Летта ХОЛЛИНГВОРТ
(1886–1939)
86
лет назад, 22 июня 1920 г., увидела свет книга
американского психолога Летты Холлингворт Psychology
of Subnormal Children. Название книги нелегко перевести
на русский, так как слово «субнормальный» в нашем
языке не прижилось. Дети, о которых пишет
Холлингворт, не являются ненормальными в
привычном смысле этого слова. Речь в книге идет о
детях, которые несколько «не дотягивают» до
среднестатистической нормы интеллектуального и
эмоционального развития, но тем не менее, по
мнению автора, также заслуживают того, чтобы
получить соответствующее своим способностям
образование и стать полноценными членами
общества. Идеи, высказанные в книге, сегодня
считаются настолько общепризнанными и даже
тривиальными, что в современных работах они
упоминаются как аксиомы, без ссылок на Летту
Холлингворт, хотя именно ей принадлежит
приоритет в их утверждении.
Про книгу и ее автора сегодня вспоминают
нечасто. Вероятно, потому, что тут отсутствует
предмет для полемики (тогда когда иные более чем
спорные работы некоторых психологов активно
дискутируются десятилетиями). Может быть, именно
такой вклад в психологию и следовало бы признать
по-настоящему ценным, по сравнению с
волюнтаристскими гипотезами и голословными
декларациями, которыми, увы, изобилует наша
наука.
В наши дни имя Холлингворт все чаще вспоминают
в связи с развернувшейся в последние годы на
Западе феминистской истерией. Судя по всему, наши
женщины по сравнению со своими западными
подругами отличаются большей житейской
мудростью и здравомыслием, и, несмотря на потуги
отдельных экстремисток, эта вздорная кампания
никогда не примет у нас масштаба национального
бедствия. Да и сами доморощенные эмансипе имя
Холлингворт предпочитают не вспоминать, хотя в
эрудиции иным из них не откажешь. А все дело в том,
что эта замечательная женщина, действительно
немало сделавшая для достижения равноправия
полов, утверждала свои принципы не столько
манифестами, сколько реальными делами, наглядно
демонстрировавшими не просто право, но и
способность женщины-ученого встать вровень с
коллегами-мужчинами.
Детство и юность
Летта Стеттер родилась в 1886 г. в американской
глубинке, на Среднем Западе. Она была старшей из
трех сестер-погодков. Свою мать практически не
знала — та умерла, рожая третью дочь. Овдовевший
отец, не сильно обремененный родительскими
чувствами, поспешил «сплавить» малышек
родителям покойной жены, так что детство Летты и
ее сестер в течение 10 лет протекало в доме
бабушки и дедушки, которые проявляли о сиротах
нежную и трогательную заботу.
Когда Летте исполнилось двенадцать, отец
женился снова и пожелал вернуть дочерей под свой
кров. Эта перемена оказалась далеко не к лучшему.
И прежде склонный к алкоголизму, отец нашел во
второй жене родственную душу и за компанию с нею
окончательно спился. Так что родительской любви
дети так и не узнали, росли заброшенными и никому
не нужными. Не приходится удивляться, что первой
публикацией Летты стало напечатанное в
провинциальной газете стихотворение «Одинокая
сосна», в котором 14-летняя девочка символически
уподобляет судьбу сироты одинокому дереву, ничем
не защищенному и открытому всем ветрам. Стихи
Летта продолжала писать и потом, однако
литературной славы они ей не принесли. Ей
предстояло прославиться на ином поприще.
В возрасте 16 лет она поступила в Университет
штата Небраска. В ту пору перспектива карьеры для
молодых женщин ограничивалась педагогической
сферой. На этом поприще она и начала свою
профессиональную деятельность — преподавала
сначала в средней школе в Небраске, а затем в
колледже Барнарда в Нью-Йорке, куда она переехала
вслед за своим женихом Гарри Холлингвортом,
который писал докторскую диссертацию по
психологии при Колумбийском университете под
руководством Джеймса Кэттела. Небезынтересно,
что в истории науки мистер Холлингворт заметного
следа не оставил, и если когда и упоминается о
нем, то лишь как о муже Летты, авторе ее
посмертной биографии.
Молодые люди поженились в 1908 г. Летта
намеревалась продолжить преподавание, однако, к
ее большому огорчению, ей это не было позволено.
По бытовавшему в то время убеждению, если
замужняя женщина занимается чем-либо вне дома,
муж и дети от этого страдают.
Летта Холлингворт решила попробовать свои силы
в литературе. Обладала ли она литературным даром,
сегодня судить невозможно, так как свои рассказы
ей опубликовать не удалось. Молодая семья жила в
весьма стесненных материальных условиях, и Гарри
был вынужден взяться за дополнительную
консультационную работу, чтобы дать жене
возможность пройти курс последипломной
подготовки.
Хорошим подспорьем тут стал заказ фирмы
«Кока-кола»: ввиду опасений общественности
требовалось установить, не оказывает ли кофеин,
входящий в состав популярного напитка,
отрицательного влияния на организм и психику
человека. С поставленной задачей Гарри
Холлингворт успешно справился, за что и был щедро
вознагражден заказчиком. Средства на
образование были добыты.
Ученая дама америки
В 1916 г. Летта под руководством Э. Торндайка
защитила в Колумбийском университете докторскую
диссертацию по психологии. А уже пять лет спустя
ее имя появилось в справочнике «Ученые Америки».
(Особенно забавно, что справочник, если быть
точным, назывался «Ученые мужи Америки».) Так был
отмечен ее вклад в исследование женской
психологии. Немаловажно заметить, что ни одна из
ее работ никогда не была подкреплена
материальными субсидиями: саму идею
спонсировать «женское баловство» любой
попечительский совет отвергал без обсуждений.
Летта Холлингворт проводила широкомасштабные
эмпирические исследования по проверке гипотезы
большей вариабельности мужчин. Именно на этой
гипотезе Ч. Дарвина основывались все утверждения
о неспособности женщин к образованию и
профессиональной карьере. Раз женщины по своим
психологическим характеристикам более тяготеют
к некоторому среднему уровню, то, следовательно,
они менее способны к творческой
интеллектуальной деятельности. А потому и нет
необходимости готовить их к чему-либо, кроме
ведения домашнего хозяйства.
В период с 1913 по 1916 г. Холлингворт провела серию
исследований, направленных на выяснение уровня
физических, сенсомоторных и интеллектуальных
способностей у различных групп испытуемых, среди
которых были младенцы и подростки обоего пола,
студенты и студентки колледжей, женщины во время
менструального периода (в ту пору считалось, что
в ходе этих естественных процессов женщина
неизбежно деградирует умственно и эмоционально).
Полученные ею результаты поставили под сомнение
гипотезу вариабельности и прочие представления
о женской неполноценности.
Так,
согласно ее данным, психологические изменения в
ходе менструального цикла никак не связаны с
уровнем когнитивных способностей. В дальнейшем
она подвергла исследованию понятие врожденного
материнского инстинкта, поставив задачу
выяснить, действительно ли деторождение
является основным способом самореализации
женщины. По ее мнению, такое представление
сформировано комплексом социальных и культурных
условий и вовсе не соответствует женской
природе.
Холлингворт предостерегала специалистов по
профориентации против того, чтобы они
рекомендовали женщинам умерять свои
профессиональные притязания и готовиться
преимущественно к роли домохозяйки, в которой в
принципе невозможно совершить что-то выдающееся.
«Кто знает, кто в Америке лучшая домохозяйка, —
писала Холлингворт. — Выдающихся домохозяек
вообще не бывает». Впрочем, и публичному аспекту
этой проблемы она отдала дань: участвовала в
митингах и парадах суфражисток, требовавших
равных избирательных прав (в полном объеме
уравнивание демократических прав полов
произошло в США лишь в 1920 г.).
Характерно, что на этих манифестациях плечом к
плечу с Леттой выступал и ее муж, полностью
разделявший ее общественно-политические идеалы.
Открытия в детской психологии
Наиболее значительный вклад Холлингворт
внесла в разработку проблем детской психологии:
в частности — 45 из 75 ее работ посвящены одаренным
детям. Результаты ее исследований, проводившихся
в 1914–1920 гг., представлены в уже упомянутой книге
о «субнормальных» детях, а также в не менее
известной ее работе «Особые таланты и дефекты»
(1926). В ходе своих исследований она обнаружила,
что низкая социальная адаптация проистекает не
только из недостатков интеллекта — решающими, по
ее мнению, оказываются факторы эмоционального
отношения к реальности. Ею был отмечен факт,
ранее упускавшийся исследователями из виду: дети
с высоким уровнем интеллектуального развития
могут страдать серьезными эмоциональными
расстройствами, причем эти факторы могут быть
взаимосвязаны, поскольку исключительное
положение одаренных детей в среде сверстников
провоцирует эмоциональные нарушения.
Эти исследования способствовали повышению
интереса к проблеме детской одаренности,
преодолению одностороннего подхода к одаренным
детям.
В 1917 г. Летта Холлингворт, участвовавшая в
ежегодной конференции Американской
психологической ассоциации, выступила с
предложением создать новую независимую
профессиональную организацию — Американскую
ассоциацию детской психологии. Претворение в
жизнь этой идеи затрагивало интересы многих
функционеров АПА. Поэтому предложение вызвало
серьезные споры, и решение было отложено на год.
Организационное оформление этого предложения
произошло значительно позже и совершенно иначе,
нежели это виделось Летте Холлингворт.
К началу двадцатых она уже имела определенное
влияние в официальных кругах Нью-Йорка, которое
сумела использовать для создания
экспериментальной школы. Эта школа стала
полигоном для разработки ее концепции детской
одаренности. Специально отобранных одаренных
детей обучали и исследовали на протяжении их
развития до двадцатилетнего возраста. Это было
одним из первых лонгитюдных исследований в
данной области, которое, в частности,
продемонстрировало: интеллектуальное
превосходство еще не является гарантией высоких
социальных достижений на протяжении жизни.
К сожалению, Летта Холлингворт не дожила до
завершения этого научного проекта.
Сергей CТЕПАНОВ
|