Психогигиена возникла как научное
направление в конце XIX века, а в конце XX века
получила широкое распространение во всем мире,
включая Россию. В последнее время, когда все чаще
стали говорить и писать о синдроме
профессионального сгорания у педагогов,
психогигиена становится (или, по крайней мере,
должна становиться) таким же необходимым
атрибутом педагогической работы, как гигиена
санитарная. Об этом, кстати, немало писал и
«Школьный психолог», делясь опытом проведения
психологических консультаций, тренингов
эмоциональной поддержки педагогов, сеансов
саморегуляции.
Сразу хочется отметить, что психогигиенические
мероприятия встречают немалое сопротивление в
школах, в первую очередь со стороны самих
педагогов. Среди причин этого сопротивления —
недоверие к психологу; нежелание «тратить время
на «непонятно что»; неверие в возможность
что-либо изменить, улучшить; привычная
уверенность, что «со мной все в порядке», и пр.
КЛУБНЫЙ ДЕНЬ
Вместо психологов
На протяжении нескольких лет мы с коллегами
старались систематически проводить в школе, где
работаем, занятия по профилактике синдрома
профессионального сгорания педагогов. Понятие
«старались» означает, что при организации
занятий приходилось выискивать окошко во
внеурочное время, «завлекать» (во всяком случае
поначалу) учителей, подбирать
практико-ориентированные, наиболее интересные
темы для занятий. Об одном из наших первых
занятий «Школьный психолог» уже писал (Решетникова
О. Будь здоров, дорогой! // Школьный психолог. —
2000. — № 15).
|
Рабочий момент подготовки
первого заседания клуба
|
Однако если говорить о профилактике, а не о
борьбе с последствиями эмоциональной
перегрузки, то такая работа должна вестись
регулярно и быть разноплановой. Удается это
далеко не всегда. Люди, как правило, не склонны
делать полезные вещи (например, утреннюю
гимнастику) только потому, что они — полезные.
Поэтому мы, не отказавшись от тренингов с
педагогами, индивидуальных бесед и других
традиционных методов, решили разнообразить свой
арсенал. Нам представилось, что профилактическая
работа может быть весьма эффективной, если
вместе с психологами, а иногда и вместо них будут
действовать сами педагоги.
Идея стала формироваться после знакомства с
клубом психологов «Точка Пси», в котором его
участники имеют возможность обмениваться
интересной профессиональной информацией,
принимать участие в коллективной разработке
различных методик и, главное, получить
безусловную психологическую разгрузку и
поддержку коллег. Последний импульс возник после
чтения статьи С. Филиной «О «синдроме
профессионального выгорания» и технике
безопасности в работе педагогов и других
специалистов социальной сферы», в которой автор
выделил следующие естественные приемы регуляции
организма:
— смех, улыбка, юмор;
— размышления о хорошем, приятном;
— различные движения типа потягивания,
расслабления мышц;
— наблюдение за пейзажем за окном;
— рассматривание цветов в помещении,
фотографий, других приятных или дорогих для
человека вещей;
— мысленное обращение к высшим силам (Богу,
Вселенной, великой идее);
— «купание» (реальное или мысленное) в
солнечных лучах;
— вдыхание свежего воздуха;
— чтение стихов;
— высказывание похвалы, комплиментов кому-либо
просто так.
Объединив два направления: клуб, с одной
стороны, и «смех, улыбка, юмор» — с другой, мы
пришли к новой профилактической форме работы —
учительский клуб. Главное достоинство этой формы
в том, что педагоги получили возможность
неформального общения не только во время
заседания клуба, но и в процессе его подготовки.
Мужчина в школе
Открытие клуба несколько раз откладывалось,
планируемая программа первого заседания
менялась, однако количество занятых в подготовке
людей все время увеличивалось.
Первая часть заседания, «разогрев», состояла из
рассказа о задачах клуба — общение, поиск новых
идей, отдых (отметим, что слово «психогигиена» не
произносилось), а также серии забавных
упражнений, в ходе которых участники были
разделены на команды. Каждую команду объединил
«свой» стол. В дальнейшем команда должна была
выполнить несколько несложных заданий, например,
изобразить с помощью пантомимы содержание
пословицы, строки или куплета из популярной
песни; угадать по наводящим вопросам название
предмета, установленного за спиной. Мы не даем
описание заданий, так как их лучше всего
придумывать или вспоминать вместе с учителями в
процессе подготовки. В нашем случае неоценимую
помощь оказала преподаватель драмы И.А.
Феофанова.
Вторая часть была представлена в виде ток-шоу.
Надо заметить, что оба автора статьи не любят
ток-шоу, однако этот элемент массовой культуры
прочно вошел в нашу жизнь, и его использование в
клубе сыграло роль своеобразного якоря.
В краткой форме содержание этой части
выглядело следующим образом. После заставки
программы «Принцип домино», записанной заранее
на видео, в зале появляются ведущие.
Ведущие. Здравствуйте! C вами в студии
Татьяна Морозова и Мария Ступницкая. Вы смотрите
ток-шоу про нас и нашу жизнь. Наша программа
основана на реальных событиях, и все герои в ней
настоящие.
Учителя-мужчины — редкое явление в современной
школе. Кто они, как пришли в школу и почему там
задержались? Это только в нашей школе мужчин 30%, а
вообще в современной школе 95% учителей — женщины.
Именно они везут на себе всю нагрузку, работают
на две ставки, получая за это, увы, немного... Кто
же они — мужчины в школе, выбравшие такую,
казалось бы, женскую профессию?
Тема нашей сегодняшней встречи — «Мужчина в
школе».
Далее демонстрируется видеоролик, в который мы
включили сюжеты из известных фильмов про
школьную жизнь: «Большая перемена», «Доживем до
понедельника», «Приключения Электроника»,
«Добро пожаловать, или Посторонним вход
запрещен», «Джентльмены удачи»1
и т.д.
После просмотра видео идет представление
первого гостя, высказывающего отрицательное
мнение о проблеме: «Мужчина в школе — это
нонсенс, эти люди не реализовались в других
сферах деятельности, а в школе легче, так как дети
не могут быть конкурентами по жизни, по крайней
мере в ближайшем будущем...»
Представление второго гостя: «Категорически
не согласен с первым оппонентом. Мужчины-учителя,
обычно творческие, заинтересованные, увлеченные
своим делом люди. Почти все учителя-реформаторы
— это мужчины, почти всегда «Учителем года»
становится мужчина, и если он работает в школе
достаточно долго, то это суперпрофессионал».
Далее слово вновь предоставляется ведущим.
Вопросы для экспертов
Ведущие. Сегодня в роли экспертов мы
предлагаем выступить нашим уважаемым зрителям.
Каждый из вас в рамках своей профессиональной
деятельности встречается с «темой» нашей
программы. Как вы думаете, кто они — мужчины,
работающие в школе в наши дни?
Для экспертов мы заранее подготовили вопросы,
например:
— Есть ли среди запомнившихся вам ваших
школьных учителей мужчины?
— Чем они вам запомнились?
— Профессия «учитель» исторически возникла
как мужская, почему же, на ваш взгляд, в наши дни у
этой профессии женское лицо?
— В школу идут неудачники или подвижники?
Добавим также: если в школе есть семейные пары,
работающие учителями, их желательно пригласить
либо в качестве оппонентов, либо в качестве
экспертов.
На нашем «ток-шоу» не получилось дискуссии, тем
более — острой. Практически все высказывания
носили доброжелательный характер. Главное, что
участники много и с удовольствием говорили о
себе, своей работе.
Наше первое заседание проходило в двадцатых
числах февраля, что, собственно, и определило
тему. Второе заседание намечено на конец
учебного года и к моменту написания этой статьи
существует только в виде сценария. По замыслу
авторов на нем будут подведены итоги года, причем
осуществляться это будет в соответствии с
церемонией вручения «оскаровских» наград.
В этой ситуации главным видится то, чтобы
номинаций (и, соответственно, наград) было как
можно больше: «Надежда года» (вариант: «Патриарх
года»), «Молодое дарование», «За лучший открытый
урок», «За непоколебимое упорство при работе с
неуспевающими», «Педагогическая находка»,
«Улыбка года», «Лучший переговорщик с
родителями», «Лучший учитель химии» (не имеет
значения, что такой учитель у вас всего один),
«Властитель душ» (самому популярному педагогу),
«Мастер» (может вручаться учителю технологии, и
не только ему), «Учитель учителей» (председателю
методического объединения), «Точность —
вежливость королей» (за гигантский труд при
составлении расписания) и другие.
Как и на «оскаровской» церемонии, объявление
победителей чередуется с концертными номерами.
Что касается самих наград, это могут быть торты и
сувениры, грамоты и денежные премии: всё зависит
от вашей фантазии и возможностей администрации.
Главное, чтобы никто не ушел обиженным.
1 Как известно, в «Джентльменах
удачи» герой Е. Леонова работает в детском саду,
то есть тоже является педагогом.
Вадим РОДИОНОВ,
Татьяна МОРОЗОВА,
АНО «Школа «Премьер»
rodionov@premier.edu.ru
|