Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2006


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Это проект, который объединяет всех, кому небезразличны вопросы развития образования и кто пытается их разрешить самыми разными путями. Осуществляется проект на базе школы № 23 Советского района г. Нижнего Новгорода. Руководитель проекта — психолог школы Евдокия Павловна Рязанова. Я, как заинтересованный родитель (мои дети учатся в этой школе), тоже стала в нем участвовать. Специфика работы в том, что в центре внимания — каждодневная работа в школе детей, учителей, психологов, родителей, школьной администрации.

Очень часто мы не понимаем друг друга. Существуют трудности общения в семье, с коллегами, у детей — со сверстниками, одноклассниками. К сожалению, не только наши дети, но и мы не прошли школы эффективного общения. Последствия этого — характерная для многих отгороженность от мира, вызванная страхом, что иное мнение собьет с собственного пути, уведет от самого себя. Мы должны учиться общению вместе с нашими детьми. Если этого не делать, то получится как с выбранным приоритетом под названием индивидуальный подход к детям, за который мы все сейчас ухватились как за спасательный круг. Чаще всего он понимается буквально и реализуется через индивидуальные беседы, индивидуальную работу, индивидуальные проекты и консультирование с глазу на глаз: ученик — учитель.

Школьные конкурсы и олимпиады создают среди учеников школьную элиту. Ее представители, сформировавшись окончательно, будут создавать массу проблем самим себе и обществу. Такой «индивидуальный подход», эксплуатирование способностей школьников порождают многочисленные неблагоприятные социальные явления. Столкнувшись с иными подходами, другой точкой зрения, наши дети в своей самостоятельной жизни окажутся не готовыми к диалогу.

Возникают многочисленные способы ухода от активной жизни в обществе с помощью токсической, компьютерной или идеологической зависимости. Получается, что, избавляясь от одной проблемы — стричь всех под одну гребенку, мы сталкиваемся с другой. Для того чтобы индивидуальность сформировалась, необходимо создать условия. Важно, чтобы способности детей проявлялись в совместной работе и чтобы дети умели отдавать свои силы достижению общей цели. Как это осуществить в условиях школы?

ПРОГРАММА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ "ДОМ ШКОЛЫ"

В рамках этой программы разработаны техники образовательного взаимодействия с первоклассниками. Здесь деятельностное начало и мотивация к учебе формируются у детей через совместное переживание.

1. Оформление школьного пространства

Оформление школьного пространства чаще всего настораживает своим несоответствием миру детства. Выполняется оно взрослыми и отражает мир взрослых. Это мир порядка, структуры: на стенах орфограммы, около доски — всевозможные кармашки с карточками цифр, букв, слов, образец каллиграфии учителя. Даже если эти кармашки сделаны в виде сапожков и варежек, что несколько разнообразит образовательную среду, это все равно представляет мир учителя, который усердно оформлял класс. Картину дополняют стены, расписанные рукой взрослого, хотя и на темы детских песенок. Доводы учителей в пользу такого подхода будут состоять в том, что дети (особенно первоклассники) не могут аккуратно выполнить необходимую работу, так как навыки ручного труда у них несовершенны и эстетически это будет выглядеть не слишком эфектно. В лучшем случае первоклашкам предлагается задание, итогом которого будут почти не отличимые одна от другой поделки. (Любопытно, что дети чаще всего выбирают фоном для фотографирования единственный уголок, где и развешаны эти поделки, отличающиеся только подписями.)

В работе с детьми важно использовать задания, ориентирующие их на самовыражение: «Нарисуйте так, чтобы отличалось от рисунков других». Появившиеся в результате рисунки — это вопросы, которые дети не сумели задать взрослым. Такие вопросы обнаруживаются и в рассказах, которые дети придумывают, и в их поделках. Для активизации самовыражения учащимся может быть предложена техника аппликации из лоскутков ткани с использованием клейстера («Лоскутные истории», «Школьный психолог», № 2, 2004). Работа с тканью и клейстером снимает напряжение и способствует самораскрытию. После акцента на самовыражении дети начинают прорабатывать свои проблемы через образы — добра, зла и другие. Очень важно не пропустить первые попытки сделать это, потому что обычно для маленьких детей более характерны бытописание или имитация букварных текстов.

Вот как выглядит описание лоскутных картин, если в них есть попытка самораскрытия ребенка.

Дом с хорошим настроением

Красный шар наверху — это мое хорошее, очень хорошее настроение. Рядом дом, в котором приятно находиться, а не только прятаться от дождя. Цветок внизу — это значит, что я маме люблю дарить цветы, летом я их собираю и делаю букеты для мамы. Воздушный шарик — это мой день рождения. Под дырявой крышей цветы — это чтобы в дыры не полил дождь и не испортил мне настроение. В доме есть замки, которые висят на дверях, за которыми скрыто все плохое. Волны на доме — это волны моря, по которому плывет мой дом…

А это дом, в котором прячется плохое настроение, оно не хочет, чтобы eго увидели, оно залезает в кусочек осени и там пугает птиц для собственного же удовольствия...

Здесь у меня бигудюшки — это волосы темноты, это темнота жизни, а солнышко доброе...

Это дом радости, он очень хорош. если плохое настроение — идешь туда, и потом та-ко-е настроение! Под дождиком постоишь, а потом заходишь. А дождик волшебный, он капает на домик, а когда капает, он растаивает и обклеивает домик, а домик впитывает это все...

2. Тему подсказывают дети

На занятиях с группой продленного дня, состоящей из первоклассников, наиболее актуальной оказалась работа с детьми по теме «Дом, убежище». Это было выяснено благодаря лоскутным картинам и рассказам по ним. Затем дети занимались конструированием дома школы. В этой деятельности они через образы и метафоры осмысливали свои проблемы взаимодействия со школой и переформулировали их. В доме школы дети нарисовали окна кабинета, где лечат зубы, окна бального зала, дискотеку на крыше, балкон с камином и многое другое.

Во время такой работы важно присутствие взрослого, который смотрит со стороны и говорит детям о том, что с ними происходит. Подобного присутствия достаточно, чтобы группа детей из восьми-девяти человек сумела организовать себя вокруг одного школьного стола, на котором лежит лист бумаги. Ниже приводятся диалоги вокруг этого стола.

Учитель. Рассказывайте о том, что делаете, чтобы было понятно всем, так как работа общая.

Дети.

— Дрянь какая-то, а не дом. Таких домов не бывает.

— Ты у нас главный ворчун? Ты что рисуешь?

— Секрет!

— Ну скажи, мы же вместе делаем.

— Это у нас детская площадка.

— Нет, это стадион, не надо говорить за всех.

— А я сделаю дискотеку.

— Надеюсь, не на крыше дома?

— Н-а-а кры-ше!

— Давай вместе на крыше!

Учитель. Я так рада, что вам захотелось вместе что-то сделать!

Дети.

— Ты с какой стороны-то окна цветок нарисовала!!! (сердито и громко.)

— Окно у нас вон как, а цветок у тебя вон как, вот так нужно было. (спокойно и рассудительно.)

— У меня принцесса.

— Нетушки, я же сказала, что у меня принцесса.

— Значит, у нас две принцессы.

— И у меня принцесса.

— Три принцессы, хи-хи.

— И у меня принцесса.

— У нас бал принцесс!

Описанная работа осуществлялась на протяжении всего учебного года в группе продленного дня, один раз в неделю в течение часа.

В сентябре, когда начались эти занятия, многие из детей были подавленными, сердитыми. При обращении к ним часто ворчали. Друг с другом в большинстве случаев общались грубо, выкрикивая обидные слова. В марте, когда выполнялась совместная работа по теме «Дом», ситуация свободного общения на переменах сильно не изменилась, но по диалогам учебного общения, один из которых приведен здесь, было заметно, насколько лояльнее стали дети в момент выполнения работы. При этом все первоклассники были улыбчивы и увлечены созданием дома школы. Об их желании выполнять работу свидетельствовало то, что они к двум имеющимся общим фломастерам добавили свои и обменивались содержимым своих пеналов.

3. Творчество — это не только красивый рисунок или поделка

Трудности адаптации к школьной жизни есть почти у всех детей. Различия только в том, насколько освоены ими способы поведения, позволяющие справляться с этими трудностями. Приведенная техника психолого-педагогического общения настраивает на размышления о себе, на поиск вариантов взаимодействия с миром. О том, что такой поиск идет, свидетельствует напряженность и событийность детских высказываний и рисунков. Работы первоклассников появляются не просто из желания творить, создавать что-то свое, новое. Видно, что это личностная потребность социализирующейся личности.

Образы, сюжеты детских рисунков и текстов — это попытка проигрывания отношений с внешним миром, поиска и выбора необходимых для взаимодействия с ним идей. Таким образом, тексты и рисунки детей ценны процессом отыскания смыслов. Поэтому красота их работ — это красота процесса поиска, красота проигрывания вариантов взаимодействия с миром через придуманные образы. Первоклассников учат рисовать красиво и правильно, и в результате у многих из них может снизиться самооценка, появляются страхи. Такие дети в первую очередь попадают в категорию «труднообучаемых» и «трудновоспитуемых», тогда как они могли бы быть успешными наравне со всеми другими.

Дети, которые прошли ролевую школу отношений с взрослыми, да и с жизнью в целом, умеют творчески проживать трудности. В игре дети могут побывать в придуманном ими кабинете, где удаляют зубы, погреться вместе с учителем у школьного камина, потанцевать на балу или на дискотеке, расположенной на крыше школы. В этой работе они обмениваются своим опытом переживаний и преодоления трудностей, учатся взаимодействию в большой команде, взаимодействию с миром. Как Страшила или Дровосек из сказки о девочке Элли, они набираются ума и душевной теплоты в таком общении, не теряя своей индивидуальности.

ПРОГРАММА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
«УЧЕНИК – ПОМОЩНИК УЧИТЕЛЯ»

Можно и для учащихся старших классов найти приемы работы, которые позволят наполнить школьное пространство плодами их труда, а не стендами, красиво оформленными художником.

На уроках по изобразительному искусству на каждую тему дается очень мало времени. Учителя пытаются выйти из положения с помощью проектировочной деятельности. Тогда у детей появляется возможность повозиться, например, с макетом архитектурного сооружения и воплотить в нем свои мечты. Но есть и другие приемы.

Описанные ниже техники общения со старшеклассниками осуществлялись в группе учащихся, которые собирались раз в неделю, по субботам, сначала для участия в тренинге личностного роста, во время которого или после начиналось неформальное общение с подростками. Тогда и обнаружилось, какие мысли посещают их во время или после уроков.

Урок рисования

Задание по теме урока давно выполнено, ошибки проработаны, но моя дочь-семиклассница очень долго рисовала руки в разных ракурсах. Было видно, что это автопортреты. Я предложила ей нарисовать мои руки. Потом к ним добавились руки сестры. Удивительно, но это были наши портреты. И это было то, что очень важно для изобразительного искусства и для жизни. Если у школьников есть потребность в такой проработке темы, важно ее поддержать. Умение найти характерное в других людях — не это ли одна из образовательных целей? Сейчас такое рисование стало основой особого общения старшеклассников, которое возникает в момент рисования ими рук друг друга.

Клубок противоречий

То, что могли бы рассказать о себе подростки, очень ценно. Но ведь не пишут и не говорят о своих потаенных мыслях. А если вдруг написали, это остается лежать в ящике стола. Случайно обнаруживаю забытую книжицу — пьеса. Подумалось: в школе ставят спектакль. Отдаю дочери не глядя. Смущается, краснеет. Забываю. Через месяц обнаруживаю в компьютере, опять впопыхах забытую, неприпрятанную.

— Можно прочитать?

— Читай, — опять смущаясь.

— Ой, как мне это нужно. Можно я проведу тренинг по этой пьесе?

— Можно.

— А хочешь посмотреть, что получится?

— Хочу!

Действительно, в работе с подростками так трудно выйти на искреннее общение. Искренний порыв, если его спугнуть, может больше не возникнуть и не пройти проверку жизнью. А потом идеализм и ожидания разбиваются о быт, о прозу жизни. А взрослому научиться чему-то труднее, чем ребенку. Чтобы этого не произошло, подросткам было предложено переделать и потом проиграть сцены из пьесы на основании собственных представлений. Так наше общение наполнилось многочисленными вариантами сцен из жизни подростков.

Теперь я стала обращаться к учащимся с просьбой предложить какую-нибудь идею для обсуждения на тренинге. Мне очень долго пришлось дожидаться их инициативы. Я приводила примеры, объясняла. Безрезультатно. Пока не появился старшеклассник, который сразу понял, что он должен делать то, что ему интересно, и не принес свои идеи в группу сверстников, собирающихся на наш субботний тренинг. Такое впечатление, что дети совсем не понимают, что такое самостоятельно выработанная идея, самостоятельная работа с этой идеей.

«А можно исследовать отношение к современной музыке?» — спросил меня тот толковый ученик выпускного класса.

С этого вопроса началась работа по программе «Реверсивные методы в психологии» («реверсивные», на взгляд автора, потому что исследуются внешние факторы, в данном случае музыка, влияющие на душу человека). Теперь в группе, которую посещают старшеклассники по субботам, ее участники заполняют анкету с рассказом о своих приоритетах в прослушанной музыке, пишут тексты под музыку, рисуют мандалы (это рисунки в круге, которые позволяют обращаться к своей индивидуальности).

Так пространство, отведенное школьному психологу, стало заполняться не только лоскутными картинами первоклассников, но и неповторимыми рисунками мандал, текстами, написанными под музыку, «портретами» рук учащихся и работников школы.

Все, что мы делаем, подростки называют «Хаос и яблоки», «Пощечина научному миру» или «Клубок противоречий».

ПРОГРАММА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
"НРАВСТВЕННОСТЬ ВНУТРИ НАС"

Взрослые в общении с детьми очень часто правы по сути, но не по форме. Так происходит потому, что многие из нас не владеют эффективными способами общения с детьми. Интересно, что авторитарный, властный, а тем более агрессивный тип взаимодействия с ребенком явно не принимается обществом. Поэтому на глазах у других людей мы обычно бываем не так строги с детьми, пытаемся урезонить, успокоить, уговорить их. Это не имеет результата, если дети привыкли к бурным реакциям родителей на свое поведение. Они теряются, их поведение становится все более беспорядочным.

Как поступать учителям, когда они видят, что родители переживают из-за того, что ничего не могут сделать, когда дети в школе слишком быстро бегают, громко кричат или толкают друг друга? Самое действенное — организовать детей, перекрывая своим голосом детский шум. Так чаще всего и происходит. Мальчики и девочки утихомириваются, потому что такое обращение для них привычно. Но взрослые в перерыве между занятиями, между делом, могут передавать друг другу иные способы обращения к детям. Так родители могут стать помощниками школы.

Например, мамы, папы или бабушки привели на занятия в школу будущих первоклассников, все собираются в холле. Взрослые обычно заняты разговорами, часто к ним подключается и учитель. Дети бегают, громко кричат, могут возникнуть и потасовки между мальчиками, опасные толкания на лестнице. Родители начинают урезонивать детей. Важно, чтобы учитель в этот момент находился здесь же. В момент, когда родители явно безуспешно пытаются успокоить малышей и начинают раздражаться, учитель подзывает детей к себе и предлагает свой способ общения.

Своим поведением и интонациями учитель должен подчеркнуть значение начавшегося общения с будущими первоклассниками. Он может выяснить, например, что дети делали на лестнице. Варианты ответов детей: «Бегали наперегонки. Я прибежал первый, а Сережка меня оттолкнул и говорит, что первый он». В этом случае игра детей может быть подхвачена, но ее важно замедлить интеллектуальной работой. И поэтому учитель говорит: « Кто быстрее сосчитает, сколько ступенек на лестнице?» Дети опять очень быстро выполняют это задание и приносят самые разные результаты. Учитель объясняет, что результат должен быть один. Дети опять считают, но уже медленно, и только самые нетерпеливые опять приносят отличный от всех результат. Игра продолжается до тех пор, пока все результаты не сойдутся. Это и есть способ освоения поведенческих структур, которые так нужны первоклассникам.

Такие игры, возникшие ситуативно, все не опишешь, но каждый взрослый способен их придумать. Правда, придется отвлечься от своих взрослых разговоров и волнений. Но если вы уверены, что дети освоили в таких играх самые важные приемы поведения, то вам будет за них спокойнее. Учителям и родителям стоит потратить время ожидания начала основного занятия на такую «школу».

Постоянные упражнения взрослых в отыскании таких приемов общения постепенно разовьют педагогическую интуицию, и такие игры станут стилем общения, приятным и детям и взрослым. Важно, чтобы учителя создали ситуацию, когда родители не ждут готовых решений, как это принято, а сами ищут ответы на свои вопросы в школьной среде. Родители — самые значимые для ребенка люди, и помогать им осваивать приемы эффективного общения — это значит облегчать себе работу с детьми во время занятий в школе.

Способы взаимодействия с миром осваиваются начиная с шести-семи месяцев. Именно в этом возрасте малыш предлагает взрослым игры, которые позволяют ему понять, что «можно», что «нельзя». Еще долго он будет играть в эту игру, не исполняя желаний родителей. Малыш уже понял, что нельзя, но, хитро поглядывая, вновь и вновь приближается к недозволенному. Именно с этого момента начинается большая работа взрослых по обучению детей различным способам совладания с их желаниями. Дети могут возвращаться к этой игре и в семь лет, и в тринадцать — в любом кризисном возрасте. Только это уже не выглядит как игра, поэтому вызывает раздражение взрослых. Они говорят: ребенок испытывает меня, проверяет мою реакцию на свои поступки. Раздражение возникает потому, что ребенку запрещается самый простой способ освоения мира — игра, и она, трансформируясь до неузнаваемости, используется детьми в скрытом виде.

Родители ждут от умных, повзрослевших детей нормального поведения, но способов освоения такого поведения когда-то давно не потрудились изучить. Школа взаимодействия с детьми действительно непроста, и начинать в ней учиться нужно с того момента, как в семье появился малыш. А если этого не произошло, то нужно быть готовым к тому, что времени на налаживание отношений уйдет гораздо больше.

Наши зарубежные коллеги-психологи передачу родителям навыков общения с детьми называют филиальной работой (от греч. philos — друг, любящий, phileo — люблю). Важно, что она строится не на простых реакциях типа «можно», «нельзя», а на вступлении во взаимодействие по поводу какого-то события и совместном проживании-переживании этого события, с размышлениями по его поводу и выработкой желаемых для каждого способов поведения в такой ситуации.

Участниками такого проживания-переживания могут быть родитель и ребенок, родитель — учитель — ребенок, родитель — психолог — ребенок.

Ирина КАЛИСТРАТОВА,
г. Нижний Новгород

Окончание следует