Литература
1. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни.
— М., 1997.
2. Безруких М.М. Трудности обучения в школе:
комплексный подход // Школьный психолог. — 2006, № 3.
3. Родионов В.А., Ступницкая К.Р., Ступницкая М.А.
Прививка от стресса. — Ярославль, 2006.
4. Рыбина Л. Сможет ли школа избавиться от
стрессов? Материалы межрегиональной конференции
Министерства образования РФ «Воспитываем
здоровое поколение», 30—31 мая 2004 г. —М., 2004.
5. Селье Г. Стресс без дистресса. — М., 1979. |