Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

«КАЗНИ ЕГИПЕТСКИЕ»

А.А. Бреусенко-Кузнецов
Киев: КИТ, 2004

Книг, подобной этой, очень мало.
Хотелось бы сказать: нет совсем, по крайней мере, я таких книг не встречал, но, может быть, все-таки кому-то они попадались. Однако рискну предположить, что российского читателя эта работа удивит. Впрочем, не только российского. Она уже удивила культурно подготовленных украинских читателей (разговаривал с читавшими), поскольку была издана в Киеве. Последнее обстоятельство, на мой взгляд, россиянам оптимизма не внушает: шанс заполучить в руки эту работу ввиду наличия государственных границ и малого тиража издания не слишком велик. Пишу эту рецензию, среди прочего, с целью обратить внимание издателей на необходимость повторного тиража и распространения в России.
А теперь попробую объяснить, почему. Во-первых, автор безусловно талантлив. Во-вторых, книга украинского психолога по-настоящему русская — в том смысле, что обращена к сущности подлинного патриотизма (как бы ни пытались «квасные» или, того хуже, национал-фашиствующие «радетели Русской земли» испоганить это замечательное слово). И в-третьих, содержание этого труда научно и междисциплинарно.
Автор отстаивает весьма интересную идею о двойственности форм современного мифотворчества — «естественной» и «искусственной». Чего стоят только названия двух параграфов этой монографии: «Искусственный миф как культура предательства», «Естественный миф как культура верности»!
Первая часть этой чрезвычайно любопытной книжки будет интересна всем, а в особенности тем многочисленным специалистам, которые занимаются проблемами мифологии, мифологических моделей и отражением тех и других в художественных текстах. А вторая часть, как мне представляется, будет интересна просто всем. Дело в том, что в ней автор анализирует проявление искусственных мифов в сфере геополитики и осуществляет этот анализ, опираясь на конкретное событие, памятное очень многим (всего лишь семь лет минуло с тех пор) — агрессию НАТО против Югославии в 1999 году. Он убедительно, изящно, красиво и иронично проводит аналогию между библейским мифом о «казнях египетских» (мифом естественным) и искусственным мифом, реконструированным автором путем подробного разбора действий США и НАТО в период, охватывающий собственно агрессию, а также ее подготовку и последствия.
Велик соблазн подробно раскрыть позицию автора и объяснить понимание им, психологом, мифа в геополитическом контексте. Но лучше, если читатель это сделает сам, погрузившись в чтение монографии Бреусенко-Кузнецова.
Конечно, мы имеем дело с научной работой, вовсе не нацеленной на такую аудиторию, как школьные психологи, — если считать, что школьного психолога интересуют только проблемы образования. Но смею предположить, что узость восприятия все-таки не относится к характеристикам школьного психолога. Тем более если помнить, что мы все еще и граждане России. Прочтите эту книгу — хотя бы для того, чтобы увидеть, как можно сочетать позиции ученого и гражданина.

Игорь ВАЧКОВ