ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
для подростков и родителей
|
А.Г. Грецов
СПб.: Питер, 2006
|
Первая книга,
посвященная психологии подростка, увидела свет
более ста лет назад, и с той поры психологами
написаны сотни и тысячи книг на эту тему.
Поначалу ученые мужи писали эти труды друг для
друга, позднее переключились на просвещение
родителей и лишь совсем недавно стали обращаться
непосредственно к тем, кто и составляет предмет
их профессионального интереса, — к подросткам.
Таким образом, любая книга о подростках, как
правило, ориентирована на один из трех сегментов
разнородной читательской аудитории. Новая
работа питерского психолога А.Г. Грецова
представляет собой смелую попытку обращения
сразу к двум адресатам — как к самим подросткам,
так и к их родителям (ничего нового для ученой
аудитории книга не содержит, да автор такой
задачи и не ставит).
Сама по себе идея сколь интересна, столь и спорна
— слишком уж разные ожидания связывают отцы и
дети с литературой такого рода. Удается ли автору
удовлетворить ожидания тех и других? Увы, скорее
нет — перед нами вполне ожидаемый итог «погони
за двумя зайцами». Попытка рассказать подросткам
о них самих, а заодно и просветить их родителей
оказывается фактически безадресной. Да и
название книги ожиданий не оправдывает — слово
«практическая» по отношению к психологии
сегодня стало своего рода ритуальным
заклинанием, произносимым к месту и, как в данном
случае, совершенно не к месту — никаких
конкретных практических рекомендаций книга не
содержит. Она представляет собой вполне
традиционный просветительский очерк, весьма
добротный, но далеко не оригинальный.
(Дабы исчерпать претензии к книге, можно
поворчать и на ее оформление — иллюстрации,
стилизованные под детские рисунки, оставляют
впечатление любительских каракулей.)
Сказанное, впрочем, не означает, будто книга не
хороша и читателя не заинтересует. Просто,
образно говоря, поставив перед собой трудно
выполнимую задачу — с середины реки докричаться
до двух ее берегов, автор рискует оказаться не
услышанным ни на одном, ни на другом. И это
достойно сожаления, поскольку прислушаться к
нему следовало бы. И прежде всего школьным
психологам — тем, кто, подобно автору, пытается
перекинуть мостик между дальними берегами. В
своей небольшой работе автор доступно излагает
ключевые идеи, касающиеся психологических
особенностей подросткового возраста. При этом он
опирается на множество научно-психологических
источников (что юного читателя вряд ли подкупило
бы) и на собственный профессиональный опыт — как
настоящий практический психолог, автор с
освещаемыми проблемами знаком не понаслышке.
При том, что занимательности, столь ценимой
подростками, книге явно недостает, ее содержание
с точки зрения психологической практически
безупречно. Лет сто назад такую книгу назвали бы
«Психология подростка в кратком общедоступном
изложении». Именно в этом качестве она может быть
весьма полезна всем, кто хотел бы расширить и
систематизировать свои знания по этой теме.
Несомненно, многие школьные психологи относятся
к этой категории читателей. Ознакомившись с
новой книгой, они не будут разочарованы. А вот
станут ли рекомендовать ее подросткам и
родителям? Наверное, большинство скорее
предпочтет ее фрагментарно пересказать — для
каждой аудитории по-своему.
Сергей СТЕПАНОВ
|