В конфуцианстве
есть такая притча.
Как-то ученик спросил Конфуция, как следует людям
относиться к богам и демонам. «Никак, — ответил
Учитель. — Люди еще не научились относиться друг
к другу».
Получается, по Конфуцию, что путь к Богу (впрочем,
как и путь к демонам) начинается с пути к людям.
Учась строить отношения с другими людьми, мы
становимся более духовными. Или не становимся,
если эти отношения деструктивны, манипулятивны и
наполнены злобой.
Наверное, неспроста профессию психолога все
время соотносят с деятельностью
священнослужителей. Практически в любой мировой
религии движение к Богу (или к духовному
самосовершенствованию) теснейшим образом
взаимосвязано с проявлением доброты к людям,
прощением их заблуждений и ошибок, с умением
строить с ними гармоничные отношения.
Практический психолог редко прибегает к
религиозной терминологии в своей работе (увы, еще
Дильтей с грустью указывал, что «наука о душе»
стала «бездушной»). Но цели, а порой и способы
деятельности психолога и священника оказываются
очень близкими.
Можно вспомнить и то, что проблемы веры,
религиозного сознания чрезвычайно важны для
ряда крупнейших психологов мира не только в
плане их личного существования, но и в построении
психологических теорий и психотерапевтических
систем (У.Джеймс, К.Г.Юнг, К.Роджерс, В.Франкл и др.).
В наши дни все громче звучат голоса об особой
христианской психологии — причем от таких
известных ученых и методологов, как Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк.
Сейчас — в дни поголовного увлечения
мистическими, оккультными, эзотерическими
учениями — психологи порой считают
профессионально оправданным привнесение
элементов этих учений в свою деятельность. Это
очень опасная ситуация!
Может быть, действительно приходит время, когда
психологическая наука и религиозное
мировоззрение окажутся способными в
взаимообогащающему диалогу, чтобы противостоять
разрушительным тенденциям?
Игорь ВАЧКОВ,
главный редактор
|