Методика преподавания психологии:
курс лекций
|
В.С. Герасимова
М.: Ось-89, 2005
|
Преподавание
психологии, казалось бы, не входит в круг
профессиональных обязанностей школьного
психолога. Тем не менее новое издание книги В.С.
Герасимовой многим коллегам может оказаться
полезным в силу ряда причин. Во-первых, высшее
психологическое образование есть не у всех,
некоторым еще только предстоит его получить, а в
дипломе, как известно, их специальность будет
обозначена как «психолог, преподаватель
психологии». Им данная книга послужит ценным
учебным пособием. Во-вторых, школьный психолог
должен заниматься психологическим просвещением
учителей, учеников, родителей. Конечно,
выступление психолога на родительском собрании
сильно отличается от академической лекции. Но
никто не скажет, будто одна задача легче другой —
обе требуют немалого мастерства, специальных
знаний и умений. Их освоению и призвана помочь
данная книга.
Она состоит из 19 глав (лекций), охватывающих
широкий круг проблем, связанных с преподаванием
психологии в разных аудиториях — от
студенческой до детской (при этом
преимущественное внимание все же уделяется
традиционной форме преподавания психологии
именно как учебного предмета в вузе). Наверное,
любой психолог, имеющий преподавательский опыт,
согласится со всем, что в книге написано. Правда,
значительная часть содержания данного курса
может быть отнесена не только к психологии, но и к
любому иному предмету, по крайней мере —
гуманитарному. Это касается особенностей
подготовки к занятиям, форм организации учебного
материала, структуры лекции, манеры изложения и
пр. Специфика психологии как учебного предмета
тут явно отходит на второй план (хотя автор и
старается не упускать ее из виду). А ведь именно
специфика психологии как особой научно-практической
области знания и обусловливает многие
особенности ее преподавания.
Сказано однажды: «Есть вещи, которым нельзя
научить, им можно только научиться». Наверное,
это суждение в немалой степени относится и к
психологии, и к методике ее преподавания. Конечно,
можно попытаться выстроить систему знаний,
последовательно и логично ее изложить,
сформулировать набор вопросов,
предусматривающих правильные ответы. Так,
собственно говоря, формально и построена система
образования, в частности — психологического. Так
построен и курс «Методика преподавания
психологии», представленный в данном учебном
пособии. Добросовестное освоение этого курса
гарантирует зачет по соответствующему учебному
предмету. Но есть более важные оценки, которые
любому психологу — в частности, выступающему в
роли преподавателя, — выставляет сама жизнь. И
далеко не всегда вузовские отличники
оказываются тут впереди.
Интересно было бы послушать, как сама В.С.
Герасимова преподносит студентам свой курс.
Хочется верить, что это удается ей блестяще. В
таком случае это и служит самым назидательным
уроком новому поколению профессионалов. Как
служили старшему поколению (такого курса не
изучавшему) лекции Леонтьева, Эльконина,
Зейгарник, Айзенка, Роджерса и других ярких
психологов. Были бы их лекции более поучительны,
если бы мастера еще и освоили курс методики? Если
вы готовы утвердительно ответить на этот вопрос,
непременно прочтите эту книгу.
Сергей СТЕПАНОВ
|