Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПCИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ

 

В.Н. Мясищев
Под ред. А.А. Бодалева
М.: Изд-во МПСИ;
Воронеж:
Изд-во НПО
«МОДЭК», 2004

У каждой книги свой читатель. Книги, подобные этой, как правило, не привлекают у себе внимания практических психологов. Первое знакомство с изданием – чтение аннотации, вступительной статьи и оглавления – однозначно свидетельствует в пользу того, что вы держите в руках образец научной психологической литературы. Обилие терминов и имен, сложные заголовки, пространные размышления в сочетании с отсутствием привычных разработок конкретных мероприятий – все это не прибавляет энтузиазма и лишь усиливает желание отложить книгу в сторону. И это вполне понятно, так как теоретические вопросы интересуют представителей академической психологии, и издания серии «Психологи России» рассчитаны прежде всего на них (в этой серии издавались научные труды Б.М.Теплова, Н.А.Бернштейна, А.А.Леонтьева и др.). Тем не менее любое научное издание в той или иной степени касается прикладных аспектов, и данное не составляет исключения. Наверняка найдутся практические психологи, столкнувшиеся с необходимостью разобраться в основаниях собственной работы, но не знающие, к какой книге следует обратиться. Сборник избранных трудов известного отечественного психолога и психотерапевта В.Н.Мясищева (1893–1973) может оказаться весьма полезным.
В историю психологии Мясищев вошел как один из ведущих исследователей личности, он разрабатывал патогенетическую теорию неврозов и основанную на ней психотерапию. Мясищев – автор концепции психологии отношений, согласно которой психические отношения личности определяют индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков. Решающее значение психических отношений доказано практикой: качество и успех работы зависят от отношения к ней, неразрешимые задачи решаются благодаря самоотверженному отношению к обязанностям, больной возвращается к жизни средствами психотерапии и т.п. В то же время хорошо известно, что нарушенные отношения и связанные с ними переживания приводят к возникновению болезненных процессов – неврозов и соматических отклонений.
Эти общие положения психологии отношений Мясищева самым непосредственным образом касаются школьной психологии: интересы, ценности, склонности – все это суть отношения. Недисциплинированный ученик превращается в образцового вследствие изменения его отношения к школе, интерес к учению – проявление выраженного эмоционального отношения к процессу познания.
Данная книга – сборник трудов ученого, и потому под одной обложкой собраны работы разной психологической тематики. В частности, в статье «Характер и прошлое (к вопросу о методике анамнеза)» рассказывается о том, как движение от настоящего к прошлому помогает выяснить причины того или иного личностного образования, например эгоизма или пессимизма, уныния.
В задачи рецензента не входит убеждать читателей «Школьного психолога» в необходимости приобрести эту книгу. Хочется лишь подчеркнуть, что и она может быть поставлена на книжную полку практического психолога.

Марина СТЕПАНОВА