Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Тренинг семейных отношений.

Часть 1:
Супружество
Часть 2:
Родительство
М. Кипнис
М.: Ось-89, 2005

К практическому психологу время от времени обращаются с просьбой порекомендовать почитать что-нибудь по самым разным вопросам: как наладить отношения с детьми, существует ли рецепт спокойной жизни, можно ли стать успешным человеком и др. Иногда просят высказать мнение о конкретном пособии или недавно появившемся психологическом журнале. Логично предположить, что люди, вооружившись почерпнутыми из книг советами, наконец научатся сами решать собственные проблемы, обретут профессиональный успех и семейное благополучие. Однако в реальности все обстоит далеко не так, как хотелось бы: число разводов не уменьшается, консультанты по вопросам семьи и брака не сидят без работы. Вывод, который напрашивается в данном случае, — популярные издания по психологии никому не приносят пользы.
В прежние времена источниками психолого-педагогических знаний для непрофессионалов выступали не потерявшие актуальности книги Спока и Карнеги да журнал «Семья и школа». Теперь же подобных изданий море. Может быть, сами читатели виноваты в том, что не в состоянии извлечь пользу из книг и журналов, а не авторы, готовые поделиться накопленным за годы практической работы опытом? Ну не могут же все популярные издания быть одинаково нехороши, и как тогда объяснить многомиллионные тиражи, например, Аллана Пиза?
Попробуем разобраться на примере двух конкретных книг, объединенных одним названием и, судя по всему, помогающих разобраться в хитросплетениях семейной жизни. Первая — «Супружество» — представлена автором как сборник простых и эффективных упражнений, игр, заданий, текстов, адресованный прежде всего семейным консультантам и ведущим тренинговых групп. Вторая — «Родительство» — также содержит психологические игры и упражнения, рассчитанные на руководителей родительских групп. Обе книги, по мнению автора, способствуют решению семейных проблем, в том числе связанных с воспитанием детей и установлением с ними доверительных отношений.
Пособия изданы в серии «Действенный тренинг», что невольно наводит на размышления: а каким еще может быть тренинг? Серия включает в себя авторские работы: «Тренинг креативности», «Тренинг коммуникации», «Тренинг лидерства». Трудно не согласиться с автором, что все эти умения необходимы в семейной жизни, и если представить себе утопическую картину всеобщей психологической грамотности, то семейным психологам можно будет с чувством исполненного долга уйти на заслуженный отдых.
В книге «Супружество» описаны групповые занятия, каждое из которых имеет конкретные цели. Это «стимулирование размышления о семейных ценностях и обсуждения в семейном кругу их значимости»; «проявление в игровой форме идеи о том, что каждая семья — объединение личностей с разными характерами»; «осознание влияния доминирующего мнения, предубеждений, заведомо принятых решений на модели поведения»; «демонстрация многообразия подходов и взглядов на проблему» и т.п. Вспоминается начало «Анны Карениной»: все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая несчастлива по-своему. Как от этих общих — не вызывающих возражения и потому очевидных — истин перейти к решению конкретных проблем? Где, например, пролегает граница между предубеждением и собственной позицией, имеющей принципиальное значение?
В пособии даны карточки с описанием жизненных ситуаций — предполагается, что таким образом тренер может побудить участников тренинга к дискуссии. Хорошо известно, что решать проблемы других значительно легче, чем свои собственные, и когда доходит дело до анализа своей ситуации, то лежащее на поверхности решение по самым разным причинам оказывается для нас неприемлемым.
Во втором пособии автор рекомендует родителям поверить в свои силы, здравый смысл и житейский опыт. Вроде бы бесспорное утверждение. Занятия с родителями преследуют цели «рассмотреть модель стилей родительства», «проверить эффективность привычной модели в воспитании детей и быть готовым к его коррекции», «тренировать подвижность мышления»» «сблизить членов семьи — представителей разных поколений — в совместном решении общезначимых задач» и т.п. Можно ли изменить стиль родительства, который, как правило, является отражением общего жизненного стиля?
Две книги, а вернее, две части одного пособия очень похожи: автор на примерах старается научить родителей и супругов стать счастливыми, любящими и любимыми. Читатель, который берет в руки популярное издание, рассчитывает на получение таблетки от… непонимания, недоверия, неуважения. А автор порой готов предоставить целый список лекарственных препаратов, забывая при этом, что нет такой проблемы, которая решалась бы за человека без его активного участия, и взрослый тем и отличается от ребенка, что должен самостоятельно решать стоящие перед ним задачи. Все зависит от его умения и желания достойно выходить из тех ситуаций, в которых он оказывается.
Единственная польза, которая может быть извлечена из чтения популярных изданий, — обретение грамотности при анализе собственных проблем и осознание возможности их успешного решения. И практическому психологу, в частности, необходимо иметь в виду, что он может лишь выявить ошибки родительства, но не может и не вправе их исправлять. Не стоит возлагать на психолога и психологию надежды, которые они оправдать не в состоянии.
И тогда не возникнет желания обвинять авторов в некомпетентности, а издания — в ненужности. Просто необходимо хорошо понимать, чего следует от них ждать и чем они могут быть полезны.

Марина СТЕПАНОВА