ПCИХОЛОГИЯ
ОТНОШЕНИЙ
|
В.Н. Мясищев
Под ред. А.А. Бодалева
М.: Изд-во МПСИ;
Воронеж:
Изд-во НПО
«МОДЭК», 2004
|
У каждой книги свой
читатель. Книги, подобные этой, как правило, не
привлекают у себе внимания практических
психологов. Первое знакомство с изданием –
чтение аннотации, вступительной статьи и
оглавления – однозначно свидетельствует в
пользу того, что вы держите в руках образец
научной психологической литературы. Обилие
терминов и имен, сложные заголовки, пространные
размышления в сочетании с отсутствием привычных
разработок конкретных мероприятий – все это не
прибавляет энтузиазма и лишь усиливает желание
отложить книгу в сторону. И это вполне понятно,
так как теоретические вопросы интересуют
представителей академической психологии, и
издания серии «Психологи России» рассчитаны
прежде всего на них (в этой серии издавались
научные труды Б.М.Теплова, Н.А.Бернштейна,
А.А.Леонтьева и др.). Тем не менее любое научное
издание в той или иной степени касается
прикладных аспектов, и данное не составляет
исключения. Наверняка найдутся практические
психологи, столкнувшиеся с необходимостью
разобраться в основаниях собственной работы, но
не знающие, к какой книге следует обратиться.
Сборник избранных трудов известного
отечественного психолога и психотерапевта
В.Н.Мясищева (1893–1973) может оказаться весьма
полезным.
В историю психологии Мясищев вошел как один из
ведущих исследователей личности, он
разрабатывал патогенетическую теорию неврозов и
основанную на ней психотерапию. Мясищев – автор
концепции психологии отношений, согласно
которой психические отношения личности
определяют индивидуальный характер
деятельности и отдельных поступков. Решающее
значение психических отношений доказано
практикой: качество и успех работы зависят от
отношения к ней, неразрешимые задачи решаются
благодаря самоотверженному отношению к
обязанностям, больной возвращается к жизни
средствами психотерапии и т.п. В то же время
хорошо известно, что нарушенные отношения и
связанные с ними переживания приводят к
возникновению болезненных процессов – неврозов
и соматических отклонений.
Эти общие положения психологии отношений
Мясищева самым непосредственным образом
касаются школьной психологии: интересы,
ценности, склонности – все это суть отношения.
Недисциплинированный ученик превращается в
образцового вследствие изменения его отношения
к школе, интерес к учению – проявление
выраженного эмоционального отношения к процессу
познания.
Данная книга – сборник трудов ученого, и потому
под одной обложкой собраны работы разной
психологической тематики. В частности, в статье
«Характер и прошлое (к вопросу о методике
анамнеза)» рассказывается о том, как движение от
настоящего к прошлому помогает выяснить причины
того или иного личностного образования, например
эгоизма или пессимизма, уныния.
В задачи рецензента не входит убеждать читателей
«Школьного психолога» в необходимости
приобрести эту книгу. Хочется лишь подчеркнуть,
что и она может быть поставлена на книжную полку
практического психолога.
Марина СТЕПАНОВА
|