Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2006


ВСЕРОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

III Всероссийская неделя школьной психологии «Погружение» представляет:

Тематический день «Вместе с учителем»

Хорошо известно из теории и, что приятно, подтверждено практикой: осваивая игровую деятельность, ребенок сначала учиться играть сам и в паре со взрослым, потом рядом с другими детьми и лишь потом — вместе с другими детьми. Приходя работать в школу, психолог проходит похожий путь: сначала он встраивается в жизнь школы сам по себе, потом пристраивается к работе других и лишь потом (если не уйдет из школы, если хватит мудрости и понимания, если все сложится...) — лишь потом начинает работать вместе с другими взрослыми. Прежде всего, с педагогами.

Играть вместе очень интересно, но трудно: нужно удерживать не только свой игровой интерес и свою сюжетную линию, но и игровые задачи других, нужно координировать темп и ритм игры, совместно принимать решения, проговаривать свои действия прежде, чем их совершать, и много чего еще нужно делать. Незрелый ребенок не всегда справляется со всеми этими требованиями совместной игры, и начинаются ссоры, истерики, летит во все стороны песок, рушатся выстроенные замки...

Работать вместе тоже хорошо, но не менее трудно. Нужно найти общий язык, понять цели друг друга и удерживать их как важные в процессе всей работы. Нужно считаться с чужой позицией, видеть в ней сильные стороны, верить в честность профессиональной позиции другого специалиста, а все разногласия рассматривать как рабочий момент, а не злой умысел. Нужно хорошо понимать и уметь донести до партнера по совместной деятельности свое видение ситуации, свою профессиональную задачу, не умаляя его задач.

Работать вместе с педагогом — особый уровень профессиональной зрелости педагога-психолога, особый вид мастерства. Многие ли из нас могут с уверенностью сказать, что достигли его? В этом мастерстве есть и ценностный, и инструментальный аспекты. Ценностный — в принятии позиции педагога, установлении с ним равноправных профессиональных отношений. Инструментальный — в нахождении форм и способов организации сотрудничества.

В суматошной школьной жизни, часто организованной по принципу «здесь и сейчас», далеко не всегда находится место размеренным диалогам и консультациям. С другой стороны, совершенно неэффективны скорые и эмоциональные беседы в коридоре и во время обеда. Поиск удобных и эффективных форм — специальная задача. И очень хотелось бы узнать о том опыте, который накоплен нашими коллегами, как-то оценить его и положить в свою личную копилку.

Научиться сотрудничать с педагогом — это одна половина дела. Есть и другая: предмет сотрудничества. Что мы такое знаем, что такое умеем, чего действительно не знает и не умеет педагог? Ответ на этот вопрос поможет психологу определиться со своим местом в системе образования.

Может быть, мы нужны только на время, пока не изменится наконец система педагогического образования и практическая психология не станет составной частью педагогического мастерства? И тогда педагог сможет делать все то, что делает сегодня школьный психолог, а со сложными проблемами будет обращаться к консультантам в центры. А может быть, наше место в школе, около педагога, основательно и незыблемо, тогда нужно его определить, назвать.

Психологический анализ урока — это миф или вполне определенный, значимый вид экспертизы педагогического процесса, который помогает педагогу настроить урок на конкретных детей? Результаты консилиума — инструмент управления образовательной ситуацией в школе или модное времяпрепровождение? Из того, что умеет делать психолог, что действительно нужно школе, а что нужно только ему или амбициозному школьному администратору?

Очень, очень важно вычленить и описать то содержание профессионального общения психолога и педагога, которое на самом деле представляет ценность, позволяет решать проблемы развития и обучения конкретных детей, развивать школу в целом. Тогда нам будет понятно, вокруг чего строить сотрудничество, на что не жалко тратить редкие золотые крупицы свободного времени педагога и, понятное дело, свои собственные. Кстати, речь вовсе не обязательно идет о каких-то фундаментальных проектах и темах (хотя хотелось бы быть полезными на таком уровне). Наше знание вполне может быть скромным, незаметным: как правильно начать урок, если класс возбужден; как помочь тревожному ребенку преодолеть страх перед публичными ответами; как вплести теоретические проблемы неорганической химии в хитросплетения отношений мальчиков и девочек в 8-м «А»?

Подрастая, ребенок предпочитает игру «вместе» игре «рядом», потому что первая — интереснее, богаче возможностями, разнообразнее. А мы? Что дает нам позиция «вместе с учителем»? Может быть, снимает с нас ответственность? Может быть, придает дополнительные возможности? А может быть, только в этом случае работа психолога в школе обретает смысл?

Очень хочется услышать разные варианты ответа, поспорить, подумать, найти свой.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук,
руководитель Центра сопровождения образования
«Точка ПСИ»