Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2006


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Психогигиена возникла как научное направление в конце XIX века, а в конце XX века получила широкое распространение во всем мире, включая Россию. В последнее время, когда все чаще стали говорить и писать о синдроме профессионального сгорания у педагогов, психогигиена становится (или, по крайней мере, должна становиться) таким же необходимым атрибутом педагогической работы, как гигиена санитарная. Об этом, кстати, немало писал и «Школьный психолог», делясь опытом проведения психологических консультаций, тренингов эмоциональной поддержки педагогов, сеансов саморегуляции.
Сразу хочется отметить, что психогигиенические мероприятия встречают немалое сопротивление в школах, в первую очередь со стороны самих педагогов. Среди причин этого сопротивления — недоверие к психологу; нежелание «тратить время на «непонятно что»; неверие в возможность что-либо изменить, улучшить; привычная уверенность, что «со мной все в порядке», и пр.

КЛУБНЫЙ ДЕНЬ

Вместо психологов

На протяжении нескольких лет мы с коллегами старались систематически проводить в школе, где работаем, занятия по профилактике синдрома профессионального сгорания педагогов. Понятие «старались» означает, что при организации занятий приходилось выискивать окошко во внеурочное время, «завлекать» (во всяком случае поначалу) учителей, подбирать практико-ориентированные, наиболее интересные темы для занятий. Об одном из наших первых занятий «Школьный психолог» уже писал (Решетникова О. Будь здоров, дорогой! // Школьный психолог. — 2000. — № 15).

Рабочий момент подготовки первого заседания клуба

Рабочий момент подготовки
первого заседания клуба

Однако если говорить о профилактике, а не о борьбе с последствиями эмоциональной перегрузки, то такая работа должна вестись регулярно и быть разноплановой. Удается это далеко не всегда. Люди, как правило, не склонны делать полезные вещи (например, утреннюю гимнастику) только потому, что они — полезные. Поэтому мы, не отказавшись от тренингов с педагогами, индивидуальных бесед и других традиционных методов, решили разнообразить свой арсенал. Нам представилось, что профилактическая работа может быть весьма эффективной, если вместе с психологами, а иногда и вместо них будут действовать сами педагоги.

Идея стала формироваться после знакомства с клубом психологов «Точка Пси», в котором его участники имеют возможность обмениваться интересной профессиональной информацией, принимать участие в коллективной разработке различных методик и, главное, получить безусловную психологическую разгрузку и поддержку коллег. Последний импульс возник после чтения статьи С. Филиной «О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы», в которой автор выделил следующие естественные приемы регуляции организма:

— смех, улыбка, юмор;

— размышления о хорошем, приятном;

— различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

— наблюдение за пейзажем за окном;

— рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;

— мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

— «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

— вдыхание свежего воздуха;

— чтение стихов;

— высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Объединив два направления: клуб, с одной стороны, и «смех, улыбка, юмор» — с другой, мы пришли к новой профилактической форме работы — учительский клуб. Главное достоинство этой формы в том, что педагоги получили возможность неформального общения не только во время заседания клуба, но и в процессе его подготовки.

Мужчина в школе

Открытие клуба несколько раз откладывалось, планируемая программа первого заседания менялась, однако количество занятых в подготовке людей все время увеличивалось.

Первая часть заседания, «разогрев», состояла из рассказа о задачах клуба — общение, поиск новых идей, отдых (отметим, что слово «психогигиена» не произносилось), а также серии забавных упражнений, в ходе которых участники были разделены на команды. Каждую команду объединил «свой» стол. В дальнейшем команда должна была выполнить несколько несложных заданий, например, изобразить с помощью пантомимы содержание пословицы, строки или куплета из популярной песни; угадать по наводящим вопросам название предмета, установленного за спиной. Мы не даем описание заданий, так как их лучше всего придумывать или вспоминать вместе с учителями в процессе подготовки. В нашем случае неоценимую помощь оказала преподаватель драмы И.А. Феофанова.

Вторая часть была представлена в виде ток-шоу. Надо заметить, что оба автора статьи не любят ток-шоу, однако этот элемент массовой культуры прочно вошел в нашу жизнь, и его использование в клубе сыграло роль своеобразного якоря.

В краткой форме содержание этой части выглядело следующим образом. После заставки программы «Принцип домино», записанной заранее на видео, в зале появляются ведущие.

Ведущие. Здравствуйте! C вами в студии Татьяна Морозова и Мария Ступницкая. Вы смотрите ток-шоу про нас и нашу жизнь. Наша программа основана на реальных событиях, и все герои в ней настоящие.

Учителя-мужчины — редкое явление в современной школе. Кто они, как пришли в школу и почему там задержались? Это только в нашей школе мужчин 30%, а вообще в современной школе 95% учителей — женщины. Именно они везут на себе всю нагрузку, работают на две ставки, получая за это, увы, немного... Кто же они — мужчины в школе, выбравшие такую, казалось бы, женскую профессию?

Тема нашей сегодняшней встречи — «Мужчина в школе».

Далее демонстрируется видеоролик, в который мы включили сюжеты из известных фильмов про школьную жизнь: «Большая перемена», «Доживем до понедельника», «Приключения Электроника», «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен», «Джентльмены удачи»1 и т.д.

После просмотра видео идет представление первого гостя, высказывающего отрицательное мнение о проблеме: «Мужчина в школе — это нонсенс, эти люди не реализовались в других сферах деятельности, а в школе легче, так как дети не могут быть конкурентами по жизни, по крайней мере в ближайшем будущем...»

Представление второго гостя: «Категорически не согласен с первым оппонентом. Мужчины-учителя, обычно творческие, заинтересованные, увлеченные своим делом люди. Почти все учителя-реформаторы — это мужчины, почти всегда «Учителем года» становится мужчина, и если он работает в школе достаточно долго, то это суперпрофессионал».

Далее слово вновь предоставляется ведущим.

Вопросы для экспертов

Ведущие. Сегодня в роли экспертов мы предлагаем выступить нашим уважаемым зрителям. Каждый из вас в рамках своей профессиональной деятельности встречается с «темой» нашей программы. Как вы думаете, кто они — мужчины, работающие в школе в наши дни?

Для экспертов мы заранее подготовили вопросы, например:

— Есть ли среди запомнившихся вам ваших школьных учителей мужчины?

— Чем они вам запомнились?

— Профессия «учитель» исторически возникла как мужская, почему же, на ваш взгляд, в наши дни у этой профессии женское лицо?

— В школу идут неудачники или подвижники?

Добавим также: если в школе есть семейные пары, работающие учителями, их желательно пригласить либо в качестве оппонентов, либо в качестве экспертов.

На нашем «ток-шоу» не получилось дискуссии, тем более — острой. Практически все высказывания носили доброжелательный характер. Главное, что участники много и с удовольствием говорили о себе, своей работе.

Наше первое заседание проходило в двадцатых числах февраля, что, собственно, и определило тему. Второе заседание намечено на конец учебного года и к моменту написания этой статьи существует только в виде сценария. По замыслу авторов на нем будут подведены итоги года, причем осуществляться это будет в соответствии с церемонией вручения «оскаровских» наград.

В этой ситуации главным видится то, чтобы номинаций (и, соответственно, наград) было как можно больше: «Надежда года» (вариант: «Патриарх года»), «Молодое дарование», «За лучший открытый урок», «За непоколебимое упорство при работе с неуспевающими», «Педагогическая находка», «Улыбка года», «Лучший переговорщик с родителями», «Лучший учитель химии» (не имеет значения, что такой учитель у вас всего один), «Властитель душ» (самому популярному педагогу), «Мастер» (может вручаться учителю технологии, и не только ему), «Учитель учителей» (председателю методического объединения), «Точность — вежливость королей» (за гигантский труд при составлении расписания) и другие.

Как и на «оскаровской» церемонии, объявление победителей чередуется с концертными номерами. Что касается самих наград, это могут быть торты и сувениры, грамоты и денежные премии: всё зависит от вашей фантазии и возможностей администрации. Главное, чтобы никто не ушел обиженным.


1 Как известно, в «Джентльменах удачи» герой Е. Леонова работает в детском саду, то есть тоже является педагогом.

Вадим РОДИОНОВ,
Татьяна МОРОЗОВА,
АНО «Школа «Премьер»
rodionov@premier.edu.ru