Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Методика преподавания психологии:
курс лекций

В.С. Герасимова
М.: Ось-89, 2005

Преподавание психологии, казалось бы, не входит в круг профессиональных обязанностей школьного психолога. Тем не менее новое издание книги В.С. Герасимовой многим коллегам может оказаться полезным в силу ряда причин. Во-первых, высшее психологическое образование есть не у всех, некоторым еще только предстоит его получить, а в дипломе, как известно, их специальность будет обозначена как «психолог, преподаватель психологии». Им данная книга послужит ценным учебным пособием. Во-вторых, школьный психолог должен заниматься психологическим просвещением учителей, учеников, родителей. Конечно, выступление психолога на родительском собрании сильно отличается от академической лекции. Но никто не скажет, будто одна задача легче другой — обе требуют немалого мастерства, специальных знаний и умений. Их освоению и призвана помочь данная книга.
Она состоит из 19 глав (лекций), охватывающих широкий круг проблем, связанных с преподаванием психологии в разных аудиториях — от студенческой до детской (при этом преимущественное внимание все же уделяется традиционной форме преподавания психологии именно как учебного предмета в вузе). Наверное, любой психолог, имеющий преподавательский опыт, согласится со всем, что в книге написано. Правда, значительная часть содержания данного курса может быть отнесена не только к психологии, но и к любому иному предмету, по крайней мере — гуманитарному. Это касается особенностей подготовки к занятиям, форм организации учебного материала, структуры лекции, манеры изложения и пр. Специфика психологии как учебного предмета тут явно отходит на второй план (хотя автор и старается не упускать ее из виду). А ведь именно специфика психологии как особой научно-практической области знания и обусловливает многие особенности ее преподавания.
Сказано однажды: «Есть вещи, которым нельзя научить, им можно только научиться». Наверное, это суждение в немалой степени относится и к психологии, и к методике ее преподавания. Конечно, можно попытаться выстроить систему знаний, последовательно и логично ее изложить, сформулировать набор вопросов, предусматривающих правильные ответы. Так, собственно говоря, формально и построена система образования, в частности — психологического. Так построен и курс «Методика преподавания психологии», представленный в данном учебном пособии. Добросовестное освоение этого курса гарантирует зачет по соответствующему учебному предмету. Но есть более важные оценки, которые любому психологу — в частности, выступающему в роли преподавателя, — выставляет сама жизнь. И далеко не всегда вузовские отличники оказываются тут впереди.
Интересно было бы послушать, как сама В.С. Герасимова преподносит студентам свой курс. Хочется верить, что это удается ей блестяще. В таком случае это и служит самым назидательным уроком новому поколению профессионалов. Как служили старшему поколению (такого курса не изучавшему) лекции Леонтьева, Эльконина, Зейгарник, Айзенка, Роджерса и других ярких психологов. Были бы их лекции более поучительны, если бы мастера еще и освоили курс методики? Если вы готовы утвердительно ответить на этот вопрос, непременно прочтите эту книгу.

Сергей СТЕПАНОВ