Когда мне было четырнадцать,
мой отец был так глуп,
что я с трудом переносил его;
но когда мне исполнился двадцать один год, я был
изумлен,
насколько этот старый человек поумнел за
последние семь лет.
Марк Твен
Когда наконец понимаешь,
что твой отец обычно был прав,
у тебя самого уже подрастает сын,
убежденный, что его отец
обычно бывает не прав.
Лоренс Питер
РОДНЫЕ, НО НЕ БЛИЗКИЕ
ЭФФЕКТ ПОДКИДЫША — отчуждение подростка в
отношениях с родителями, вызванное смутным
иррациональным подозрением, что он не является
их родным ребенком.
Данный
эффект хорошо известен психиатрам — впервые он
был описан еще в 30-х гг. ХХ в. (в частности,
известным детским психиатром Г.Е. Сухаревой) как
один из симптомов подростковой шизофрении.
Однако на рубеже веков психологи всё чаще стали
отмечать похожий феномен в рамках нормальной
психики. Принципиальное различие нормы и
патологии в данном случае состоит в том, что в
норме подросток вполне отдает себе отчет в
иррациональности своих подозрений, в их
несоответствии действительности, однако не
может отделаться от впечатления, что он своим
родителям словно чужой, неродной — так он, по его
мнению, на них непохож.
Как психологический термин «эффект подкидыша»
пока не признан и не включен в специальные
словари. Однако в лексиконе практических
психологов он встречается все чаще в связи со
множеством наблюдаемых случаев такого рода и в
силу этого требует корректного определения и
описания.
Корни данного явления подмечались
наблюдательными людьми с давних времен, и эти
наблюдения воплотились во многих афоризмах,
обобщенная формулировка которых могла бы
звучать так: «Пятилетнему ребенку родители
кажутся самыми мудрыми и сильными людьми,
которые всё знают и всё могут; пятнадцатилетний
считает родителей беспомощными недалекими
обывателями, которые ничего не понимают и ни на
что не способны; и только еще лет через
пятнадцать он готов признать, что следовало бы
почаще слушаться родителей».
Эффект подкидыша как раз и возникает на
срединной стадии — в подростковом возрасте,
когда родительский авторитет подвергается
подростком критической переоценке. В эту пору
многие родительские идеалы, цели и ценности
подростком отвергаются, суждения отца и матери
по разным вопросам, весь их образ жизни кажутся
ему свидетельством их консерватизма,
ограниченности и косности. В то же время рост
самосознания порой провоцирует подростка на
признание собственной исключительности, особой
яркости и одаренности, которую недалекие
взрослые просто не в силах разглядеть и оценить
(ведь в их ограниченных представлениях
одаренность почему-то проявляется в школьной
успеваемости, а не в сочинении рэп-скороговорок
или фонтане остроумия в интернет-чатах).
Подогревает опасную иллюзию и всепроникающая
реклама со своим навязчивым лозунгом: «Ведь ты
этого достоин!» Этого — значит экзотических
круизов, танкообразных лимузинов, беззаботного
образа жизни в кругу суперзвезд и топ-моделей.
Разумеется, достоин! Вот только бремя низкого
происхождения мешает дотянуться до всех этих
безусловно заслуженных благ. Тогда и возникают
настроения, излитые одним из героев Стивена Фрая
(«Теннисные мячики небес») на страницы своего
дневника:
Статья опубликована при поддержке интернет-ресурса "MegaLaw.ru". Юридические консультации онлайн бесплатно. На сайте Вы найдёте правовые статьи и ответы на вопросы о семейном и трудовом праве, гражданстве, миграционных проблемах и многое другое. Подробнее смотрите на сайте, который располагается по адресу: http://megalaw.ru/.
Как же могла произойти Ужасная Ошибка?
Ужасный ряд ошибок.
Как могло твое сознание возникнуть из его заурядного
семени и ее унылых яйцеклеток? Первой ужасной
ошибкой было появление на свет. Эту путаницу,
зашедшую так далеко, можно объяснить, прибегнув к
идее о переселении душ. В прежних воплощениях ты
был одним из них (аристократов. — С.С.),
и теперь остаточные воспоминания об этом терзают
тебя. Возможно, ты подкидыш или внебрачный плод
опрометчивости какого-нибудь герцога, отданный
на воспитание этим жалким людям, которых тебе
приходится называть родителями.
Психологическим следствием данного эффекта,
как правило, выступает утрата опоры в виде
семейных традиций и ценностей, резкий негативизм
относительно любых педагогических влияний со
стороны родителей. Свой жизненный стиль
подросток начинает формировать «от противного»
— по принципу: «Как угодно, только не так, как
того желают родители». А поскольку родители во
многих случаях — хотя бы просто в силу своей роли
трансляторов традиционной, веками сложившейся
культуры — безусловно правы, то отвергнутыми
оказываются и многие позитивные установки,
взамен которых избираются их сомнительные
альтернативы. К тому же, как свидетельствует
опыт, отрицание по сути своей деструктивно и
вовсе не гарантирует последующих конструктивных
преобразований (история переполнена примерами
того, как разрушение старого приводит к тому, что
диаметрально противоположное новое оказывается
ничуть не лучше, а то и хуже).
Дискуссия, наметившаяся в научных кругах по
данному вопросу, пока не выходит за рамки
довольно банальных рассуждений о вечном
конфликте отцов и детей. В качестве современной
специфики данного явления указывается на утрату
самими старшими прочных жизненных ориентиров в
меняющихся социальных условиях либо на их
неспособность убедительно отстаивать те
ценности, которых они придерживаются, но не умеют
продемонстрировать их привлекательность для
подрастающего поколения. В этой связи
представляется продуктивной разработка данной
проблемы в связи с принятым в той или иной семье
стилем воспитания. Хотя эмпирических данных
собрано еще недостаточно, можно высказать
предварительную гипотезу о том, что «эффект
подкидыша» чаще появляется в условиях
авторитарного либо либерально-попустительского
стиля воспитания, тогда как демократичный стиль
родительско-детских отношений выступает
надежной страховкой от отчуждения.
В условиях авторитарного воспитания ребенок
предстает «слепком» родительских установок и
амбиций, исполнителем родительской воли. В пору
активного самоопределения и становления
самосознания такая роль перестает подростка
устраивать, и он стремится дистанцироваться от
родителей как от чуждой, враждебной силы,
мешающей ему стать самим собой. При этом не
приходится удивляться, что ощущение своей
чужеродности приобретает порой драматические
тона — подросток отказывается верить, что самые
близкие ему люди способны так жестко настаивать
на неприемлемых для него жизненных ценностях и
сценариях поведения.
При либеральном стиле (популяризации которого
невольно послужили некоторые идеи
гуманистической психологии и педагогики,
акцентирующие самодостаточность личности, ее
право на автономию и т.п. — «Я существую не для
того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям; ты
существуешь не для того, чтобы соответствовать
моим ожиданиям…») ребенок, а затем и подросток
фактически оказывается предоставленным самому
себе, лишенным четких ориентиров в становлении
своей личности. Родители ни на чем не настаивают,
попустительствуют любому его поведению и тем
самым невольно провоцируют подозрение, что он,
ребенок, им словно чужой — не очень-то нужен и
мало-интересен.
При этом если в случае авторитарного
воспитания реакции подростка имеют характер
острого негативизма, то при
либерально-попустительском стиле отталкиваться
ему не от чего, как, впрочем, не на что и опереться.
Поведение подростка становится спонтанным и
бестолковым. И сколь бы ни было любимо
«гуманистами» первое определение, легко
заметить, что второе фактически является его
синонимом. В таких условиях подросток
оказывается особенно уязвимым для любых
сторонних влияний, далеко не все из которых
позитивны.
Усугубляет ситуацию и несовпадение
ценностного и культурного кругозора родителей и
подростков, когда их интересы, склонности и
предпочтения почти не пересекаются и даже язык
одной стороны мало понятен другой. Родители,
пассивно ли (недосуг), активно ли («какое
безобразие!») дистанцируясь от увлечений и
вкусов подростка, тем самым невольно порождают
ощущение, что они ему словно чужие, по крайней
мере — разительно непохожие. Замыкаясь в рамках
своей субкультуры, подросток втайне продолжает
мечтать о «настоящих» родителях, которые
разделяли бы и поощряли его склонности.
Подобные явления не возникают в условиях
демократичного стиля воспитания, который,
однако, складывается далеко не сразу — маленький
ребенок попросту еще не обладает потенциалом
полноправного участника воспитательного
диалога и взаимодействия. Постепенный отказ
родителей от директивного руководства в пользу
всё большего равноправия по мере становления
личности ребенка способствует тому, что растущий
человек не теряет ощущения надежной опоры, но в
то же время не имеет оснований для негативизма.
Парадоксально, но даже у приемных детей,
усыновленных уже во вполне сознательном
возрасте и отдающих себе отчет, что родители им
неродные, «эффект подкидыша» не возникает, если
родителям удается стать им настоящей опорой, а не
преградой на пути их самоосуществления.
Даже при очевидном отсутствии кровного родства
приемные дети могут ощущать полное
взаимопонимание и близость с родителями, которые
не пытаются «лепить» их по своему образу и
подобию, не игнорируют их потребности и проблемы.
Это лишний раз свидетельствует о том, что кровное
родство — вовсе не обязательное условие
психологической близости, само по себе оно не
гарантирует теплых отношений и преемственности
поколений.
Люди, которых мы принуждаем нам подчиняться, а
также те, с кем мы просто равнодушно соседствуем
под одной крышей, никогда не станут нам
по-настоящему близкими. И в первую очередь это
касается детей. Так не будем же об этом забывать,
дабы не столкнуться с отчужденным взглядом
«подкидыша»!
Сергей СТЕПАНОВ
|