Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2006


ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

Людмила МАРДЕР,
педагог-психолог,
г. Северодвинск,
Архангельская обл.

ЦВЕТНОЙ МИР

Особенности метода арт-терапии
в работе с детьми дошкольного возраста

«Я хочу, чтобы мой ребенок стал спокойнее, терпимее, покладистее. Я хочу, чтобы он слушался меня!» — примерно так звучат слова родителей, обращенные к психологу. Но чтобы изменился ребенок, должен измениться окружающий его мир: отношения родителей и близких, занятия, привычки, правила. С помощью арт-терапии этот мир можно разукрасить по-новому.
«Цветной мир» существует для ребят, нуждающихся в помощи психолога. Участники «Цветного мира» играют с красками, карандашами, фломастерами и со всем тем, чем может создать изображение. Их не учат рисовать, ведь главное — это уникальность каждого ребенка, возможность создать такое произведение, которое будет только твоим. Здесь дети могут делать то, что в обычной жизни делать либо строго запрещено, либо не принято. Вот тут-то они позволяют себе расслабиться и в прямом и в переносном смысле! Удовлетворяется желание и интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее.

Опыт многолетней работы с детьми дошкольного возраста позволяет определить специфические черты, учет которых сделает арт-терапию более успешной и интересной.

Групповые и индивидуальные занятия имеют свои отличия, которые отражены в целях, процедуре, приемах руководства. Есть задачи, которые эффективно решаются при работе с дошкольником один на один, — снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и пр. Группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, учитывать другое мнение или отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться.

По опыту отмечу, что хорошие результаты наблюдались, когда ребенок сначала проходил курс индивидуальной коррекции аффективно-личностных особенностей, а потом включался в группу. Но есть дети, которым такая длительная работа не требуется. Арт-сессии проводятся один раз в неделю и в зависимости от сложности запроса длятся от 3–5 до 12 недель.

С чего же начинается индивидуальная работа? Конечно, с установления контакта и взаимной расположенности ребенка и психолога. У каждого психолога для этого есть свои приемы. Мой прием заключается в использовании песочницы. Мы постепенно обходим, осматриваем, ощупываем всю игровую комнату: рисунки, игрушки, оборудование — и так доходим до ящика с песком. Об использовании песочницы в процессе арт-терапии написано достаточно интересных и содержательных работ, здесь же хочется лишь обозначить общий подход.

В практике песочная терапия с дошкольниками обычно организуется в двух видах:

— действия с неоформленным материалом — песком, водой;

— сюжетная игра (по заданной теме или спонтанная).

Первый вариант имеет очень мощный коррекционный ресурс. Внешне простые действия — выливание в песочницу воды, перемешивание ее с песком, вымешивание песочной жижи, переливание из емкости в емкость, отделение воды от песка и тому подобное — позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, устранить дисциплинарные барьеры и тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.

Сначала психолог предлагает малышу потрогать песок, просыпать его между пальцами, почувствовать крупинки, попробовать стряхнуть их с рук. После этого ребенка подводят к идее, что в песок можно добавить воду. Если ребенок легко заражается предложением, в дальнейшем взрослому надо лишь следовать за детской фантазией. Если малыш сомневается, опасается или по какой-то другой причине отказывается от контакта с природными материалами, воздействия психолога должны быть более бережными.

Порой в песочницу выливается столько воды, сколько позволяет объем, до самых краев. Руки по локоть погружаются в ту самую «грязь», к которой взрослые категорически запрещают даже приближаться. Ребенок получает возможность удовлетворить потребность в экспериментировании и свободной активности. Через несколько сессий малыш сам изъявит желание развивать, менять игру. Внимательный психолог увидит это и сможет воспользоваться динамикой для решения дальнейших коррекционных задач.

Случай из практики
Андрей Б., 4 г. 5 мес.

Мать обратилась с запросом помочь наладить отношения с сыном. Недавний развод сильно пошатнул уверенность женщины в своей состоятельности, нарушил взаимоотношения с сыном. Мальчик вел себя очень демонстративно, изматывал ее пренебрежением к любым воздействиям и одновременно сильной привязанностью. Воспитатели детского сада регулярно обращали внимание матери на агрессивность, неадекватность поведения мальчика, его негативизм.

Первые две сессии с Андреем носили явно конфликтный характер. Ребенок был неуправляем и агрессивен: кидался песком, отказывался рисовать, бранился в мой адрес, спорил. Попытки ввести минимальные правила, например играть песком только в песочнице, встречали игнорирование или сопротивление. Андрей наливал в песочницу воду, руками размешивал песочную жижу, переливал, перекладывал разжиженный песок по игрушечным ведрам. В конце первой сессии он сделал из мокрого песка два гладких холмика и, похлопывая по ним ладошками, торжественно заявил: «Это твоя голая жопа!» Одним словом, мне досталось изрядно. Несмотря на противоборство, Андрей не отказался от последующих встреч.

Как уже было сказано, первое время он отказывался рисовать, да и просто брать в руки кисточку, проводить линию, ставить краской точку на листе. Но постепенно увлекся предложением мазать краской бумагу, расположившись на полу. Сначала он просто портил бумагу и краски — Андрей старался испачкать пол, набрызгать, накапать, измазать лист снова и снова и при этом с любопытством наблюдал за моей реакцией. Я не комментировала его действия, но поощряла активность и выдумку. На второй сессии мальчик попробовал рисовать пальцем, на третьей — ладонями. Увеличивался размер выбираемого для рисования листа, расширялась амплитуда движений. Иногда бумага протиралась до дырки.

Андрей стал мне доверять, его поведение заметно изменилось — почти исчез негативизм, он стал более управляемым, покладистым, расслабленным.

На пятом занятии мальчику попались ножницы — это был новый виток его деятельности: он стал отрезать бумагу в разных направлениях, я придумывала, на что это похоже, иногда подрисовывала детали. Так у нас получались пистолеты, змеи, заяц, расческа, автомобиль. Андрей поверил в свои силы, у него улучшилось настроение, он стал откликаться на юмор.

Наши встречи продолжались, теперь они были конструктивными. Андрей был готов к сотрудничеству, направленной активности, творчеству. Когда появилась возможность побеседовать с воспитателем группы Андрея, отзывы указывали на значительное снижение агрессивности и демонстративности, у него появилось желание взаимодействовать с детьми, участвовать в работе на занятиях. Эмоциональная сфера уравновесилась.

Что касается его взаимоотношений с матерью, то здесь положение изменилось незначительно. Сильная тревожность и нервность матери, эмоциональная ригидность, вызванные разводом и проблемами во взаимоотношениях с сыном, усталость от постоянного сопротивления Андрея, мешали матери быть более гибкой и терпеливой. В дальнейшем семье был предложен курс коррекции детско-родительских отношений.

Рисуночные сессии с дошкольниками не должны ограничиваться использованием обычного набора изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. В связи с этим есть определенные требования к подбору техник и средств создания изображений:

— они должны подбираться по принципу простоты и эффектности; ребенок не должен иметь затруднения в создании изображения с помощью этой техники; даже малейшие усилия должны быть интересны, оригинальны, приятны;

— интересен и привлекателен должен быть и процесс создания изображения, и результат;

— дети с удовольствием включаются в создание изображений нетрадиционным способом, например — с помощью сухих листьев или ниток.

Можно с успехом использовать известную технику монотипии, однако следует брать для нее большое стекло: 25 х 40 см или 40 х 70 см (не забудьте обработать края!). Краска мягко скользит по стеклу, дети чувствуют разницу с бумагой. Со стекла рисунок можно смыть губкой и нарисовать вновь. На одном листе можно делать несколько оттисков, накладывая их один на другой, — рисунок меняется, вдохновляя малыша на творчество.

Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями (клеем ПВА поэлементно наносится рисунок, засыпается сверху растираемыми в труху между ладонями листьями, стряхиваются лишние, не приклеившиеся крошки; процедура повторяется), рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и пр.

Немного фантазии — и на песке, приклеенном к бумаге, расцветают цветы, в воздух взлетает фейерверк из мелких бумажек, кляксы превращаются в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята чувствуют свой успех – ведь только что они смогли победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.

Существует важное правило. Необходимо очень бережно обращаться с продуктами детского творчества. Ни в коем случае не следует их выбрасывать, мять, смывать, заталкивать в шкаф на глазах у автора. Безусловно, мы сохраняем детские работы для отслеживания динамики коррекционного процесса, однако случаи бывают разные. Детских работ может быть очень много, что-то нарисовано между делом или для пробы. Когда вы будете точно знать, что ребенок ушел, что он не наткнется случайно на мусорное ведро с остатками его «шедевра», можете приступать к уборке. Что бы ни изобразил малыш, его творению надо уделить внимание, продемонстрировать свое уважение.

Случай из практики
Илья Ш. 4 г. 6 мес.

Мать обратилась в центр в связи с непослушанием сына, бурными реакциями на запреты, озлобленностью. В ходе консультирования были выделены высокая тревожность Ильи, страхи, конфликты в семье. У Ильи нет отца, он воспитывается в семье, которая состоит из мамы, бабушки и дяди.

На первой сессии мальчик изобразил членов семьи (маму, бабушку, себя) в виде огромных чудовищ, с клыками и клешнями, каждого на отдельном листе, используя черную и темно-синюю гуашь.

Дальнейшее развитие действия проходило следующим образом. Илья рисовал то, что предлагалось в качестве темы занятия, например определенное настроение, или что-то страшное, или злое. Рисунки были очень интересными и необычными, порой мне было их очень жалко, так как потом мальчик наносил еще множество слоев краски поверх рисунков, размазывал, растирал бумагу и краски ладонями до появления катышков и дыр. Одновременно с рисованием ребенок смешивал краски с водой, делал «цветную воду»: выливал гуашь из баночки в банку для полоскания кисточки, размешивал воду, наливал ее в баночку с гуашью, размешивал, выливал в банку для воды и так далее, до тех пор пока не выполаскивал всю краску. За одну сессию мог проделывать это с несколькими красками, цвет не имел значения.

«Цветную воду» Илья выливал на лист бумаги, размазывал кисточкой, добавлял гуашь, опять смешивал, собирал воду с листа освободившейся баночкой, выливал в банку с «цветной водой», размешивал, вновь выливал на бумагу и т.д. Затем складывал бумагу, обливал «цветной водой», засовывал в банку для воды, вытаскивал, выжимал, обливал водой, снова заталкивал в банку, выжимал и опять, раз за разом. Свои действия он комментировал: «Теперь надо добавить краски», «Надо вылить немного цветной воды», то есть он действовал осознанно. В увлеченном состоянии Илья становился почти неуправляемым — его уносило на волнах собственной фантазии, причем уносило далеко. Это повторялось каждую сессию. Надо ли уточнять, что в комнате после Ильи оставались бурые лужи, разлитая краска, мокрая бумага.

Так же долго малыш мыл руки, продолжая создавать «цветную воду», наполняя раковину водой, пеной.

Регулярно проходили беседы с мамой по содержанию занятий, по вопросам воспитания и общения с сыном. Благодаря им мать смогла пересмотреть свою воспитательную позицию, увидеть сильные стороны и творческие способности Ильи, стала внимательна к нему, терпелива, отношения стали более теплыми. После пятого занятия мать сообщила, что Илья стал значительно спокойнее реагировать на замечания, вспышки гнева стали редкими, а их эмоциональная окраска перестала быть такой интенсивной. Было отмечено снижение уязвимости, увеличение контроля поведения. Изображая себя и маму в конце цикла встреч, Илья использовал яркие цвета, портреты приобрели внешнее сходство с фигурами людей (пропорции частей тела соответствовали возрастным изобразительным возможностям). Люди на его картинах улыбались.

Арт-терапия помогла мальчику раскрыться. Акцентировались его сильные черты: увлеченность рисованием, экспериментированием, отход от стандартов, готовность к сотрудничеству. Отзывы от воспитателей из детского сада подтвердили значительное снижение конфликтности, тревожности. В дальнейшем Илья стал посещать кружок детского творчества, занял первое место в конкурсе поделок, изготовленных руками мам и детей.

Работа с группой дошкольников в организационном плане более сложна, нежели индивидуальное взаимодействие. Объединяя детей, следует помнить принципы создания психологических групп.

При организации занятий следует учесть:

– минимальное количество вводимых правил, а те, которые необходимы (например, для игр в песочнице — не кидаться песком в другого человека, играть песком только в пределах песочницы), должны подаваться как естественная регуляция активности;

– как можно меньше разговоров, занятия должны строиться на действии; ребенок должен действовать, а взрослый – создавать для этого условия;

– условия должны провоцировать успешность ребенка; проживание чувства собственного успеха является одним из ведущих механизмов коррекции;

– содержание занятия, выбранная техника должны определять действия ребенка; например, зажатым детям подойдет рисование «по мокрому», так как даже от легкого прикосновения на листе появится пушистая снежинка; неуверенный в своих изобразительных способностях ребенок согласится чиркать линии, изображая лучи солнца;

– в равных условиях каждый ребенок должен получать свое конкретное количество внимания, специфическое коррекционное воздействие: у одного надо поддерживать любую инициативу, другому показывать наличие интересов других детей и т.д.;

– в ходе арт-сессии с дошкольниками очень важен процесс рисования – надо дать ребенку возможность изображать определенным способом (техникой) до тех пор, пока он не удовлетворит свой интерес. Это может длиться достаточно долго. Надо продумать, чем займутся те дети, которые закончат рисовать раньше.

Дети часто спрашивают: «А что мы сегодня будем делать?», «А что мы будем делать после этого?», «А что будет потом?». Детям тревожным важно знать подробности, которые касаются содержания занятия, времени, состава и качества материалов, сравнения изобразительных средств по размеру и т.д.

Например, вопрос «А сколько будет длиться занятие?» вовсе не означает, что ребенку скучно, он лишь определяет запланированное время, снижает неопределенность. Зачастую реакцией на ответ психолога о продолжительности бывают фразы «У, как мало!», «А я хочу еще два часа!» или что-то вроде этого. Разрабатывая занятие, психолог должен учесть, что может возникнуть необходимость рассказать о запланированных действах, при этом сохраняя детский интерес и приберегая сюрпризы.

Можно выделить динамику изменений в поведении детей в течение 10 занятий:

1-й этап — «эмоциональное насыщение». Дети растормаживаются, ведут себя деструктивно. Могут возникнуть следующие проявления: снижение контроля поведения, громкая речь, бурный смех, неустойчивое внимание, яркие эмоциональные реакции, хаотичное перемещение по комнате. После занятия ребенок перевозбужден, его трудно успокоить, увести из игровой комнаты, заставить одеваться. На этом этапе особо важно комментировать детское поведение — родители должны понимать, что происходит с их чадом, относиться адекватно. Обычно на этот этап уходит три занятия. После четвертой встречи поведение детей становится более спокойным.

2-й этап — «коррекция». На этом этапе происходит перестройка негативных стереотипов поведения. Повышается уязвимость детей, имеют место конфликты, отрицательные оценки, недовольство действиями другого ребенка. Эти ситуации являются почвой для коррекционной работы. В них дети демонстрируют свое естественное поведение, установки, благодаря им психолог получает материал для изменений.

3-й этап — «закрепление». Как правило, это последние занятия цикла. В них делается акцент на взаимодействие детей, создаются оптимистичные установки. Действия дошкольников становятся целенаправленными, появляется самостоятельность в определении замыслов, способов их реализации. Поведение приобретает уверенность, повышается уровень притязаний в творчестве.

Кроме бесспорных преимуществ использования арт-терапии, есть и подводные камни. Психолог должен знать о них и быть готовым к адекватному восприятию или преодолению.

Создавая условия или предлагая ту или иную технику, психолог планирует определенную активность ребенка, но часто дети начинают действовать, исходя из собственных желаний и фантазией. Этот процесс может сильно отличаться от представлений психолога, «что должен делать ребенок», его сложно контролировать. Поэтому у взрослого может появиться непроизвольное, неосознанное желание что-то подправить, ограничить, запретить, поменять. Это ловушка, в которую легко попасться. Если целенаправленные деструктивные действия ребенка (например, размазывание краски или выливание воды на стол) вызывают раздражение, взрослому сложно контролировать свою реакцию. Возможно, отвечая себе на вопрос: «Какие чувства вызывают у меня действия ребенка? Почему?» – можно избежать лишнего вмешательства.

Для реализации детского замысла могут потребоваться всевозможные материалы. Желательно, чтобы они были в игровой комнате в достаточном количестве. Какие-то изобразительные средства имеют больший расход — это бумага, гуашь, фломастеры, клей; какие-то меньший — акварель, цветные карандаши, восковые мелки и пр. Проведение арт-сессий с дошкольниками — весьма затратное занятие.

Еще один малоприятный момент — уборка. Движения дошкольника далеки от совершенства, так что следы от краски на столе, полу, стульях, одежде, разлитая вода, мусор являются неотъемлемыми спутниками арт-сессии. Дети могут разводить грязь специально – либо проверяя реакцию психолога, либо наслаждаясь желанной свободой. Чтобы не стать заложником уборки, надо продумать, как ее минимизировать. Например, покрыть столы клеенчатой или другой плотной моющейся скатертью, салфетками. Одноразовые скатерти — самый лучший, но опять-таки затратный вариант. Чем удобнее оборудование для уборки, тем легче пройдет этот этап.

Опыт каждого специалиста неповторим. Несмотря на стремление выработать технологию арт-терапии с дошкольниками, психолог в любую минуту должен быть готов почувствовать, увидеть, понять ребенка и забыть все правила, чтобы следовать за его уникальностью.