Мультяшные приключения
Цикл занятий с детьми 6–9 лет
ЗАНЯТИЕ 1
с использованием мультипликационного фильма
«Варежка» (реж. Р. Качанов)
Задачи
1. Расширение представлений детей об эмоциях
грусти, печали, радости, восторга, удовольствия и
способах их выражения.
2. Развитие эмпатии, умения сопереживать,
понимать состояние другого человека.
3. Воспитание бережного, заботливого отношения
к животным.
Оборудование: телевизор,
видеомагнитофон, кассета с записью мультфильма,
веревка или лента для каждого ребенка, цветные
карандаши, бумага для рисования.
Просмотр мультфильма
— Сегодня мы с вами с помощью
мультипликационного фильма познакомимся с одной
историей, которая произошла с маленькой
девочкой. А смотреть мультфильм мы будем не
совсем обычным образом. Мы с вами будем как бы
путешествовать по мультику, прерывая иногда
просмотр, чтобы поиграть, что-то обсудить, над
чем-то подумать.
Психолог при просмотре мультфильма
останавливает его на том кадре, который указан в
конспекте условным обозначением Stop. После
обсуждения и выполнения всех указанных
упражнений и заданий просмотр мультфильма
продолжается до следующей паузы.
Начало мультфильма.
• Stop. Девочка возвращает щенка.
— Что произошло с девочкой?
— Как вы думаете, о чем она мечтала? А почему
именно о щенке? Зачем еще людям нужны собаки?
— Что в данный момент чувствует девочка? Какое
у нее настроение?
Упражнение «Изобрази чувство»
— Перечислите, какие эмоции вы знаете?
Затем психолог называет по очереди те эмоции,
которые перечислили дети, и предлагает ребятам с
помощью пантомимы изобразить их.
• Stop. Девочка начинает тянуть за собой
варежку.
Этюд «На поводке»
Каждому ребенку дается веревка, ленточка или
скакалка. Ребенок представляет, что у него на
поводке собака: а) маленькая; б) большая; в)
огромная. Дети по очереди демонстрируют, как они
будут играть с каждой из собак. Остальные должны
отгадать, какого размера собака на поводке.
• Stop. Перед появлением рекламы выставки.
Игра «Дразнилка»
Ребенок изображает кота, который сидит высоко
(на столе) и, чувствуя себя в безопасности,
дразнит собаку. Ребенок, изображающий собаку,
сердится, лает, подпрыгивает, злится. Затем дети
меняются ролями.
Упражнение «Необыкновенный хор»
Ведущий делит детей на две команды: одни —
«кошки», другие — «собаки». «Кошек» просят
попеть по-кошачьи «мяу, мяу» на мотив «Мы едем,
едем, едем в далекие края...», «собаки» по команде
тоже вступают в хор, но на своем языке — «гав,
гав!». Песня получается очень веселая!
• Stop. Судья смотрит в бинокль.
Беседа о собаках
— Почему собаки такие разные?
— Чем они отличаются друг от друга?
— Собак каких пород вы узнали?
— Вспомните, с какими еще породами собак мы с
вами уже знакомились?
Упражнение «Придумаем клички собакам»
— Какое имя подойдет собаке крупного,
среднего, маленького размера?
Дети предлагают свои варианты.
• Stop. Окончание соревнований.
Беседа
— Что случилось?
— Какими словами можно описать настроение
девочки? Какая она?
— Почему девочка такая грустная, печальная?
— Что бы вы хотели изменить в этой ситуации? Как
бы вы поступили на месте судьи?
• Stop. Конец мультфильма.
Упражнение «Придумай продолжение»
Сначала дети придумывают свои варианты
возможных поступков мамы, затем разыгрывают
этюд.
Этюд «Радость»
— Какими словами можно описать настроение
девочки? а настроение мамы? а настроение щенка?
Дети изображают веселую девочку, играющую с
собачкой. Можно также предложить детям
изобразить нежную, ласковую маму и довольного
щенка.
Обсуждение того, чему может научить эта история
зрителей.
— Вот и закончилось наше «мультяшное
путешествие».
Рисование картинок к мультфильму.
ЗАНЯТИЕ 2
с использованием мультипликационного фильма
«Приключения Хомы» (реж. Г. Бардин)
Задачи
1. Развитие внимания, наблюдательности,
зрительной памяти.
2. Формирование способности регулировать
процессы возбуждения и торможения, умения быстро
переключаться с активной деятельности на
пассивную и наоборот, развитие координации
движений, чувства равновесия.
3. Развитие силы голоса, интонационной
выразительности.
4. Формирование умения свободно и ясно выражать
свои мысли, отстаивать свою точку зрения, умения
устанавливать причинно-следственные связи.
5. Воспитание чувства ответственности за свои
поступки.
Оборудование: коробки из-под обуви,
длинный шарф шириной около 15 см, бумага и цветные
карандаши.
Начало мультфильма.
• Stop. Два домика.
Упражнение «Угадай, как выглядит хозяин
домика»
Детям предлагается описать внешний вид тех,
кто живет в каждом домике, исходя из формы
домиков.
• Stop. Суслик делает зарядку, Хома лежит.
Упражнение «Начало дня»
Дети изображают, как встречает новый день Хома
(лежат на ковре), затем Суслика, встречающего
новый день зарядкой. Вспоминают упражнения,
которые он делал. Затем ведущий предлагает игру
на внимание: по его сигналу («Хома!» или «Суслик!»)
дети изображают то Хому — ложатся на ковер, то
Суслика — делают зарядку.
• Stop. Хома говорит, что он устал.
Беседа
— Как вы думаете, человек устает, когда делают
что-то за него?
— А что вы любите, чтобы за вас делали?
— Какая польза для вас, если за вас делают
другие?
— Например, мама почистила за вас зубы, какая
вам от этого польза? А какой вред?
— А если за школьника папа сделал домашнее
задание — какая от этого польза ученику? А какой
вред?
— А если кто-то захочет за вас съесть мороженое,
сходить в парк, вы согласитесь? А почему?
• Stop. Слова Хомы «За тебя я бояться буду».
Этюд «Два образа»
Детям предлагается передать образ человека
главного, важного, а также слабого,
подчиняющегося. Ведущий обращает внимание на
громкость голоса, интонации, движения тела, жесты
человека, когда он чувствует себя сильным и когда
— слабым.
Текст для разыгрывания этюда:
Суслик. Может, хватит?
Хома. Плавай, плавай.
Переходим к завтраку. Беги на дальнее поле за
стручками.
Суслик. Через рощу? Через рощу я лисы боюсь!
Хома. Не бойся, за тебя я бояться буду.
• Stop. Хома прошел по бревну.
Упражнение «Поход за горохом»
Ребенок изображает сбор гороха: собирает
коробки, складывает их одна на одну, изображает,
как Хома брал стручки гороха, затем идет с ними
через болото по мостику (шарфик — это мостик).
Остальные дети изображают лягушек: они квакают,
строят рожицы и всячески пытаются рассмешить
идущего по бревну.
• Stop. Хома перешел болото во второй раз.
Вопросы для обсуждения:
— Сколько было лягушек?
— Сколько было слева?
— Сколько было справа?
— Сколько шло по бревну?
— Теперь проверим свои ответы — посмотрим еще
раз этот эпизод. Итак, сколько было лягушек?
• Stop. Конец мультфильма.
Вопросы для обсуждения:
— Почему же Хома остался голодным?
— Чему учит эта сказка?
Упражнение «Придумай продолжение»
Детям предлагается придумать, что будет завтра,
когда Суслик и Хома встретятся утром. Будет ли
Хома вести себя так же или по-другому? Как
по-другому? Как они будут делать теперь все то,
что они делали раньше?
Рисование на тему «Мои друзья».
ЗАНЯТИЕ 3
с использованием мультипликационного фильма
«Ореховый прутик» (реж. И. Аксенчук)
Задачи
1. Развитие познавательной сферы: произвольного
внимания, умения максимально концентрироваться
на происходящем на экране.
2. Развитие связной речи, умения описывать
предметы; развитие силы голоса, высоты,
длительности звучания, интонационной
выразительности.
3. Формирование умения различать эмоциональные
состояния и связанные с ними физические
ощущения: напряженность — расслабленность.
4. Развитие умения двигаться легко и свободно,
координировать движения; тренировка
выразительности жестов, движений, мимики.
5. Развитие мелкой моторики рук, тонких
тактильных ощущений.
6. Формирование представления об особенностях
обонятельных ощущений.
Оборудование: телевизор,
видеомагнитофон, кассета с видеозаписью
мультфильма «Ореховый прутик», картинки или
фотографии с изображением различных
грибов,мелкие предметы, прутик, палка, трафареты
для двух замков, цветные карандаши, шарфы,
большие кубы, пирамидки, игрушки, фрукты и цветы с
запахом.
1-я часть
Начало мультфильма.
• Stop. Мариука уходит за грибами.
Вопросы для обсуждения:
— Перечислите все предметы, которые вы увидели
в доме этой семьи.
— Как звали сестру?
— Как звали брата?
— Что делала мама?
Упражнение «Закончи предложение»
Дети по очереди продолжают предложенную фразу:
«Моя мама вкуснее всего готовит...»
— Теперь давайте попробуем рассказать начало
сказки так, как будто мы рассказываем кому-то, кто
его не видел.
• Stop. Вид черного сухого дерева.
Вопросы для обсуждения:
— Какие грибы вы знаете?
— Почему сестра посмеялась, когда брат нашел
такие красивые грибы?
Рассматривание картинок с изображением грибов
— Почему ядовитые грибы не собирают?
— Что означает пословица «Не все то золото, что
блестит»? Подходит ли она к этому эпизоду сказки?
Игра «Кто больше соберет?»
Дети собирают мелкие игрушки, детали, фишки,
палочки и т.п., рассыпанные по ковру с условиями:
а) только правой рукой, б) только левой рукой, в)
пальцами ног, г) сжав пальцы рук в кулаки.
• Stop. Девочка опустила голову.
Обсуждение
— Что произошло?
— Что чувствует Мариука?
— Как вы это узнали?
Упражнение «Позовем потерявшегося»
Детям предлагается представить, что они в лесу.
Выбирается робкий, застенчивый ребенок, который
прячется в комнате. Остальные дети зовут его,
интонируя в голосе и отчаяние, и надежду.
— Как вы думаете, что будет Мариука делать
дальше? Давайте посмотрим.
• Stop. Слова кустика «На дубе сидит
ворон»
Этюд «Возвращение силы»
Один ребенок изображает кустик, которому
холодно (руки сложены на груди, он весь сжался,
съежился, дрожит, говорит тихим дрожащим
голосом), другой ребенок играет Мариуку.
Проигрывается диалог:
— Что с тобой?
— Ах, как холодно (печальное выражение лица,
соответствующие жесты, тихий голос). Я погибаю,
мои корни грызет червяк.
— Сейчас я прогоню его (берет палку и
прогоняет). Уйди!
Ребенок начинает изображать расцветающий куст,
передавая это выразительными жестами, мимикой,
движениями, затем на его лице появляется
благодарность Мариуке.
• Stop. Ворон: «Я уже обедал», картинка
дуба
Упражнение «Превращения»
Дети делятся на пары. Один ребенок — дерево,
другой — Мариука. Мариука дотрагивается одной
стороной прутика до ребенка — «дерева», тот
медленно опускается, дотрагивается другой —
ребенок снова превращается в высокое дерево.
Затем дети меняются ролями.
— Давайте посмотрим, что же в это время
происходит с Григорашем.
• Stop. Мышки смеются.
— Как вы думаете, боится ли Григораш злую
Клоанцу?
— Как вы это поняли? Что было дальше и чем
закончилась эта история, мы узнаем в следующий
раз.
Рисование на тему «Страшный замок»
Дети, используя готовый трафарет, рисуют замок,
в котором мог бы жить кто-то злой (см. приложение).
2-я часть
Продолжение мультфильма.
• Stop. Мариука говорит: «Моего брата забрала
Клоанца»
Этюд «Сердитый — радостный»
Дети сидят в кругу.
— Как вы думаете, почему звери назвали
великана сердитым? Что его рассердило?
— А что сердит вас? Отчего вы бываете сердитыми?
Что чаще всего сердит людей? (Каждый ребенок
высказывает свое мнение.)
— Что изменило настроение великана? Почему он
стал радостным?
— Изобразите сердитого великана, а теперь
радостного.
Беседа о доброте
— Что вы можете сказать о девочке, какая она?
Какое у нее сердце? Почему вы так решили? Кому еще
она помогла? Какое сердце у человека, который
всем помогает? (Доброе, золотое, мягкое и т.д.)
• Stop. Великан скатывается с камня.
— Как вы думаете, что надо сделать, если что-то
сразу не получилось?
Игра «Найди самое маленькое»
Детям предлагается найти в комнате то, что
меньше шкафа; меньше кресла, меньше телевизора,
меньше игрушки и т.п.
• Stop. Мариука говорит: «Как же я найду среди
них свой?»
Игра «Кот и мыши»
По комнате расставляются предметы (большие
кубы, пирамидки, игрушки). Один ребенок
изображает кота — он спит. Остальные стараются
обойти комнату, преодолевая препятствия, чтобы
не разбудить кота. Кот просыпается только тогда,
когда услышит шум и начинает ловить мышей.
Игры на внимание, память, мышление.
Упражнение «Что потерялось?»
Cравнить две картинки — чем они отличаются.
Дорисовать предметы которые потерялись
(силуэты детей и незаконченные рисунки). Можно
использовать задания из Торренса.
Что потерялось, исчезло со стола? Ребенок
запоминает игрушки, отворачивается, ведущий
прячет оговоренное число игрушек, ребенок
называет, какие игрушки исчезли.
• Stop. Мышонок падает с прутиком
— Что помогло мышонку найти прутик?
— С помощью какого органа мы определяем запах?
Игра «Угадай по запаху»
Гимнастика для носа.
Дети должны только при помощи обоняния с
закрытыми глазами определить предлагаемый
предмет (банан, яблоко, апельсин, роза и т.п.).
• Stop. Конец мультфильма.
— Что в этом отрывке понравилось больше
всего?
— Давайте попробуем представить себя
великанами-богатырями и попробуем победить злую
Клоанцу.
Игра «Великаны и колдуньи»
Дети делятся на две группы: великаны и колдуньи.
По сигналу ведущего они начинают битву между
собой, используя шарфы, при этом оговаривается,
что колдуньи слабее, поэтому детям придется в
конце боя по сигналу ведущего быть поверженными
— упасть замертво.
Заключительная беседа
— Что больше всего понравилось вам в этой
сказке?
— Какой герой больше всего понравился? Почему?
— Чему учит эта сказка?
Рисование на тему «Замок доброго великана»
Дети должны раскрасить трафарет замка для
доброго великана. Выбирается лучший замок: дети
предлагают два любых рисунка, которые им больше
всего нравятся, кроме своего.
В дальнейшем можно провести выставку рисунков
замков, обсудить с детьми, почему замки,
одинаковые по силуэту, получились такими
разными.
ЗАНЯТИЕ 4
с использованием мультипликационного фильма
«Он попался» (реж. В. Котеночкин)
Задачи
1. Тренировка произвольного внимания,
зрительной, слуховой памяти.
2. Развитие логического мышления.
3. Развитие пластичности, координации движений.
4. Работа со страхами.
5. Развитие позитивного отношения к жизни,
закрепление положительных чувств и эмоций,
стимулирование воображения.
Оборудование: канат или скакалка,
бланки с заданиями, бумага, цветные карандаши,
мячик, различные предметы для игры «Пройди и не
задень».
Начало мультфильма.
• Stop. Белочка спешит.
Этюд «Белочка»
Дети передают состояние спешащего человека.
— Как вы думаете, почему спешит белочка? Куда?
• Stop. Барсук выходит из норки.
— Что случилось с барсуком?
— А почему он вдруг заболел?
• Stop. Белочка говорит: «Эх, ты!»
— Так куда же и зачем спешила белочка?
• Stop. После диалога белочки и барсука.
— Кого здесь можно назвать смелым?
— Как вы это поняли?
— Какие животные считаются смелыми?
Упражнение «Закончи фразу»
Детям предлагается изобразить смелое животное,
проговорить «Я смелый, как...» (лев, тигр, собака и
т.д.) и передать громким, уверенным голосом
произносимые выбранным животным звуки.
.Stop. Белочка говорит: «А мы думали, ты первый
начал».
Игра «Перетягивание каната»
Детям предлагается попробовать перетянуть
соперника на свою сторону при помощи каната.
Затем можно предложить детям разделиться на две
команды и перетягивать канат всей командой.
• Stop. Рыбалка.
— Что это за рыба, кто узнал? Каких еще рыб вы
знаете, назовите.
Игра «Рыболов»
Ведущий со скакалкой кружится в центре и
раскручивает скакалку над полом. Дети, стоящие
вокруг, должны перепрыгнуть через нее, то есть не
попасться на удочку.
• Stop. Мышонок говорит: «Я сам зайку выручу».
Обсуждение
— Сколько героев уже идет выручать зайку?
— Постройте их по росту, начиная с самого
высокого. Кто самый высокий в этой компании? кто
поменьше? еще меньше? а самый маленький?
Игра «Построимся»
Детям предлагается построиться по росту и
затем пройтись по тропинке через лес, через
кусты, обогнуть яму, перебраться через
поваленное дерево, переплыть на лодке озеро и т.д.
• Stop. Барсук говорит: «Вот она, берлога».
Обсуждение
— Зачем барсук предлагает залезть на дерево?
— Какой у него план?
— Почему бобер не принимает предложение
барсука залезть на дерево?
— Кто из героев мультфильма вам нравится, кто
не очень нравится? Почему?
• Stop. Белочка говорит: «Не может быть».
Силуэт медведя в окне.
Обсуждение
— Как вы думаете, герои правильно
догадываются о том, что там происходит?
— А как вы думаете, что там происходит?
— Почему барсук решил, что будут варить суп?
— Как вы понимаете пословицу «У страха глаза
велики»?
— Вспомните, были ли в вашей жизни похожие
ситуации, когда вы преувеличивали опасность, —
боялись чего-то, что оказалось неопасным.
— Расскажите свою историю так, чтобы стало
страшно другим, так как это сделал барсук.
— Придумайте страшную историю и расскажите ее
шепотом, страшным голосом.
— Давайте посмотрим, что же было на самом деле.
• Stop. Конец мультфильма.
Обсуждение
— Мультик называется «Он попался», а как бы вы
его назвали?
— Вспомните, в каком порядке животные шли
выручать зайку?
— Герои мультика, после того как попили чай,
стали дружно все вместе играть, и каждый зверек
предлагал свою игру. Давайте и мы поиграем.
Вариант 1
Среди детей распределяются роли, и каждый
ребенок по очереди предлагает детям сыграть в ту
игру, которую он знает. Если ребенок
затрудняется, ведущий помогает ребенку,
напоминает ему какую-нибудь игру.
Вариант 2
Ведущий сам предлагает игры. От имени Зайчика –
сыграть в игру «Попрыгунчики»: кто прыгнет
дальше, перепрыгни предмет (мячик, воздушный
шарик и т.д.), перепрыгните друг через друга
(чехарда). От имени Белочки — «Поймай шишку и
закончи слово»: ведущий начинает слово,
произнося первый слог, а ребенок его заканчивает.
От имени Бобра — рисование по заданным командам
(графический диктант) на листе в клеточку домика
или другой рисунок – две клетки вверх, три влево,
две вниз и т.д. От имени Мышки — «Кот и мыши».
От имени Барсука — игра «Ягоды, рыбы, животные»:
ведущий произносит «Ягоды, рыбы, животные...» и
бросает мячик по очереди каждому игроку. Тот
игрок, у кого в руках оказался мячик, должен
быстро назвать слово по выпавшей ему теме,
например рыбу. От имени «Медведя» — игра «Пройди
и не задень».
Людмила КОРОВАЙ,
Татьяна КУНИГЕЛЬ,
центр внешкольной работы «Ветразь»,
г. Минск,
Республика Беларусь
Спонсор публикации статьи: Московское городское «Такси 740» - предлагает услуги круглосуточных перевозок пассажиров по Москве и Московской области. Осуществив заказ такси компании, Вы получите сервис соответствующий самым высоким стандартам качества. Внимательные операторы дадут полную консультацию, и помогут выбрать автомобиль максимально соответствующий Вашим желаниям, от автомобиля эконом - класса, до лимузина. Высокопрофессиональные водители с большим опытом работы и знанием Москвы, обеспечат комфортную и безопасную поездку. Подробнее ознакомиться с предложением можно на сайте компании www.taxi740.ru
Литература
Вачков И.В. Сказкотерапия. — М.: Ось-89, 2001.
Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь... —
Ярославль: Академия развития, 2000.
Погосова Н. Погружение в сказку. — СПб.:
Речь, 2000.
Самоукина Н.В. Психология оптимизма. — М.,
2001.
Трениг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой.
— СПб.: Речь, 2000.
Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. — М.: АСТ,
2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Силуэт замка
|