Тренинг семейных отношений.
|
|
Часть 1:
Супружество
|
Часть 2:
Родительство
|
М. Кипнис
М.: Ось-89, 2005
|
К практическому
психологу время от времени обращаются с просьбой
порекомендовать почитать что-нибудь по самым
разным вопросам: как наладить отношения с детьми,
существует ли рецепт спокойной жизни, можно ли
стать успешным человеком и др. Иногда просят
высказать мнение о конкретном пособии или
недавно появившемся психологическом журнале.
Логично предположить, что люди, вооружившись
почерпнутыми из книг советами, наконец научатся
сами решать собственные проблемы, обретут
профессиональный успех и семейное благополучие.
Однако в реальности все обстоит далеко не так,
как хотелось бы: число разводов не уменьшается,
консультанты по вопросам семьи и брака не сидят
без работы. Вывод, который напрашивается в данном
случае, — популярные издания по психологии
никому не приносят пользы.
В прежние времена источниками
психолого-педагогических знаний для
непрофессионалов выступали не потерявшие
актуальности книги Спока и Карнеги да журнал
«Семья и школа». Теперь же подобных изданий море.
Может быть, сами читатели виноваты в том, что не в
состоянии извлечь пользу из книг и журналов, а не
авторы, готовые поделиться накопленным за годы
практической работы опытом? Ну не могут же все
популярные издания быть одинаково нехороши, и
как тогда объяснить многомиллионные тиражи,
например, Аллана Пиза?
Попробуем разобраться на примере двух
конкретных книг, объединенных одним названием и,
судя по всему, помогающих разобраться в
хитросплетениях семейной жизни. Первая —
«Супружество» — представлена автором как
сборник простых и эффективных упражнений, игр,
заданий, текстов, адресованный прежде всего
семейным консультантам и ведущим тренинговых
групп. Вторая — «Родительство» — также содержит
психологические игры и упражнения, рассчитанные
на руководителей родительских групп. Обе книги,
по мнению автора, способствуют решению семейных
проблем, в том числе связанных с воспитанием
детей и установлением с ними доверительных
отношений.
Пособия изданы в серии «Действенный тренинг»,
что невольно наводит на размышления: а каким еще
может быть тренинг? Серия включает в себя
авторские работы: «Тренинг креативности»,
«Тренинг коммуникации», «Тренинг лидерства».
Трудно не согласиться с автором, что все эти
умения необходимы в семейной жизни, и если
представить себе утопическую картину всеобщей
психологической грамотности, то семейным
психологам можно будет с чувством исполненного
долга уйти на заслуженный отдых.
В книге «Супружество» описаны групповые занятия,
каждое из которых имеет конкретные цели. Это
«стимулирование размышления о семейных
ценностях и обсуждения в семейном кругу их
значимости»; «проявление в игровой форме идеи о
том, что каждая семья — объединение личностей с
разными характерами»; «осознание влияния
доминирующего мнения, предубеждений, заведомо
принятых решений на модели поведения»;
«демонстрация многообразия подходов и взглядов
на проблему» и т.п. Вспоминается начало «Анны
Карениной»: все счастливые семьи похожи друг на
друга, а каждая несчастливая несчастлива
по-своему. Как от этих общих — не вызывающих
возражения и потому очевидных — истин перейти к
решению конкретных проблем? Где, например,
пролегает граница между предубеждением и
собственной позицией, имеющей принципиальное
значение?
В пособии даны карточки с описанием жизненных
ситуаций — предполагается, что таким образом
тренер может побудить участников тренинга к
дискуссии. Хорошо известно, что решать проблемы
других значительно легче, чем свои собственные, и
когда доходит дело до анализа своей ситуации, то
лежащее на поверхности решение по самым разным
причинам оказывается для нас неприемлемым.
Во втором пособии автор рекомендует родителям
поверить в свои силы, здравый смысл и житейский
опыт. Вроде бы бесспорное утверждение. Занятия с
родителями преследуют цели «рассмотреть модель
стилей родительства», «проверить эффективность
привычной модели в воспитании детей и быть
готовым к его коррекции», «тренировать
подвижность мышления»» «сблизить членов семьи —
представителей разных поколений — в совместном
решении общезначимых задач» и т.п. Можно ли
изменить стиль родительства, который, как
правило, является отражением общего жизненного
стиля?
Две книги, а вернее, две части одного пособия
очень похожи: автор на примерах старается
научить родителей и супругов стать счастливыми,
любящими и любимыми. Читатель, который берет в
руки популярное издание, рассчитывает на
получение таблетки от… непонимания, недоверия,
неуважения. А автор порой готов предоставить
целый список лекарственных препаратов, забывая
при этом, что нет такой проблемы, которая
решалась бы за человека без его активного
участия, и взрослый тем и отличается от ребенка,
что должен самостоятельно решать стоящие перед
ним задачи. Все зависит от его умения и желания
достойно выходить из тех ситуаций, в которых он
оказывается.
Единственная польза, которая может быть
извлечена из чтения популярных изданий, —
обретение грамотности при анализе собственных
проблем и осознание возможности их успешного
решения. И практическому психологу, в частности,
необходимо иметь в виду, что он может лишь
выявить ошибки родительства, но не может и не
вправе их исправлять. Не стоит возлагать на
психолога и психологию надежды, которые они
оправдать не в состоянии.
И тогда не возникнет желания обвинять авторов в
некомпетентности, а издания — в ненужности.
Просто необходимо хорошо понимать, чего следует
от них ждать и чем они могут быть полезны.
Марина СТЕПАНОВА
|