МАСКИ-ШОУ
Психологическая игра для выпускников
Цель.
Ознакомление с простейшими приемами снятия
эмоционального напряжения, снятие фрустрации на
неожиданную ситуацию, получение опыта поведения
на экзамене, структурирования ответа, поиск
ресурса для уверенного поведения, настрой на
позитивное начало.
Условия проведения. Учебное помещение с
легкой подвижной мебелью, где можно поставить в
круг стулья по числу участников.
Количество участников. 12–15 человек.
Контингент участников. Выпускники 9-х,
11-х классов, абитуриенты.
Оборудование. Желателен, но не
обязателен магнитофон, аудиокассеты со
спокойной музыкой для релаксации. Маски для игры.
Небольшие мягкие или полиуретановые игрушки –
персонажи различных сказок (можно заменить
картинками). Карточки с текстами билетов. Игрушка
«Золотая рыбка».
ХОД ИГРЫ
Упражнение на снятие напряжения
Представьте песчаную пустыню из сказки об
Алладине и волшебной лампе. По ней медленно
плывет караван верблюдов с товарами и дарами. Вы
видите, как плавно ступают верблюжьи ноги по
песку, вздымая мелкую золотистую песчаную пыль.
Медленно раскачиваются на боках верблюдов мешки
– вправо, влево... Гордо и важно вытянуты шеи
верблюдов, и только длинные пряди свисающей
шерсти мерно раскачиваются вправо и влево в такт
размеренному шагу. Верблюды медленно жуют, их
веки с длинными пушистыми ресницами полузакрыты,
и кажется, будто они спят на ходу.
Твое дыхание становится глубоким и ровным.
Наблюдая за караваном, ты успокаиваешься. Сердце
бьется ровно, свободно.
Упражнения на поддержку, поиск ресурса
В кругу находится корзина с игрушками –
героями различных сказок. Участники по очереди с
закрытыми глазами достают игрушку и называют
качество характера сказочного героя, которое
может пригодиться на экзамене. Если нет игрушек,
корзину можно заменить на коробочку с
карточками, на которых написаны имена героев
сказок.
Упражнение «Маски-шоу»
На экзамене, как и в жизни, каждый играет свою
роль. По кругу поочередно пускаются маски
(желательно по числу участников). Получая маску,
представьте, кому из участников экзамена она
больше подойдет, и озвучьте маску любой
подходящей фразой из роли экзаменатора или
экзаменующегося.
Упражнение «Экзамен в школе сказочных
героев»
Выбирается комиссия, определяются желающие
попробовать себя в роли сдающих экзамен,
остальные участники образуют группу поддержки,
которая может помогать так, чтобы не заметила
комиссия.
Экзаменующимся раздаются роли-маски и номера
билетов согласно роли: билет № 1 – Золушке,
№ 2 – Буратино, № 3 – Шапокляк, № 4 – поросенку
Нуф-Нуфу, № 5 – Карлсону, № 6 – Джину, № 7 – Коту в
Сапогах.
Организуется пространство.
За стол с билетами приглашается комиссия. На
столе экзаменаторов лежат билеты текстом вниз,
номер билета указан сверху. Участники тянут
билеты, занимают места за партами, готовятся и
отвечают. Комиссия может предложить кому-нибудь
попробовать ответить без подготовки, наградив за
находчивость и смелость. Группа поддержки может
оказывать помощь, при условии, что экзаменаторы
ее не заметят.
Комиссия выслушивает всех участников, задает
дополнительные вопросы, ставит оценки.
Упражнение проходит спонтанно. Ведущий
старается не вмешиваться в процесс сдачи
«экзамена».
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
Билет №1
Тернистый путь от туфельки до рваного
башмака. Роль обуви в жизни человека.
Билет №2
Подростковый сленг как способ самовыражения.
Формы, способы применения и классификация
подросткового сленга.
Билет №3
Роль мусора в жизни разных слоев населения.
Влияние мусора на формирование характера.
Билет №4
Лужа как место отдыха. Варианты использования
лужи. индивидуальная и групповая форма
использования лужи.
Билет №5
Понятие и роль крыши в современном обществе.
Возможности и ограничения крыши.
Билет №6
Жизненные этапы пластиковых и стеклянных
сосудов (емкостей, бутылок). Эмбриональная
стадия, сам этап используемого сосуда и
«постбутылочный» этап.
Билет №7
Роль хозяина в жизни кошки. Разновидности
хозяев, способы ухода и воспитания хозяина.
Несовершенство образа человека с точки зрения
кошки.
Упражнение «Золотая рыбка»
Ведущий предлагает вновь занять место в кругу.
В руках у него игрушка «Золотая рыбка»,
желательно надувная, издающая нежный звон.
Ведущий передает рыбку по кругу и предлагает
каждому участнику загадать три желания: два из
них произнести вслух, а третье не называть, а
только задумать и при этом тихонько позвенеть
рыбкой у левого уха. Желание обязательно должно
сбыться.
Рефлексия
Участники делятся впечатлениями, пожеланиями.
Татьяна СОЛОВЬЕВА,
педагог-психолог МОУ Лицей № 1,
г. Волжский,
Волгоградская обл.
|