III Всероссийская неделя
школьной психологии «Погружение» представляет:
Тематический день «Вместе с учителем»
Хорошо известно из теории и, что
приятно, подтверждено практикой: осваивая
игровую деятельность, ребенок сначала учиться
играть сам и в паре со взрослым, потом рядом с
другими детьми и лишь потом — вместе с
другими детьми. Приходя работать в школу,
психолог проходит похожий путь: сначала он
встраивается в жизнь школы сам по себе, потом
пристраивается к работе других и лишь потом (если
не уйдет из школы, если хватит мудрости и
понимания, если все сложится...) — лишь потом
начинает работать вместе с другими взрослыми.
Прежде всего, с педагогами.
Играть вместе очень интересно, но трудно: нужно
удерживать не только свой игровой интерес и свою
сюжетную линию, но и игровые задачи других, нужно
координировать темп и ритм игры, совместно
принимать решения, проговаривать свои действия
прежде, чем их совершать, и много чего еще нужно
делать. Незрелый ребенок не всегда справляется
со всеми этими требованиями совместной игры, и
начинаются ссоры, истерики, летит во все стороны
песок, рушатся выстроенные замки...
Работать вместе тоже хорошо, но не менее трудно.
Нужно найти общий язык, понять цели друг друга и
удерживать их как важные в процессе всей работы.
Нужно считаться с чужой позицией, видеть в ней
сильные стороны, верить в честность
профессиональной позиции другого специалиста, а
все разногласия рассматривать как рабочий
момент, а не злой умысел. Нужно хорошо понимать и
уметь донести до партнера по совместной
деятельности свое видение ситуации, свою
профессиональную задачу, не умаляя его задач.
Работать вместе с педагогом — особый уровень
профессиональной зрелости педагога-психолога,
особый вид мастерства. Многие ли из нас могут с
уверенностью сказать, что достигли его? В этом
мастерстве есть и ценностный, и инструментальный
аспекты. Ценностный — в принятии позиции
педагога, установлении с ним равноправных
профессиональных отношений. Инструментальный —
в нахождении форм и способов организации
сотрудничества.
В суматошной школьной жизни, часто
организованной по принципу «здесь и сейчас»,
далеко не всегда находится место размеренным
диалогам и консультациям. С другой стороны,
совершенно неэффективны скорые и эмоциональные
беседы в коридоре и во время обеда. Поиск удобных
и эффективных форм — специальная задача. И очень
хотелось бы узнать о том опыте, который накоплен
нашими коллегами, как-то оценить его и положить в
свою личную копилку.
Научиться сотрудничать с педагогом — это одна
половина дела. Есть и другая: предмет
сотрудничества. Что мы такое знаем, что такое
умеем, чего действительно не знает и не умеет
педагог? Ответ на этот вопрос поможет психологу
определиться со своим местом в системе
образования.
Может быть, мы нужны только на время, пока не
изменится наконец система педагогического
образования и практическая психология не станет
составной частью педагогического мастерства? И
тогда педагог сможет делать все то, что делает
сегодня школьный психолог, а со сложными
проблемами будет обращаться к консультантам в
центры. А может быть, наше место в школе, около
педагога, основательно и незыблемо, тогда нужно
его определить, назвать.
Психологический анализ урока — это миф или
вполне определенный, значимый вид экспертизы
педагогического процесса, который помогает
педагогу настроить урок на конкретных детей?
Результаты консилиума — инструмент управления
образовательной ситуацией в школе или модное
времяпрепровождение? Из того, что умеет делать
психолог, что действительно нужно школе, а что
нужно только ему или амбициозному школьному
администратору?
Очень, очень важно вычленить и описать то
содержание профессионального общения психолога
и педагога, которое на самом деле представляет
ценность, позволяет решать проблемы развития и
обучения конкретных детей, развивать школу в
целом. Тогда нам будет понятно, вокруг чего
строить сотрудничество, на что не жалко тратить
редкие золотые крупицы свободного времени
педагога и, понятное дело, свои собственные.
Кстати, речь вовсе не обязательно идет о каких-то
фундаментальных проектах и темах (хотя хотелось
бы быть полезными на таком уровне). Наше знание
вполне может быть скромным, незаметным: как
правильно начать урок, если класс возбужден; как
помочь тревожному ребенку преодолеть страх
перед публичными ответами; как вплести
теоретические проблемы неорганической химии в
хитросплетения отношений мальчиков и девочек в
8-м «А»?
Подрастая, ребенок предпочитает игру «вместе»
игре «рядом», потому что первая — интереснее,
богаче возможностями, разнообразнее. А мы? Что
дает нам позиция «вместе с учителем»? Может быть,
снимает с нас ответственность? Может быть,
придает дополнительные возможности? А может
быть, только в этом случае работа психолога в
школе обретает смысл?
Очень хочется услышать разные варианты ответа,
поспорить, подумать, найти свой.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук,
руководитель Центра сопровождения образования
«Точка ПСИ»
|