Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2006


РЕПОРТАЖ

Кто же лучший среди нас?

Конкурсы бывают разные. Начиная от соперничества всяких «миссок» и кончая конкурсами на лучшее четверостишие, посвященное корму для собак.

Но конкурс «Педагог-психолог года» — из разряда особенных для нас: родных, профессиональных. В самых разных городах и весях России психологи образования выясняют, кто из них «самый-самый». И хотя общероссийского конкурса педагогов-психологов никто никогда не проводил (надеюсь, пока), на местах члены нашего профессионального сообщества ежегодно выявляют в своих рядах лучших. В Москве это делается уже в десятый раз — то есть нынешний конкурс «Педагог-психолог – 2006» был юбилейным.

Наверное, писать репортаж о таком событии легче, если ты находишься в отстраненной журналистской позиции и наблюдаешь за происходящим в той или иной мере беспристрастно. Мне же на этом конкурсе довелось оказаться за столом жюри (слава богу, что не на сцене!), а это довольно сильно меняет ракурс видения происходящего.

Презентация претендентов

Завершающий этап соревнования московских педагогов-психологов включал в себя два подэтапа: показ развивающих занятий для школьников или дошкольников (при этом дети были незнакомы конкурсантам) и собственно финал, в котором участники должны были каким-то образом презентовать себя в рамках заданной темы «Я работаю психологом...».

Десять человек (среди них лишь один мужчина) — победители аналогичных конкурсов из каждого округа Москвы — показали жюри тридцатиминутные фрагменты занятий, демонстрируя свои умения входить в контакт с детской аудиторией и решать психологические задачи в ситуации неопределенности и жесткого недостатка времени. Шестеро работали с ребятами в школе № 799, а четверо проводили занятия в дошкольном образовательном учреждении. Между прочим, вести занятия с учениками 799-й школы конкурсантам было и легче, и сложнее, чем с обычными школьниками, ведь в этой школе все (!) учащиеся с 3-го по 11-й классы изучают психологию, которая преподается им по программе, разработанной И.В. Дубровиной и ее сотрудниками. Удивить и заинтересовать таких детишек — это особая задача!

Уже на этом этапе — во всяком случае, для меня, как члена жюри, — выделились претенденты на победу: ведь именно уровень профессиональных навыков является главным показателем состоятельности педагога-психолога и его права претендовать на звание лучшего.

Но, как обычно, все решил именно финал.

Театр одного актера

Для его проведения уже второй раз свои помещения предоставляет Центр образования «Школа здоровья»
№ 1317 (директор К.В. Петров). Это одна из самых молодых и в то же время самых лучших школ Москвы, ориентированная на развитие творческого потенциала учащихся через углубленное изучение информатики, информационных технологий и английского языка. Понятно, что съехавшиеся на конкурс психологи чувствовали себя в среде креативных и доброжелательных школьников и таких же учителей комфортно и свободно.

В уютном актовом зале школы развернулось удивительное действо. Все-таки как по-разному можно рассказать о себе! Приходит на ум сравнение с необычным эстрадным концертом, в котором смешались самые непохожие жанры: и театр миниатюр, и кавээновская фантасмагоричность, и самоироничная сказка в стихах, и лирически-романтическое «открывание себя», и философски глубокое размышление вслух...

Меня (подозреваю, что не только меня) совершенно сразила самопрезентация Юлии Савельевны Сафроновой из Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей с нарушениями слуха и речи Центрального округа Москвы. Вообще-то она работает в качестве семейного консультанта, ведет психологические тренинги с родителями и педагогами. Но, думается, не многие драматические театры отказались бы иметь в своей труппе такую талантливую актрису.

Ошеломленные зрители и старающиеся казаться невозмутимыми члены жюри взирали на настоящий стихотворный спектакль, разворачивающийся на сцене. Причем спектакль с одним единственным актером. Роли других персонажей исполняли пиджаки, платья, куртки, пальто, шубки, словно по мановению волшебной палочки появлявшиеся и исчезавшие на вешалке, которая, в свою очередь, успешно выполняла функцию двери в кабинет семейного психолога. Таким нестандартным образом рассказать о своей работе не пришло в голову никому из конкурсантов.

Но не стоит забывать, что первое место присуждалось не на основании результатов самопрезентации, а по итогам всех этапов финала...

Ложка дегтя

Заключительное задание финального конкурса не было известно участникам, а потому потребовало от них недюжинных способностей к спонтанности и импровизации: нужно было после минутного размышления дать психологический комментарий к одному из высказываний известного русского историка В.О. Ключевского. Оценить сложность задания вы можете сами, познакомившись с некоторыми из этих высказываний:

«Прежде психологией называлась наука о душе человеческой, а теперь это наука о ее отсутствии».

«Жалоба, что нас люди не понимают, всего чаще происходит от того, что мы не понимаем людей».

«Кто очень любит себя, того не любят другие, потому что из деликатности не хотят быть его соперниками».

«Детальное изучение отдельных органов отучает понимать жизнь всего организма».

Следует признать, что в целом уровень выполнения этого задания был все же ниже, чем при самопрезентации. Удивляться, в общем-то, нечему: домашнее задание и у кавээнщиков, как правило, неизмеримо интересней, чем конкурс капитанов: даже они больше веселые, чем находчивые. У наших конкурсантов сказались, видимо, и волнение от участия в финале, и усталость от долгого и трудного пути к этому моменту. В большинстве случаев вызывали уныние попытки всерьез обосновать остроумные афоризмы Ключевского, а немногие шутки были вяловатые и вымученные.

Однако общее впечатление от финала конкурса «Педагог-психолог – 2006» осталось очень и очень позитивное. Все-таки лучшие представители московских психологов образования не посрамили честь профессионального сообщества. По мнению И.В. Дубровиной, академика РАО, бессменного председателя жюри этого конкурса, финал 2006 года отличался высоким профессионализмом участников, тщательностью подготовки и изяществом представления себя как психолога.

А теперь – о главном

И наконец, об итогах конкурса.

Почетное третье место поделили между собой Ю.С.Сафронова (о ней см. выше) и И.В.Спиридонова, педагог-психолог ДОУ № 1410 Северо-Западного округа Москвы, которая показала замечательное занятие с детьми-дошкольниками и ярко представила себя как психолога, используя стилистику русской былины. Второе место, с очень небольшим отрывом от победителя, завоевала М.Г. Сазонова из школы № 16 Центрального округа, очаровавшая всех присутствующих удивительно трепетным отношением к своей работе и талантливыми методическими находками (меня, например, очень заинтересовала деятельность «Клуба Белых Ворон», который она организовала в своей школе для подростков с трудностями в общении).

А победителем стала Л.А. Боршевецкая, педагог-психолог гимназии № 1518 Северо-Восточного округа (обратите внимание на ее материал, опубликованный в этом же номере). Мне кажется, первое место досталось ей не только за высочайший профессионализм, в котором нет сомнений. Важно и другое: жюри подкупили ее искренность, открытость, обаяние, способность быть собой как во взаимодействии с детьми, так и при выступлении на сцене. Это и неудивительно: в профессии психолога, как ни в какой другой, выдающиеся личностные качества являются обязательной составляющей.

Конкурс педагога-психолога в столице — это, конечно же, событие, важное для психологов всей России. Однако не пришло ли время объявить всероссийский конкурс? И многие ученые, занимающиеся психологией образования, и представители Минобрнауки поддерживают эту идею. Может быть, кто-то из вас, дорогие читатели, станет обладателем гран-при конкурса «Педагог-психолог России – 2007»?

Почему бы и нет?

Игорь ВАЧКОВ