Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Практическая психология для мальчиков

А.Г. Грецов
СПб.: Питер, 2006

Новая книга питерского психолога А. Грецова — часть своеобразной трилогии, задуманной им с целью психологического просвещения подрастающего поколения. Еще одна книга написана им для девочек, третья адресована подросткам и их родителям. По названиям книг можно предположить, что две первых предназначаются совсем юным читателям и читательницам, а третья — ребятам постарше, озабоченным уже несколько иными проблемами — профессиональным самоопределением, отношениями с противоположным полом и т.п. Но такое поспешное суждение неверно. «Ты уже взрослый» — такими словами начинается книга для мальчиков. Такое заигрывание с младшими школьниками взрослые редко себе позволяют. С подростками — сплошь и рядом. Так и тут: совершенно очевидно, что автор обращается к мальчикам лет тринадцати–шестнадцати, опираясь на свое представление об их менталитете, интересах и склонностях.
Правда, сами читатели могут иной раз оказаться в замешательстве. «Ты уже взрослый», а книга — для мальчиков. Для взрослых мальчиков?.. Чуть дальше автор предлагает читателю для расширения кругозора приобщиться к серьезной литературе по психологии: «Почитай любую научную (научную! – С.С.) книгу по психологии общения», — предварительно расхвалив в предисловии собственный труд: «Чего ты здесь точно не найдешь?.. Заумных научных формулировок».
Доходчивое, на уровне вспомогательной школы разъяснение, что значит «наступить на грабли», может соседствовать с достаточно серьезным описанием приемов психологических манипуляций. Создается впечатление, что автор не очень хорошо представляет себе своего читателя, обращаясь к нему то как к недоумку, то как к «ботанику». Однако первый книгу читать не станет, ибо вообще к этому занятию не склонен, а второй скорее предпочтет Айзенка или Чалдини (тем более что сам автор их рекомендует для дополнительного чтения). В силу этого в большой читательский успех книги не очень-то верится. И это вызывает сожаление. Ибо книга сама по себе очень хорошая, информационно насыщенная и действительно практически полезная. Путаница с адресатом может затруднить ее путь к читателю, однако подросток, который все-таки ее откроет, вряд ли оставит ее недочитанной.
Книга разделена на несколько частей, посвященных таким важным проблемам, как психология личностного роста, психология настроения, психология общения и психология влияния. Аргументированно и ясно автор разъясняет юному читателю, как формируется наше впечатление друг о друге, как возникает или меняется то или иное эмоциональное состояние, как люди находят общий язык и что может этому помешать. Очень полезен рассказ о приемах (в том числе нечистоплотных) психологического влияния, знание которых позволяет избежать многих ловушек, расставленных ловцами юных душ — от алчных торговцев до назойливых сектантов и наркодилеров. Завершает книгу краткий рассказ о профессии психолога, позволяющий юному читателю составить общее представление о возможностях практической психологии, что немаловажно как в профориентационном отношении, так и просто в просветительском. Эрудицию школьного психолога эта книга вряд ли обогатит, так как повествует о вещах, специалистам достаточно известных. А вот рекомендовать ее своим подопечным он может с полным основанием. Правда, мальчики для этого должны быть достаточно взрослыми.

Сергей СТЕПАНОВ