Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2006


ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

Елена БЕЛИНСКАЯ,
педагог-психолог,
д/у № 162,
г. Минск, Республика Беларусь

В СТРАНЕ ЭКОЛОГИИ

Программа экологического воспитания детей
старшего дошкольного возраста

Программа может проводиться как в рамках занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в рамках занятий по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Занятия может проводить не только педагог-психолог, но и воспитатель группы.

Термин «экология» (от греч. oikos — дом, жилье и logos — наука) предложен в 1866 г. Э. Геккелем для обозначения «общей науки об отношении организмов к окружающей среде». Значительно позже появилось определение: экология — это наука, которая исследует закономерности жизнедеятельности организмов (в любых ее проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их натуральной среде обитания с учетом тех изменений, которые происходят благодаря жизнедеятельности человека.

Существует множество форм и методов экологического воспитания дошкольников. Остановимся на одной из них — экологические задачи.

Задачи экологического содержания требуют решения какой-нибудь экологической проблемы или установления взаимоотношений в природе.

Формы экологических задач могут быть самые разнообразные:

— задачи-рассказы;

— математические задачи;

— задачи в форме стихотворения;

— задачи в форме одного вопросительного предложения;

— задачи в форме рисунка или соответствующей схемы.

Экологические задачи могут представлять собой небольшие части из художественной или научно-популярной литературы, которые можно использовать для решения какой-нибудь экологической проблемы или ситуации.

По содержанию экологические задачи делятся на группы, которые отражают следующие взаимосвязи:

— между живой и неживой природой;

— между растениями и животными;

— между природой и обществом;

— между природой и индивидом.

Экологические задачи позволяют познакомить детей с характером связей, существующих в природе между всеми ее компонентами, а также между природой и обществом. Экологические задачи исподволь, незаметно знакомят дошкольников с правилами поведения в природе, дают им право выбора того или иного варианта поведения, возможности обосновать его.

Представленная ниже программа направлена на закрепление и систематизацию специальных знаний природоведческого и природоохранного характера, формирование навыков мышления, развитие творческого воображения, создание психологического комфорта и благополучия ребенка в условиях детского коллектива.

Перед началом занятий рисуется карта путешествия по стране Экологии, которая вывешивается на стену на время проведения всего цикла занятий. На каждом занятии дети отправляются в новое путешествие, во время которого решают какую-либо экологическую задачу. После возвращения из путешествия место на карте, куда отправлялись дети, отмечается флажком. На итоговом занятии дети еще раз вспоминают все свои путешествия и способы решения той или иной экологической задачи.

Содержание занятий

№ п/п Тема занятия Задачи

Структура занятия

1 «Прогулка в лес» 1. Развитие знаний причинно-следственных связей
2. Развитие межполушарного взаимодействия
3. Развитие внимания
1. Приветствие
2. «Сказка о цветке»
3. «Рождение цветка»
4. «Поезд»
5. «Прогулка в лес»
6. Рисование
7. Прощание
2 «Представление в цирке» 1. Упражнение в ситуативно-деловом общении и сотрудничестве со сверстниками по парам
2. Обучение определению и передаче эмоционального состояния животных и людей по позе и движениям
3. Активизация в речи детей слов и фраз, образных выражений для характеристики животных в сравнении с человеческими чертами характера
1. Приветствие
2. «Окончи предложение»
3. «Дрессировщик и лев»
4. Инсценировка стихотворения
5. Драматизации-этюды
6. «Представление в цирке»
7. Прощание
3  «Вода и воздух» 1. Развитие восприятия
2. Проработка элементов жизни в природном мире при наличии множества ненужных предметов
3. Обучение навыкам схематического изображения предметов и явлений
1. Приветствие
2. «Вода и воздух»
3. «Раскадровка»
4. «Хорошо — плохо»
5. «Метод Робинзона Крузо»
6. «Чудесный мешочек»
7. Прощание
4 «Поможем речным жителям» 1. Закрепление в сознании норм и правил поведения в природе
2. Развитие эмпатии
3. Осознание способов предотвращения вредных результатов
1. Приветствие
2. «Поможем речным жителям»
3. «Что будет, если...»
4. Обсуждение и проигрывание ситуаций
5. Эмпатия
6. Прощание
5 «Мир вокруг нас» 1. Закрепление знаний, полученных на занятиях
2. Развитие бережного отношения к окружающему миру
1. Приветствие
2. Обсуждение прошлых занятий
3. Рисование самого запомнившегося
4. «Мир вокруг нас»
5. «Берегите природу»
6. Прощание

ЗАНЯТИЕ 1
«Прогулка в лес»

Задачи:

— развитие понимания причинно-следственных связей (семечко–земля–росток–стебелек–листья–бутон–цветок);

— развитие межполушарного взаимодействия;

— развитие внимания.

Материалы:

— карта страны;

— картинка с изображением вагонов с пустыми окошками;

— карточки с изображением семечка, земли, ростка, стебелька, листьев, бутона, цветка;

— краски, карандаши;

— кисточки;

— листы бумаги для рисования;

— аудиокассета с записью спокойной музыки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте! Сегодня наша первая встреча, и я хотела бы познакомиться с вами поближе. Давайте сядем в круг, и каждый из вас по очереди назовет свое имя и какой-нибудь цветок на первую букву своего имени.

Какая замечательная разноцветная поляна у нас получилась! А сейчас посмотрите: на стене висит карта. Но это не совсем обычная карта — это карта чудесной страны Экологии. Вы хотели бы отправиться в путешествие по этой стране? (Дети отвечают.)

Посмотрите, у меня есть волшебные флажки, которые помогут нам не заблудиться. Сегодня мы отправимся на прогулку в лес и с помощью этого флажка отметим маршрут нашего путешествия.

(Ведущий отмечает на карте место, где нарисован лес.)

Итак, наше путешествие начинается!

(Дети выполняют инструкцию, которую в процессе действия проговаривает ведущий.)

Идем по широкой дорожке парами. Теперь друг за другом по узкой тропинке. Поднимаемся в гору. Бежим с горы. Перепрыгиваем по камушкам через ручеек. Идем под низкими веточками, наклоняясь. Идем босиком по колкой траве. Остановились на лесной опушке.

Какая замечательная опушка! Давайте отдохнем на ней. Располагайтесь поудобнее, и пока мы будем отдыхать, я прочту вам сказку. Называется она — «Сказка о цветке».

Дети свободно располагаются на ковре и ведущий читает сказку.

Сказка о цветке

Однажды в чаще дремучего леса, там, где сквозь густые ветви пробивался единственный луч солнца, вырос маленький цветок. Он покачивался на своем тоненьком стебельке из стороны в сторону и с удивлением смотрел на окружающий мир, в одно мгновение раскрывшийся перед ним. Вот на соседней травинке мелькнула и погасла капелька росы. В рассветной тишине вдруг послышался тонкий звон комара. Комар покружил-покружил над цветком и сел на один из его лепестков.

— Здравствуй, ты кто? — спросил цветок у комара.

— Я? Комар, конечно же.

— А что значит «комар»?

— Что значит? Ну... — Комар задумался. — Что значит... Комар — и все.

— А куда ты летишь?

— О! Я лечу по очень важному делу. Недалеко отсюда есть прекрасное озеро. Сегодня на озере состоится замечательное событие — дочь нашего короля принцесса Зи-зи выйдет за меня замуж.

— Что такое — выйдет замуж? — спросил цветок.

— Ну замуж, значит, сегодня на озере будет большой бал, а потом у меня и Зи-зи родится много маленьких комарят.

— Странно, много маленьких комарят... — задумчиво сказал цветок. — ты все время говоришь о каких-то непонятных вещах.

— Ах, некогда мне с тобой тут разговаривать, — сердито ответил комар и поднялся с цветка, чтобы лететь дальше.

Но в этот миг возле самого цветка мелькнула какая-то стремительная тень, и... комар исчез! Цветок даже не сразу понял, что произошло, а потом ощутил невероятную боль — один из его нежных лепестков был сломан и болтался на тоненькой ниточке, а высоко в ветвях деревьев слышался щебет какой-то птицы. От испуга и боли цветок склонился к самой земле так, что совершенно исчез среди травы.

Так он и простоял некоторое время, но вокруг было тихо и спокойно, и постепенно цветок успокоился и снова подставил свои лепестки теплому летнему ветерку и ласковому солнышку. С наступлением вечера цветок крепко уснул и проспал до следующего утра.

С первыми лучами утреннего солнца цветок услышал рядом с собой какой-то хруст. Он взглянул вверх и увидел страшное чудовище. Чудовище, казалось, было вровень с верхушками деревьев. Оно все крушило и ломало на своем пути, а окружающая трава с невероятной скоростью исчезала в огромной пасти этого чудовища. Чудовище приближалось к цветку и вот-вот должно было проглотить его. Но в этот момент вдалеке послышались какие-то отрывистые звуки, все вокруг завертелось, закружилось, и наступила темнота.

Цветок не знал, сколько он находился в этой темноте, но когда наконец-то пришел в себя, то увидел страшные разрушения. Вся трава вокруг была уничтожена и втоптана в землю. Сам цветок чудом уцелел, но из-за того что земля была вздыблена, он наклонился, и ему стоило большого труда не сломаться. Этот ужас продолжался несколько дней, но затем прошел спасительный дождь, земля вокруг выровнялась, и появились новые ростки травы. А потом снова выглянуло ласковое солнышко, прилетели пчелы и начали напевать цветку веселые песни.

За время, которое прошло с того момента, когда цветок распустился, он заметно вырос, окреп. Но вот однажды, при очередном дуновении ветра, с цветка начали облетать один за другим все его лепестки.

— Что со мной? — в ужасе воскликнул цветок. — Я умираю!

— Не бойся. Успокойся и прислушайся к себе, — прожужжала пчела, которая очень подружилась с цветком.

И действительно, когда цветок успокоился и прислушался к себе, он ощутил что-то новое внутри маленькой чаши, появившейся на месте лепестков, где зрело маленькое зернышко. С каждым днем зернышко становилось все больше. И однажды оно покинуло свой цветок, упало в мягкую землю и уснуло там до весны. А весной на этом месте появился маленький робкий росток, который под лучами ласкового солнышка вырос, окреп и распустился новым прекрасным цветком.

Ведущий. А теперь представьте, что вы превратились в какой-нибудь цветок, который просыпается под теплыми лучами ласкового солнышка.

Включается запись спокойной музыки. Дети садятся в кружок и изображают по выбору луговой или садовый цветок. По мере пробуждения солнышка (имитация появления солнышка из-за горизонта) цветок стряхивает последние капельки росы и постепенно расправляет свои листья и раскрывает лепестки. (Дети постепенно встают, разводят руки в стороны, тянут их к солнышку.)

Дети. Здравствуй, Солнышко! Твои лучи, теплые и ласковые, согрели и разбудили нас. Стало нам радостно и весело. Твои лучики зовут нас к себе. Спасибо, Солнышко, мы подросли и тянемся к тебе, улыбаемся тебе, желаем друг другу здоровья и радости. Подарим друг другу дружбу и радостное настроение. Пусть оно поможет нам стать добрее и лучше. Будь, Солнышко, сегодня с нами и возьми с собой хорошее настроение.

Ведущий. Замечательно! А теперь посмотрите: к нам на поляну приехал волшебный поезд. Обратите внимание, что вагоны у него пустые. И наша с вами задача — разместить в вагонах вот эти картинки.

Ребята, объясните, почему вы разместили картинки именно в такой последовательности? Почему семечко? Для чего оно нужно? Почему его нужно посадить в землю? Какие функции у земли? Что она делает для семечка?

Молодцы, ребята, а сейчас наше путешествие подходит к концу, и мы вернемся так же, как и пришли сюда.

Дети выполняют действия в соответствии с инструкцией.

Ведущий. Идем босиком по колкой траве. Идем под низкими веточками (наклоняясь). Перепрыгиваем по камушкам через ручеек. Поднимаемся в гору. Бежим с горы. Идем по узкой тропинке. Теперь друг за другом по широкой дорожке парами.

Вот мы и вернулись. Понравилось ли вам наше первое путешествие? Давайте сейчас каждый из вас нарисует то, что понравилось больше всего.

Дети рисуют, затем проводится обсуждение рисунков и занятие заканчивается.

ЗАНЯТИЕ 2
«Представление в цирке»

Задачи:

— упражнение в ситуативно-деловом общении и сотрудничестве со сверстниками по парам;

— обучение определению и передаче эмоционального состояния животных и людей по позе и движениям;

— активизация в речи детей слов и фраз, образных выражений для характеристики животных в сравнении с человеческими чертами характера.

Материалы:

— накидка, шляпа и жезл для дрессировщика;

— карточки с изображениями диких животных.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Сегодня нам с вами предстоит очередное путешествие в чудесную страну Экологию. Но прежде чем мы отправимся, нам нужно немного размяться, разогреться, «пошевелить мозгами», чтобы они лучше работали. Поэтому мы сейчас поиграем с вами в одну игру, которая называется «Окончи предложение». Итак, я начинаю предложение, а вы должны его закончить.

Ведущий говорит начало предложения и указывает на ребенка, который должен его закончить.

У ежа иголки ежовые, а у сосны...
Стоит Антошка на одной...
Ноги у мальчика, а у волка...
Рыжая лиса с большим рыжим...
Белка живет в...
Зимой медведь впадает в...
В лесу нельзя...
Шишка упала к...
Гладить рукой можно...
Когда я пришел в лес, я увидел...
Зимой в лесу больше снега, потому что...
Если на снегу чьи-то следы, значит...
Нельзя кричать, потому что...
Наступило утро и...
Замечательно! Теперь вы готовы к путешествию, и сегодня мы отправимся в цирк.

Ведущий подходит к карте и отмечает на ней флажком место, где нарисован цирк, затем обращает внимание детей на стул, на котором лежат накидка, шляпа и жезл для дрессировщика.

Ведущий. Посмотрите, какие интересные предметы. Как вы думаете, для чего они нужны?

(Если дети затрудняются с ответом, ведущий помогает.)

Да, вы правы, эти вещи оставил здесь укротитель, человек, который дрессирует в цирке диких животных. А вы знаете, есть стихотворение о дрессировщике и льве, которое написал А. Шибаев.

Ведущий читает стихотворение.

Дрессировщик и лев

«Смирный какой: без команды ни шагу...
Вот как его укротил я, беднягу!» —
Так дрессировщик думал о льве,
Гладя его по большой голове.
Лев рассуждал, между прочим, вот так:
«Храбрый какой! Не боится, чудак...
Если б он не был так ловок и смел,
Я бы его обязательно съел!»

Затем дети с помощью ведущего инсценируют это стихотворение по ролям, разбирают мимику, жесты, интонации (льва, дрессировщика) и разыгрывают драматизации-этюды:

«Добрый лев» (его мысли, позы, движения)

«Грустный лев»

«Ленивый (сытый) лев»

«Добрый дрессировщик» (сонный, голодный)

Дети могут придумывать характеры героев сами в зависимости от своего настроения.

Ведущий. А сейчас каждый из вас выберет наугад одну из этих карточек и превратится в то дикое животное, которое на ней изображено. Нужно показать это животное так, чтобы остальные угадали, кто же появился на арене цирка.

Возможен другой вариант игры: каждый ребенок выбирает себе (по предметным картинкам) образ дикого животного и обыгрывает его «на арене». Дрессировщик — это ведущий, он должен угадать, с кем ему предстоит работать во время выступления перед зрителями, которые могут подсказывать действия актерам или отгадку для дрессировщика.

Ребята, а что может сделать дрессировщик, чтобы успокоить злого, (обиженного, больного зверя)? (Погладить, угостить сахаром, говорить ласковые слова с особой интонацией...)

Замечательно! молодцы, ребята! Вы все оказались очень хорошими актерами, но наше занятие подходит к концу и нам пора прощаться. До свидания!

ЗАНЯТИЕ 3
«Вода и воздух»

Задачи:

— развитие восприятия;

— проработка элементов жизни в природном мире при наличии множества ненужных предметов;

— обучение навыкам схематического изображения предметов и явлений.

Материалы:

— мешочек с различными предметами внутри;

— листы бумаги для рисования;

— карандаши или фломастеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Нам предстоит еще одно путешествие, и сегодня мы отправляемся к морю.

(Ведущий отмечает флажком на карте место, где нарисовано море.)

Располагайтесь поудобнее и послушайте историю о том, как подружились вода и воздух.

Вода и воздух

Жили-были океан, у которого было очень много воды, и атмосфера — это очень большое количество воздуха. Скучная была у них жизнь. В океане никто не жил, ничего не росло, ни одного растения. В воздухе тоже никто не жил. Решил воздух пойти в гости к воде. Вода обрадовалась его приходу. Стали они дружить. Через некоторое время океан заметил, что у него в воде появились водоросли, рыбы, крабы, образовались красивые раковины. Океан очень обрадовался и рассказал об этом воздуху. А воздух тоже был очень радостный, он рассказал своему другу-океану о том, что, проснувшись утром, услышал пение птиц, увидел летающих разноцветных бабочек, вокруг все стало ярким и красивым. Они поняли, что это произошло из-за их дружбы, так как океан дает атмосфере воду, а атмосфера океану — воздух. Без воды не проживешь, как и без воздуха. Вот как хорошо иметь друзей.

Ведущий. Замечательная история, правда? А давайте попробуем изобразить ее с помощью картинок — нарисуем мультик.

Дети схематично изображают в квадратиках — «кадрах» сюжетные события.

Это необходимо для того, чтобы помочь детям увидеть и понять логику сюжета на основе обобщенного восприятия. «Мультик» рисуется карандашом или фломастером одного цвета, изображения условные и схематичные.

Первые раскадровки делает сам ведущий.

Ведущий. Ребята, как вы думаете, вода — это хорошо или плохо? Почему?

Проводится игра «Хорошо — плохо». Ведущий называет природное явление или объект, а дети сначала перечисляют его полезные свойства, а потом — вредные. Например: мороз – это хорошо, потому что легко дышится; снег не тает, можно на санках кататься; речка замерзает, каток не надо заливать и т.д. Но мороз — это плохо, потому что руки мерзнут, нельзя долго гулять и т.д.

Усложнение: предложить детям рассмотреть одно явление с разных точек зрения. Например, когда дождь — это хорошо или плохо для дерева, кошки и т.д.

Ведущий. Молодцы! А теперь представьте, что вы плыли по морю, ваш корабль попал в шторм и вы потерпели кораблекрушение. На берег выбросило только отдельные обломки корабля и небольшое количество предметов. Для того чтобы дождаться помощи, необходимо эти предметы собрать и приспособить их для жизни. Мы нашли что-то одно, а как его приспособить?

(Дети обсуждают, как можно один и тот же предмет использовать в различных ситуациях.)

Посмотрите, море выбросило на берег какой-то мешок, в котором тоже могут находиться предметы, необходимые для нашей жизни на острове. Сейчас каждый из вас может взять из мешочка один предмет, предварительно постаравшись угадать, что же ему досталось.

(Каждый ребенок на ощупь определяет, что лежит в мешочке.)

Очень хорошо! Ну что ж, нам пора возвращаться. Наше очередное путешествие подошло к концу. До свидания!

ЗАНЯТИЕ 4
«Поможем речным жителям»

Задачи:

— закрепление в сознании норм и правил поведения в природе;

— развитие эмпатии;

— осознание способов предотвращения вредных результатов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте! Посмотрите, ребята, на нашей карте осталось последнее место, где мы еще не были, — река. И сегодняшнее наше занятие я хочу начать с одной чудесной истории про детей, похожих на вас.

Дети располагаются на ковре и слушают историю.

Поможем речным жителям

Пошли однажды дети на речку купаться. Только хотели они окунуться в воду, как заметили что-то неладное — вся река была в непонятных радужных пятнах. Задумались ребята: что же это такое? И вдруг увидели, как к берегу плывет какая-то птица. Когда птица подплыла ближе, дети узнали в ней свою старую знакомую — уточку Крякву.

— Здравствуй, Кряква, что с тобой случилось? Почему ты такая грязная?

— Ах, случилась у нас беда большая, — ответила им уточка. — Выше по течению нашей реки люди построили завод, и теперь всем речным жителям стало очень тяжело жить. Мы не понимаем, что происходит. Но с каждым днем наша река становится все грязнее, и в ней погибают рыбы и растения. Помогите нам, пожалуйста!

Решили дети помочь речным жителям. Построили они плот и отправились вверх по течению — туда, куда вела их за собой уточка Кряква. Когда ребята наконец-то приплыли к заводу, то увидели, что от завода прямо в речку тянется огромная труба, из которой льется что-то черное. А прямо над заводом стоит еще одна труба, из которой вырываются клубы такого же черного дыма.

Тогда дети поняли, что надо делать...

С детьми обсуждаются варианты решения данной проблемы — что можно сделать, чтобы завод не загрязнял окружающую среду?

После обсуждения проводится игра «Что будет, если...»

Ведущий задает ситуацию для обсуждения с детьми, в которой показывает необходимость соблюдения меры и действия закона перехода количества в качество:

Что будет, если в речку капнуть одну капельку мазута? А две капельки? А если туда целый завод сольет отработанное топливо?

— Что будет, если один ребенок сорвет просто так лист с дерева? А если это сделают двое детей? А если сто человек? А если это станет делать каждый?

— Что будет, если один день прожить в местности с загрязненным воздухом? А если неделю, месяц? А если человек живет там постоянно?

Обсуждение и проигрывание ситуаций

Примеры ситуаций:

1. Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель на них рассердилась. Почему?

2. Дети принесли в живой уголок зайчонка. Что ты им скажешь?

3. Ягоды собирать очень долго. Гораздо быстрее наломать веток с ягодами. Можно ли так делать и почему?

Следующие вопросы основаны на эмпатии — способности ребенка понять, принять и прочувствовать состояние другого существа в ситуации, когда у того есть какие-то проблемы:

4. Ты — уставший кузнечик, заблудился на лугу. Что ты чувствуешь? Что ощущают твои ножки? Усики?

5. Ты — цветок на солнечной поляне. Очень хочешь пить. Давно не было дождя. Что ты чувствуешь? Расскажи.

6. Я — злой мальчишка, а ты — красивая ромашка. Я хочу тебя сорвать. Уговори меня этого не делать.

 

Ведущий. Ну что ж, вот и подошло к концу наше последнее путешествие. Вы с честью нашли выход из сложившейся ситуации и помогли речным жителям. А теперь нам пора возвращаться домой.

До свидания!

ЗАНЯТИЕ 5
«Мир вокруг нас»

Задачи:

— закрепление знаний, полученных на занятиях;

— развитие бережного отношения к окружающему миру.

Материалы:

— глобус, графическая «модель мира» — круг, разделенный на две цветные части (белую и голубую);

— предметные картинки (до 20 шт.);

— игровое поле;

— картинки (сектора) со схемами;

— листы бумаги;

— краски;

— кисточки;

— кассета с записью звуков природы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Наше путешествие по стране Экологии завершилось, и сегодня я хотела бы предложить вам вспомнить все самое интересное, что повстречалось нам во время путешествия.

(Проводится обсуждение прошедших занятий. Дети рассказывают о том, что запомнилось больше всего.)

А теперь давайте нарисуем все то, о чем мы сейчас вспоминали. Пусть рисунки напоминают нам о наших путешествиях.

(Включается запись со звуками природы, и дети рисуют самые запомнившиеся моменты прошедших занятий.)

Какие замечательные рисунки у вас получились! Вы ничего не забыли из наших путешествий. Посмотрите, вот Алеша нарисовал наше путешествие в лес, а Таня вспомнила, как мы путешествовали по реке... (таким образом обсуждается каждый рисунок).

Ребята, хотя наше путешествие и закончилось, у меня для вас есть еще один сюрприз. Посмотрите, что я приготовила.

Детям представляется глобус, выясняется, что планета круглая, многоцветная и огромная, на ней много морей, океанов, гор, лесов, степей. Далее ведущий на столе располагает «модель мира» и предметные картинки, объясняет детям, что голубая часть — природный мир, белая — рукотворный.

Дети должны распределить картинки в кругу. Например: цветок — в голубую часть, это природа. Автомобиль — в белую, это рукотворный мир. Если дети легко справляются с заданием, то проводится игра «Все в мире перепуталось»: дети закрывают глаза, ведущий перемешивает картинки. Дети открывают глаза и исправляют ошибки, давая обоснование.

Ведущий. Молодцы, вы очень хорошо справились с этим сложным заданием. А теперь давайте сыграем еще в одну игру.

Ведущий показывает детям круг, разделенный на сектора — «квартиры». И предлагает в каждую квартиру заселить из природного мира какую-либо часть: растения, животных (зверей, птиц, рыб), человека. Дети распределяют картинки с указанными изображениями по секторам. Далее ведущий убирает одно из изображений и уточняет у детей, что произойдет с оставшимися живыми объектами на Земле при отсутствии спрятанного объекта. Например, если убрать растения, что произойдет с птицами, зверями, с человеком? Изображение человека убирают из круга в последнюю очередь. Детей подводят к выводу: если исчезнет человек, природа не погибнет, но если хотя бы какой-то из других элементов живой природы исчезнет, может погибнуть и оставшийся мир, в том числе и человек. Все взаимосвязано в природе, и человек должен бережно относиться к окружающему миру.

Ведущий. Ну что ж, подошло к концу наше последнее занятие. Спасибо вам за такое захватывающее путешествие. До свидания!

Спонсор публикации статьи: Компания «КлиКа» - более шести лет качественной работы по изготовлению и установке окон ПВХ. Москитные сетки на окна и двери от компании «Клика» - это надежная защита Вашей квартиры от назойливых насекомых. Так же, компания предлагает широкий выбор товаров и услуг, гарантируя высокое качество, долговечность и надежность.