Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2006


ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ

МОСКВА

24 марта на заседании Государственного совета России заслушивался вопрос по реализации национального проекта в сфере образования

Рабочая группа Госсовета России под руководством главы Республики Карелия С.Л. Катанандова представила доклад «Инновационное развитие образования — основа повышения конкурентоспособности России».
Особое внимание в нем было уделено школьному здравоохранению, реорганизации системы питания и развитию массового спорта в общеобразовательных учреждениях, а также государственной поддержке одаренных детей, доступности дошкольного образования. По мнению членов рабочей группы, ликвидация детской беспризорности должна стать одним из основных приоритетов. Необходимо повышать юридическую и материальную ответственность родителей за воспитание детей.
Ставилась задача разработать и внедрить в сферу образования в 2006–2007 гг. отраслевую систему оплаты труда с учетом специфики педагогической деятельности и довести к 2008 г. среднюю зарплату учителя до уровня средней зарплаты в экономике.
Доклад содержал и несколько пунктов, напрямую относящихся к работе психологов в системе образования. Рабочая группа, состоящая из ведущих психологов, подготовила большой материал, в котором нашли отражение современное состояние и предложения по развитию службы практической психологии в системе образования. К сожалению, основная часть этих предложений в доклад не вошла. Но, по мнению члена рабочей группы академика РАО, доктора психологических наук, президента Федерации психологов образования России В.В. Рубцова, достижением является уже то, что психолог рассматривается теперь как специалист, необходимый современной системе образования.
Появилось даже новое понятие — «комплексная медико-социально-правовая служба образования».
В констатирующей части доклада говорилось о том, что первоначально проблема психологического сопровождения ребенка и образовательного процесса должна была решаться на уровне образовательного учреждения. Однако из-за низкой заработной платы и недостаточного уровня социальной защищенности школьных психологов начался отток из образовательных учреждений специалистов высокой квалификации. Это делает крайне затруднительным формирование комплексной медико-психологической и социальной-правовой службы в образовании. Поэтому надо создать гибкую инфраструктуру, объединяющую работу психологов, медиков, социальных педагогов, юристов по оказанию необходимой помощи ребенку, семье, педагогу, руководителю образовательного учреждения.
Среди необходимых для этого мер было названо создание на базе существующей региональной системы психолого-медико-педагогической службы комплексной психолого-медико-социально-правовой службы образования, включающей различных специалистов: психологов, социальных педагогов, дефектологов, медицинских работников. Целью этой системы должны стать поддержка развития ребенка и сопровождение педагогических, управленческих и социальных инноваций в системе образования. В доклад также был включен пункт о разработке нормативно-правовой и организационно-технологической базы указанной службы.
Крайне важным является предложение по организации (совместно с подразделениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) антикризисных подразделений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях по оказанию медико-психологической и социально-правовой помощи детям и семьям, попавшим в кризисную ситуацию.
Поднимался также вопрос о создании эффективной системы профессионального образования, повышения квалификации, переподготовки и других форм подготовки практических психологов на основе нового поколения образовательных стандартов. Особое внимание было уделено психологическому сопровождению детей-инвалидов и детей с задержками в развитии.
Текст доклада уже получили все губернаторы. По мнению В.В. Рубцова, он может стать отправной точкой дальнейшего развития комплексных медико-социально-правовых служб образования в регионах.