Практическая психология для
мальчиков
|
А.Г. Грецов
СПб.: Питер, 2006
|
Новая книга питерского
психолога А. Грецова — часть своеобразной
трилогии, задуманной им с целью психологического
просвещения подрастающего поколения. Еще одна
книга написана им для девочек, третья адресована
подросткам и их родителям. По названиям книг
можно предположить, что две первых
предназначаются совсем юным читателям и
читательницам, а третья — ребятам постарше,
озабоченным уже несколько иными проблемами —
профессиональным самоопределением, отношениями
с противоположным полом и т.п. Но такое поспешное
суждение неверно. «Ты уже взрослый» — такими
словами начинается книга для мальчиков. Такое
заигрывание с младшими школьниками взрослые
редко себе позволяют. С подростками — сплошь и
рядом. Так и тут: совершенно очевидно, что автор
обращается к мальчикам лет
тринадцати–шестнадцати, опираясь на свое
представление об их менталитете, интересах и
склонностях.
Правда, сами читатели могут иной раз оказаться в
замешательстве. «Ты уже взрослый», а книга — для
мальчиков. Для взрослых мальчиков?.. Чуть дальше
автор предлагает читателю для расширения
кругозора приобщиться к серьезной литературе по
психологии: «Почитай любую научную (научную! –
С.С.) книгу по психологии общения», —
предварительно расхвалив в предисловии
собственный труд: «Чего ты здесь точно не
найдешь?.. Заумных научных формулировок».
Доходчивое, на уровне вспомогательной школы
разъяснение, что значит «наступить на грабли»,
может соседствовать с достаточно серьезным
описанием приемов психологических манипуляций.
Создается впечатление, что автор не очень хорошо
представляет себе своего читателя, обращаясь к
нему то как к недоумку, то как к «ботанику».
Однако первый книгу читать не станет, ибо вообще
к этому занятию не склонен, а второй скорее
предпочтет Айзенка или Чалдини (тем более что сам
автор их рекомендует для дополнительного
чтения). В силу этого в большой читательский
успех книги не очень-то верится. И это вызывает
сожаление. Ибо книга сама по себе очень хорошая,
информационно насыщенная и действительно
практически полезная. Путаница с адресатом может
затруднить ее путь к читателю, однако подросток,
который все-таки ее откроет, вряд ли оставит ее
недочитанной.
Книга разделена на несколько частей, посвященных
таким важным проблемам, как психология
личностного роста, психология настроения,
психология общения и психология влияния.
Аргументированно и ясно автор разъясняет юному
читателю, как формируется наше впечатление друг
о друге, как возникает или меняется то или иное
эмоциональное состояние, как люди находят общий
язык и что может этому помешать. Очень полезен
рассказ о приемах (в том числе нечистоплотных)
психологического влияния, знание которых
позволяет избежать многих ловушек,
расставленных ловцами юных душ — от алчных
торговцев до назойливых сектантов и
наркодилеров. Завершает книгу краткий рассказ о
профессии психолога, позволяющий юному читателю
составить общее представление о возможностях
практической психологии, что немаловажно как в
профориентационном отношении, так и просто в
просветительском. Эрудицию школьного психолога
эта книга вряд ли обогатит, так как повествует о
вещах, специалистам достаточно известных. А вот
рекомендовать ее своим подопечным он может с
полным основанием. Правда, мальчики для этого
должны быть достаточно взрослыми.
Сергей СТЕПАНОВ
|