Психологические эффекты
в практике педагогов
|
В.В. Васильев
М.: АРКТИ, 2004
|
О допустимости
использования всевозможных психологических
приемов в повседневной жизни и профессиональной
практике (любого рода) можно дискутировать
бесконечно, если бы не один простой аргумент: все
мы — родители и дети, ученики и учителя,
начальники и подчиненные — их постоянно
практически используем, в большинстве случаев
даже не отдавая себе в этом отчета. Дело лишь в
том, что у одних это получается изящно и
эффективно, у других — неуклюже и бестолково;
одни пользуются разными приемами влияния
корыстно и злонамеренно, другие — альтруистично
и гуманно. Словно предвидя возможные упреки (а
похоже, что после выхода предыдущей книги
«Психологические эффекты на уроке» без критики
не обошлось), автор в предисловии к новой книге
недвусмысленно указывает: тот факт, что
предлагаемыми им «эффектами» можно
злоупотребить, сам по себе не означает, что их и
вовсе недопустимо использовать.
В самом деле, то, что автор именует «эффектами»,
легко расценить как манипулятивные ухищрения,
поскольку их цель — оказание влияния на
учащихся, причем с использованием не только
рациональных, но и подсознательных механизмов.
Фактически автор ярко и убедительно, с
использованием живых примеров, описывает
разнообразные приемы влияния на учеников с целью
изменения их поведения в желательном
направлении. По сути дела, это направление и
могло бы стать камнем преткновения в возможной
дискуссии. Но поскольку цели автором
провозглашены самые благие, это ставит его
рекомендации выше всех упреков. В конце концов,
любой острый инструмент может стать как орудием
преступления, так и средством созидания. Поэтому
главный вопрос не в том, хороши или плохи
предлагаемые автором «эффекты», а в том, кем и для
чего они будут использоваться. И тут, как никогда,
очень хочется верить, что данная книга
действительно попадет в «хорошие руки».
Книга очень невелика по объему (96 страниц) и
мозаична по своей структуре. Автор без какой-либо
особой систематизации и теоретического
обоснования перечисляет и описывает
специфические приемы воздействия на учащихся
(вероятно, к вящему недовольству сторонников
субъект-субъектного образовательного
взаимодействия). В отличие от многих книг,
декларирующих свою практическую направленность,
но реально малополезных, данный лаконичный свод
приемов поистине практичен, хотя и почти никак
теоретически не обоснован. Автор не задается
вопросами, на чем основаны подмеченные им
эффекты, какова их психологическая природа. При
этом он, вероятно, справедливо полагает, что его
читателю малоинтересны рассуждения — гораздо
важнее рекомендации, советы, подкрепленные
примерами. В такой манере, помнится, сумел найти
путь к сердцам миллионов знаменитый Карнеги.
Сегодня перед нами своего рода «новый
педагогический Карнеги», в той же мере
заслуживающий похвал и упреков, как и
американский прообраз полувековой давности.
Правда, и «Анти-Карнеги» мы уже читали. Не
исключено, что в недалеком будущем появится и
«Анти-Васильев». Их авторам можно возразить одно
и то же: «Но ведь работает!» И еще, пожалуй: «А
многого ли добились вы сами, отвергая механизмы
влияния?» Впрочем, творческий и ищущий педагог,
вероятно, сам выберет, какого подхода
придерживаться. «Конгруэнтной» патетики на него
уже излиты тонны. Теперь, к счастью, для
разнообразия предлагаются и конкретные приемы
по-настоящему эффективной работы.
Максим МАРИНИН
|