Психолог помогает семье школьника не только в тех случаях, когда родители испытывают трудности в воспитании и нуждаются в его совете. Своей повседневной работой психолог тоже помогает семье. Психолог — полноправный воспитатель школьника, если он устанавливает диалог с учеником и его родителями, взаимодействует с ними и как профессионал, и как самоценная личность. Современные родители часто превосходят учителей и психологов в уровне образования или социально-материальном статусе, но педагог-психолог может компенсировать эту разницу своей компетентностью в области семейной психологии — именно в той области, которая является для родителей одной из самых значимых. Следовательно, для установления партнерских отношений с семьей психолог должен обладать ясной психологической позицией в области семейного воспитания и владеть технологиями работы с родителями. Объединение усилий психолога и родителей в процессе воспитания детей — непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Нам представляется, что принципиальные условия для ее решения заключаются в создании особой формы общения между родителями и психологами, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт. Родитель пришел в школу по просьбе психологаНачинать работу с семьей следует с трансляции родителям положительного образа ребенка. Оправданность этого шага определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредоточиваясь на негативных проявлениях. Этот эффект «забвения» может усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения ребенка в образовательном учреждении. Даже «невозможные», «проблемные», «невыносимые» дети не являются законченными и безнадежными индивидуумами. Педагогу-психологу следует изначально сконцентрироваться на «сохранных», позитивных аспектах личности ребенка, если они рассчитывают на объединение усилий с родителями.
Далее следовало бы поделиться с родителями теми знаниями, которые не могли быть получены ими в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, его учебной деятельности и т.п.). Некоторые данные могут оказаться неожиданными и интересными для родителей.
Обсудив наиболее важные и интересные факты из школьного «альбома» ребенка, следует перейти к ознакомлению психолога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе психолог поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Необходимо пояснить, что данный шаг является третьим, а не первым (что, казалось, было бы логичнее) не случайно. Только после первых двух у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с психологом сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусах, поведении, привычках) дома, причем не только о положительных сторонах, но и об отрицательных. Необходимо подчеркнуть, что позиция психолога в таком диалоге партнерская (общение на равных).
Благодаря диалогическому общению становится возможным переход к заключительному и определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества этапу встречи. Ключевым моментом встречи является совместное исследование и объединение усилий для формирования личности ребенка. «Давайте узнавать вместе!» – таким может быть девиз данного этапа. Содержание работы может быть следующим: изучение направленности и типа протекания реакций ребенка на те или иные неприятности или травмы в присутствии взрослых; изучение возможности учета ребенком точки зрения другого человека (децентрация); изучение особенностей чувства юмора и остроумия ребенка как показателей его интеллектуального и эстетического развития и пр. Далее в отдельных случаях при доброжелательном и безоценочном отношении психолога разговор может сместиться на личность родителей, семейные трудности и жизненные проблемы. В данном случае уместно корректное применение стандартизованных психодиагностических методик. Операционная изощренность ряда стандартизованных методик позволяет заглянуть глубже — за тот слой, или уровень, обыденных представлений, на котором обычно развивается диалог родителя-клиента и психолога. Этому служит, например, «Методика анализа семейных проблем» (МАСП). Если в своем спонтанном рассказе о проблеме родитель не выходит на обсуждение причин, то МАСП предлагает ему сделать это, обеспечивая набором стандартных формулировок. Стараясь помочь советом, психолог должен учитывать возможности собеседника, понимать, как тот воспринимает происходящее с ним, как он оценивает свои действия. Бесполезно советовать человеку сделать то, что ему не по силам. Нельзя воспользоваться советом, если его дают исходя из общих соображений, не соотнося с конкретной ситуацией. Вряд ли кому-нибудь будет полезен чужой опыт хоть и в сходных, но все-таки иных обстоятельствах. Безупречно педагогически и психологически грамотный совет не достигнет цели, если психолог не стремится поддержать собеседника, выказать ему свою заинтересованность и расположение. Отмеченная выше динамика целей при организации доверительно-делового контакта такова (см.: Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. — М.: Просвещение, 1993. С. 42–44): вначале «концентрация на хорошем» и установление доверительных отношений с родителями; затем ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка и побуждение к сотрудничеству; далее — активизация родителей и переход к сотрудничеству, формирование потребности в исследовании и поиске средств воспитательного воздействия на ребенка. Все это предполагает совместное исследование личности ребенка и формирование ее на основе перестройки собственных стереотипов общения с ребенком.
В результате первичной психодиагностики психолог может направить родителя/родителей к другим специалистам: психиатру, юристу, дефектологу. Он может прийти к заключению, что в помощи нуждается, прежде всего, сам родитель, независимо от того, на кого он жалуется. Психолог может прийти к выводу, что целесообразно на следующую встречу пригласить всю семью, супружескую пару или только одного из членов семьи; он может также прийти к выводу, что «случай» необходимо передать коллеге. Однако на деле часто все выглядит иначе. Психологу не до контакта, родителю — не до психолога, и в результате школа и семья — «умалчиваемая общность». Или школа — присутственное место ребенка, семья — квартиросодержание ребенка. Он не интересует родителей, психолог также сосредоточен только на «своем» — тестах, тренингах и пр. Развод, рождение нового ребенка, появление в семье отчима или мачехи, воспитание ребенка в неполной семье... Есть ли у психолога право вмешиваться в интимную жизнь семьи ученика, может ли он помочь трудно живущим и тяжело переживающим людям, какова должна быть мера его активности, если он все-таки решается помочь? Большая опасность подстерегает школьного психолога в работе с семьей: практиковаться в семейном консультировании и психотерапии на базе школьного контингента (за деньги и без оных) без достаточных знаний, опыта и супервизии — недопустимо. Конечно, если родители сами обращаются за помощью, эти вопросы не встают так остро. При теплых и доверительных отношениях психолог найдет и верный тон, и нужные слова. И все-таки жизнь побуждает его к активности, к проявлению инициативы, когда он видит, как сказываются трудности внутрисемейных отношений на ребенке. Понимающий, сочувствующий психолог, готовый оказать поддержку ученику и его родителям, сумеет быть полезным в самых психологически сложных ситуациях. Его тактичный развивающий совет, высказанный в нужный момент, поможет семье выбрать линию поведения исходя прежде всего из блага ребенка. Возможные подходы школьного психолога в работе с семьейПроблемно-ориентированный подход, сфокусированный на ребенке Различают виды запросов, с которыми обращаются к школьному психологу: 1) запрос об информации; 2) запрос о разрешении конфликтов; 3) запрос о поддержке. Важно четко установить для себя: кто субъект обращения: родители, учителя, администрация или сами дети. Запросы могут быть конструктивными и неконструктивными. К последним относят: запрос с предельным обобщением, манипулятивный, рентный и игровой. В ситуациях, когда жалоба сфокусирована в основном на ребенке, возможны такие варианты (см.: Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М., 1989): Игровой запрос. Жалоба абсолютно необоснованна: в реальности не существует не только тех проблем у ребенка, о которых говорит родитель, но даже и проблем отношения родителя к ребенку. Узнав о новом виде услуг, он поспешил этим воспользоваться. Родитель случайно, по настроению обратился к психологу, сгустил краски, на самом деле в реальном общении у него нет требующих вмешательства проблем. Запрос с предельным обобщением. Родитель может обращаться профилактически, потому что он человек аккуратный, обстоятельный, тревожный, «всегда жаждет лучшего», хочет, чтобы его ребенок «всегда его слушался», «учился лучше всех» и пр. Жалоба в таких случаях обоснована только отношением самого родителя: жалоба выявляет реальность неадекватного родительского отношения. В этом случае может оказаться необходимой работа с личными проблемами обратившегося человека. Рентный запрос. Запрос об изменении поведения ребенка без затрат и включенности самого родителя. При этом жалоба частично или полностью обоснована: у ребенка действительно есть те признаки неблагополучия, о которых говорит родитель. При этом, как правило, есть нарушения либо отношения родителей к ребенку, либо отношений между родителями, либо обоих этих видов отношений. В этом случае необходима работа с обратившимся (но как с родителем), с его отношением к ребенку. Манипулятивный запрос. Это запрос об изменении других лиц (их мыслей, чувств, желаний) без их согласия. В этом случае не следует поддаваться на манипуляцию. Здесь необходима работа либо с самим родителем (при его согласии) и, если возможно, с ребенком, либо, возможно, и с супругами. Конструктивные запросы связаны со следующими видами жалоб: Жалоба на некоторые особенности поведения ребенка обоснованна: ребенок не контактирует со сверстниками, не успевает в школе, однако в домашней обстановке все в порядке. В этом случае нужна работа с ребенком, учителем, сверстниками, а родители могут выступить как союзники (не клиенты) психолога. Жалоба, касающаяся поведения ребенка в семье и в школе, обоснованна. При этом отношение к ребенку со стороны родителей в пределах нормального. В данном случае объектом работы становится прежде всего сам ребенок. Процесс реализации проблемно-ориентированного подхода таков: Феноменология — Гипотеза — Диагностическое обследование — Заключение (жалоба обоснованна или необоснованна) — Коррекция/рекомендации — Оценка эффективности. Некоторые из вариантов обращения родителя к школьному психологу в дальнейшем не предполагают работы с ребенком, однако решить это можно только после тщательного содержательного анализа обращения родителя. Другими словами, диагностика отклонений в поведении и развитии ребенка оказывается необходимой во всех случаях жалоб на детей. В зависимости от результатов первичной диагностики и данных обследования ребенка ставится вопрос о необходимости специальной диагностики родительского отношения к ребенку, взаимоотношений детей и родителей (общение); патопсихологической диагностики; диагностики личности родителя. Иногда возникает потребность в диагностике супружеских отношений1. По данным жалоб, по формулировке запросов может быть обозначена следующая типология родителей: гармоничные, теоретики, практики и беспомощные. Профилактический подход Отвечая на вопрос: «Какие наказания самые действенные?» — и учителя, и, к еще большему сожалению, школьные психологи дают ответ: «Вызов родителей в школу». Там-то и начинаются «разборки». Часто это происходит, когда «дом горит и крыша рушится». Многих проблем и неприятностей можно было бы избежать, если в арсенале школьного психолога были бы активизированы профилактические средства психолого-педагогического воздействия. В школе нужны и востребованы: Родительские собрания с участием психологов В группе отцов можно поставить вопрос о роли отца в воспитании, об авторитете мужчины в семье, о том, как сказывается изоляция мужчины в семье на развитии мальчиков и девочек. Желательно, чтобы отцы сами продумали формы участия в воспитании детей, осознали необходимость повышения своего мужского и отцовского авторитета. В группе матерей следовало бы обсудить распределение ролей в семье, поговорить о том, как вовлечь мужчину в воспитание. Дискуссия была бы полезной, если бы матери стали более критичны к себе, поняли, в каких ситуациях они берут на себя мужские функции, вместо того чтобы предоставить инициативу мужчине. Очень важно, чтобы матери задумались о том, как влияет доминирование женщины в семье на личность девочки и мальчика. Тренинги родительской эффективности. Тренинги переориентации родительского поведения. Деловые игры. Семинары для педагогов Здесь могут быть подняты следующие проблемы: «Родители — наши заказчики или партнеры?», «Как быть педагогу, если дети не приняли кого-то из родителей?», «Почему по мере взросления детей родители чаще всего уходят из школы?», «Молодой педагог и родители старшего поколения: проблемы и взаимодействие», «Конфликты родителей и учителей». Социально-психологический подходВ арсенале школьного психолога должна быть литература для родителей, способы построения образовательного маршрута ребенка (см. работы И.А. Хоменко), ресурсы интернет-образования (обучение, досуг, музейная педагогика, дополнительное образование), приличная современная обучающая видеотека. Нужно активно внедрять (в эпоху-то информационных технологий!) различные виды информирования: памятки, листовки, буклеты, благодарственные письма, отчеты перед родителями, публикации в СМИ, вечера вопросов и ответов. Что может содержаться в таком буклете? Самая разная информация: от сценария детского праздника до перечисления возможностей города для развития ребенка. Или, например, схема самоисследования образовательной среды семьи. Всегда следует помнить, что перед родителями психолог предстает в двух лицах: формальном (школьным работником) и неформальном (тактичным и внимательным собеседником). Установлено, что люди чаще всего реагируют на проблемы других оценками, затем интерпретациями и так далее. Самый редкий тип реакции на трудности другого человека — это понимание. Это непросто, потому что требует от человека способности взглянуть на вещи глазами другого. Встать в позицию другого, взрослого или ребенка, тем труднее, чем больше дистанция и чем меньше принятие. Работая с семьей, школьные психологи стремятся к родительскому «всеобучу». Обучение родителей обычно понимают как сообщение информации, которая сделает их компетентными воспитателями. Конечно, такая информация необходима. Но на общение родителей с детьми повлияют не столько знания, полученные на лекциях, сколько опыт, приобретенный в диалогическом общении с психологом. Отношения диалога не ввести в школу указаниями и рекомендациями (см.: Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. — М., 1988). Этими идеями можно только проникнуться, поверить в их конструктивность. Это требование времени, поставившего человека в центр всей жизни общества. 1 Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989. Публикация статьи произведена при поддержке сайта клинического психолога, психотерапевта и психоаналитика Центра психологической поддержки и психоанализа "Персона" Инны Григорьевны Яремчук – www.psyhologhelp.ru. Если вам необходима консультация по семейным и детским вопросам, беспокоит хроническая усталость, тревожность, бессонница, сложная жизненная ситуация – вовремя оказанная помощь профессионального психолога поможет справиться с невзгодами и вернуть ощущения полноты жизни. |