Я + ТЫ = МЫ
Программа практикума
по эмоциональному сплочению
членов группы (класса)
Цель
программы: создание дружеской атмосферы
взаимопомощи, доверия, доброжелательного и
открытого общения детей друг с другом в классе.
Задачи программы: сформировать у детей
способность устанавливать и поддерживать
контакты; учить детей сочувствию; развить в детях
открытость в отношениях с другими; выработать
способность вести себя с окружающими в
сотрудничающей манере.
Адресат: данные упражнения позволяют
проводить групповую форму работы с
разновозрастными группами.
Длительность программы: 5 занятий
продолжительностью 1 ч 30 мин.
Оценка эффективности программы:
изменения во взаимоотношениях между
участниками: потребность участвовать в группе и
сотрудничать при решении общих задач;
расширение возможностей искренних проявлений
собственных чувств (в том числе и негативных) в
конструктивной форме;
формирование симпатии между участниками
группы.
В программе даны ссылки на те упражнения,
которые автор редактировал и видоизменял для
работы в разновозрастных группах, а также
рекомендации по проведению некоторых
упражнений. Данная программа имеет специально
разработанную автором-составителем и описанную
ниже структуру и форму, которая позволяет
работать с разновозрастными группами.
ЗАНЯТИЕ 1
«Узнай меня поближе»
Цель: помочь детям познакомиться друг с
другом поближе, узнать что-то новое о своем
однокласснике; подчеркнуть уникальность каждого
участника.
1. Игра «Знакомство»
Материал: клубок ниток.
Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в один
большой круг. У каждого из вас сейчас есть
возможность сообщить нам свое имя и что-нибудь
рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас
захочет рассказать о своей любимой игрушке, о
том, что у него лучше всего получается, или о том,
чем он любит заниматься в свободное время. У вас
есть минута, чтобы подумать, что вы хотите
рассказать нам о себе ...
Меня зовут ... и я очень люблю петь... (Зажмите
свободный конец нити крепко в руке и киньте
клубок ребенку, сидящему напротив.)
Если хочешь, ты можешь назвать нам свое имя и
что-нибудь рассказать о себе. Если ты не хочешь
говорить, то можешь просто взять нить в руку, а
клубок перебросить следующему.
Таким образом клубок передается дальше и
дальше, пока все дети не окажутся частью одной
постепенно разрастающейся паутины. Затем
поговорите с детьми обо всем, что может
способствовать групповой сплоченности. Спросите
их: «Как вы думаете, почему мы составили такую
паутину?»
После этого разговора нужно будет снова
распустить паутину. Для этого каждый ребенок
должен возвращать клубок предыдущему, называя
его по имени и, может быть, пересказывая его
рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока
клубок не вернется к вам обратно. Возможно,
иногда нить будет запутываться — в таких случаях
можно с юмором прокомментировать ситуацию,
сказав, что члены группы уже тесно связаны между
собой.
2. Игра «Пересядьте все те, у кого...»
Эта игра способствует
группообразованию, а также помогает провести
первичную психодиагностику с помощью наблюдения
за динамикой поведения участников группы,
создать общую атмосферу занятия.
Инструкция. Участники группы сидят в
кругу, ведущий стоит в центре круга, так как для
него нет свободного стула. Он — водящий. Водящий
должен объявить, кто будет меняться местами.
Например, он говорит: «Пересядьте все те, у
кого...» и называет общие вещи, свойства и пр.,
которые есть у большинства участников. Например:
«Пересядьте все те, у кого есть волосы», «кто
сегодня завтракал», «кто учится в школе». Во
время пересаживания водящий должен успеть
занять чье-то место, в результате кому-то из
участников не хватает стула и он становится
водящим и делает то же, что и первый, после чего
цикл игры повторяется.
3. Игра «Что изменилось?»
Эта игра тренирует наблюдательность и память,
но кроме этого, она побуждает членов группы
внимательно посмотреть на себя и на других. Это
способствует развитию чувства привязанности,
возникновению ощущения групповой сплоченности и
самоутверждению.
Инструкция. Встаньте, пожалуйста, в два
ряда так, чтобы вы оказались напротив друг друга.
Оглядите внимательно с ног до головы того, кто
стоит напротив вас, и постарайтесь запечатлеть в
памяти все подробности — сделайте как бы
мысленную фотографию своего партнера (1 мин). Теперь
повернитесь спиной друг к другу. Я прошу каждого
изменить что-нибудь в своей внешности. Меняйте
все, что хотите, — снимите одну сережку, ленточку,
наденьте кольцо на другую руку и т.п. (30 сек).
А теперь снова повернитесь и оглядите друг
друга. Догадайтесь, что именно стоящий напротив
вас партнер изменил в своем внешнем облике.
Вы можете играть в эту игру достаточно часто. В
таком случае попробуйте изменять не что угодно, а
только специально оговоренные вещи, например
выражение лица, позу, частоту дыхания.
4. Игра «Что важно для меня?»
Игра развивает взаимодействие между членами
группы, дает возможность каждому ребенку
представить себя другим детям, сплачивает
учеников класса.
Материалы: бумага и карандаш — каждому
ребенку.
Инструкция. Представьте себе, что вы с
родителями надолго уезжаете, чтобы провести каникулы
на необитаемом острове. Родители говорят вам, что
вы можете взять с собой чемодан и упаковать в
него ровно три вещи, самые важные для вас. Что вы
выберете? Хорошо подумайте над этим и напишите
названия этих вещей на листе бумаги (5 мин).
Дайте детям возможность походить примерно с
минуту. Ограничьте время обмена мнениями
примерно тридцатью секундами. Затем попросите
детей вновь побродить в тишине, читая записи
одноклассников. После примерно восьми сигналов
«Стоп!» дети возвращаются на свои места в классе.
Обязательно после проведения проанализируйте
игру в виде «обратной связи», как и все другие
упражнения, которые вы включаете в занятия.
5. Упражнение «Спасибо за прекрасный день»
Это дружеский ритуал завершения занятия. С его
помощью в детях развивается важное качество,
столь редкое в наш век высоких скоростей, —
умение благодарить и выражать дружеские чувства.
Инструкция. Пожалуйста, встаньте в
общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в
небольшой церемонии, которая поможет нам
выразить дружеские чувства и благодарность друг
другу. Игра проходит следующим образом: один из
вас становится в центр, другой подходит к нему,
пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный
день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась
за руки. Затем подходит третий ученик, берет за
свободную руку либо первого, либо второго,
пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный
день!» Таким образом, группа в центре круга
постоянно увеличивается. Все держат друг друга
за руки. Когда к вашей группе присоединится
последний участник, замкните круг и завершите
церемонию безмолвным крепким троекратным
пожатием рук. Этим игра и завершается.
Если представится возможность, постарайтесь
тоже оказаться в центре круга.
6. Рефлексия занятия.
ЗАНЯТИЕ 2
«Доверие»
Цель: оптимизация внутригрупповых
взаимоотношений; развитие чувства
принадлежности к группе.
1. Упражнение «Смешное приветствие»
Упражнение способствует установлению
физического контакта с помощью рукопожатия.
Инструкция. Я хочу поговорить с вами о
том, как обычно приветствуют друг друга люди. Кто
из вас может продемонстрировать типичное
русское рукопожатие? А кто знает другой способ
подавать руку при встрече?
(Попросите детей показать различные варианты
рукопожатий. Очень интересно бывает и развитие
самого контакта при этом. Некоторые подают вялую,
безжизненную руку, другие жмут руку изо всех сил.)
Я хотела бы, чтобы вы сейчас придумали смешное
приветствие, которое мы будем использовать в
ближайшее время. Это рукопожатие должно стать
своего рода отличительным знаком нашего класса.
Сначала разбейтесь на команды. Вам дается три
минуты, чтобы изобрести в подгруппе необычный
способ рукопожатия. Это приветствие должно быть
достаточно простым, чтобы мы все легко смогли его
запомнить, но при этом — достаточно смешным,
чтобы нам было весело пожимать друг другу руки
именно таким способом.
2. Игра «Пересядьте все те, у кого...»
Эту игру очень любят в любом возрасте и всегда
просят на следующем занятии повторить.
3. Упражнение «Слепой и поводырь»
(в модификации автора)
Это очень хорошее упражнение для создания в
группе атмосферы взаимного доверия. Правда,
проводить его желательно, начиная со второй
встречи, чтобы участники этой процедуры были уже
знакомы друг с другом.
Прежде всего вам следует позаботиться о том,
чтобы в комнате было достаточно препятствий —
столов, стульев и т.д.
Инструкция. Разбейтесь на пары. Тот,
кто стоит слева, закрывает глаза — он будет
«слепым». Второй партнер станет «поводырем».
Поводырь берет слепого за руку и медленно ведет
его через комнату. У поводыря необычная задача —
он отвечает не только за себя самого, но и за
партнера, он должен настроиться на это новое
состояние. Выберите себе темп таким образом,
чтобы слепой начал чувствовать себя все
увереннее. Пожалуйста, не разговаривайте друг с
другом, используйте другие способы общения (2–3
мин).
Поменяйтесь ролями.
Можно давать более сложные задачи, например,
«слепой» и «поводырь» должны пройти по коридорам
того этажа, на котором проводится занятие,
подняться на другие этажи, походить там и
вернуться.
Для младших подростков иногда появляется
необходимость завязать глаза.
По окончании — обсуждение: не было ли
участникам страшно, уверенно ли они себя
чувствовали, насколько они могли доверять друг
другу, насколько принимали на себя
ответственность за безопасность другого.
4. Игра «Школьный класс»
(в модификации автора)
Данная игра проводится для психологической
разрядки группы. Она позволяет выражать такие
эмоции и действия, которые в повседневной жизни
не приветствуются, а здесь разрешаются. Она
освежает психологический климат в классе и, как
правило, снимает напряжение. Начиная игру, имейте
в виду, что на некоторое время в классе будет
ужасный шум и гам.
Инструкция. Мне нужны три добровольца.
(Попросите их выйти за дверь, предупредив, чтобы
они не подслушивали.)
Вы школьный класс, у вас заболел учитель, и вы
решили сорвать урок, чтобы не пришел другой
учитель и не провел контрольную работу. Сейчас я
каждому дам инструкцию, что он должен делать.
Например, у Кати пропала косметичка, которую она
взяла без разрешения у мамы, и она просит ее
найти; Петя кричит, чтобы все шли в кино; Сергей
говорит, что надо привести собаку, чтобы та нашла
косметичку по запаху, и т.д. Как только кто-то
зайдет в класс, вы начинаете срывать урок.
(Затем вы идете за дверь к трем добровольцам.)
Вы просто пришли в школу к директору, и он вас
попросил посидеть 45 минут с классом, рассказать о
своей профессии или интересные истории из жизни.
Упражнение выполняется в течение нескольких
минут, после чего идет обсуждение.
5. Упражнение «Волшебный круг»
Дает великолепный опыт взаимного доверия для
всех возрастных групп.
Инструкция. Все закройте, пожалуйста,
глаза... Я буду обращаться к каждому из вас.
Представь себе, что тебе три годика и ты хочешь
спрыгнуть с каменной стены на руки взрослым.
Подумай минутку, кем должен быть этот взрослый:
мамой, папой, дедушкой или бабушкой, твоим
старшим братом? Посмотри со стены на человека,
который должен будет поймать тебя. Посмотри на
его лицо, на протянутые к тебе руки. У тебя
достаточно доверия, чтобы покинуть надежное
место на стене и упасть на руки взрослого? Если
достаточно, то можешь прыгать (в своем
воображении). Почувствуй, как ты оказался на
руках взрослого, как медленно тебя опускают, как
ты снова встал на землю, твердо и прочно.
Представь себе, что ты смеешься, взрослый в ответ
дружески улыбается. Возможно, ты заметишь, что
твое сердце бьется быстрее, чем обычно, потому
что ты пережил маленькое приключение...
Теперь снова откройте глаза и расскажите, что
вы испытывали.
Теперь я хочу вам предложить игру, в которой вам
тоже очень понадобится доверие. Я покажу вам, как
в нее играть...
Пусть восемь детей встанут в круг, достаточно
близко друг к другу. Это — не обычный круг, а
волшебный. Кто из вас хотел бы первым встать в
середине? (Выбирается участник.) Я попрошу
первого выбранного участника встать в центр,
ноги поставить вместе, держаться прямо. Все
остальные, стоящие по кругу, поднимите руки на
уровень груди. Когда участник, который находится
в центре, падает в вашу сторону, вы должны его
поймать и осторожно вернуть в исходное
положение. Возможно, он захочет упасть в другую
сторону, и там его тоже надо поймать и аккуратно
поставить на место. При этом очень важно, чтобы
ребенок в центре стоял очень прямо, как будто он
деревянный. Давайте попробуем...
Дайте ребенку в центре попробовать свободно
падать в разные стороны (1 мин). Спросите его,
хорошо ли круг справляется со своей задачей, нет
ли у него каких-то замечаний. В конце упражнения
ребенок должен поделиться своими переживаниями.
Затем другие дети становятся в «волшебный круг».
Спросите ребенка в центре, не хочет ли он закрыть
глаза? Пообещайте не участвовавшим в игре детям,
что потом они тоже смогут побыть в кругу.
6. Упражнение «Спасибо за прекрасный день»
Данное упражнение можно включить как ритуал
завершения занятий (см. занятие 1).
7. Рефлексия занятия.
ЗАНЯТИЕ 3
«Вместе»
Цель занятия: способствовать
формированию открытых отношений между членами
группы.
1. Упражнение «Смешное приветствие».
2. Игра «Кого не хватает?»
При работе с детьми старшего возраста вы можете
применять следующую версию данной игры: накройте
покрывалами двух или трех учеников и попросите
их спрятаться в разных частях класса.
Материалы: большое покрывало (или
несколько покрывал для усложненного варианта
игры).
Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в один
общий круг. Замечаете ли вы, когда в классе нет
вашего друга или подруги? А замечаете ли вы, когда
нет кого-то другого? Каждый ученик очень важен
для нас. Когда кого-то нет, мы по нему скучаем.
Разделяете ли вы это мнение? Я очень рада, что
сегодня все здесь (если действительно никто не
отсутствует).
Я хочу попробовать сыграть с вами в такую
игру: один из нас будет прятаться, а остальные –
отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я
попрошу всех закрыть глаза, и пока никто не видит,
тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его
плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть
глаза. Тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол и
укрыться вот этим покрывалом. После того как он
спрячется, вы откроете глаза и скажете, кого не
хватает.
А теперь закройте глаза...
Начните игру сами, спрятавшись под покрывало,
чтобы подстегнуть активность детей. После того
как дети поймут, кто отсутствует, вернитесь в
круг и спрячьте кого-нибудь из детей. Сначала
выбирайте детей, уверенных в себе, которые будут
хорошо себя чувствовать под покрывалом. Если
участники слишком долго не могут отгадать,
попросите спрятавшего что-нибудь сказать, чтобы
остальные могли узнать его по голосу. Дайте
возможность большому количеству учеников побыть
под покрывалом. Повторите эту игру через
некоторое время снова.
3. Упражнение «Антарктида»
Создается общая атмосфера занятия и атмосфера
поддержки и доверия членов группы.
Психологически раскрепощает на дальнейшую
работу.
Материал: несколько больших листов
бумаги.
Ведущий раскладывает на полу несколько больших
листов бумаги.
Инструкция. Вы изображаете пингвинов
(попросите сначала кого-нибудь показать, как
ходят пингвины). Пингвины гуляют по аудитории и
по команде ведущего: «Касатка!» — должны
запрыгнуть на льдины (т.е. листы бумаги) таким
образом, чтобы все оказались в безопасности и
«касатка» (т.е. ведущий) осталась голодной.
В Антарктиде весна, льдины тают, поэтому перед
каждым следующим раундом я буду складывать листы
пополам. Начали!
Игра заканчивается, когда участники
собираются на крошечных льдинках, держась на
одной ноге, поддерживая друг друга.
4. Игра «Авиакатастрофа»
(в модификации автора)
Игра обучает эффективному поведению в
достижении согласия, информированию
относительно стилей поведения, а также
способствует сплочению группы.
Материал: бумага, ручки, таблица, в
которой перечислены необходимые предметы.
Инструкция. Предлагаю вам поиграть в
игру, где главной задачей будет принятие единого
решения. Послушайте, пожалуйста, задание. Вы в
составе группы потерпели авиакатастрофу.
Летчики погибли. Все члены вашей группы живы и
здоровы.
Вы находитесь в пустыне Сахара. 10 часов утра.
Температура воздуха — 45 °С, песка — 70 °С.
Последняя отметка на карте пилота — 120 км к ЮЗ от
лагеря буровиков. Но из разговоров пилотов перед
аварией вы знаете, что самолет отклонился от
курса примерно на 100 км неизвестно в каком
направлении.
В корпусе самолета на месте аварии вам удалось
найти предметы, которые я вам сейчас перечислю.
Ваша задача — в колонке «Я» расставить
перечисленные предметы по степени важности в
данной ситуации. Поставьте цифру «один» у самого
важного предмета, цифру «два» — у второго по
значению и так далее.
Сначала каждый делает задание самостоятельно.
После того как завершена индивидуальная работа
по ранжированию, группе дается время для
выполнения общего задания — прийти к общему
мнению и записать его в колонке «Группа».
Обсуждая процесс принятия решения, полезно
сосредотачиваться на вопросах типа «Какие виды
поведения мешали, а какие помогали достижению
согласия?».
Ведущему следует стараться уводить обсуждение
от взаимных обвинений, показав, что один и тот же
участник на разных стадиях диспута менял свое
поведение.
№ |
ПРЕДМЕТЫ |
Я |
ГРУППА |
1. |
Электрический фонарик + 4
батарейки |
|
|
2. |
Перочинный нож |
|
|
3. |
Аэронавигационная карта |
|
|
4. |
Синтетический плащ большого
размера |
|
|
5. |
Магнитный компас |
|
|
6. |
Набор марлевых перевязочных
пакетов |
|
|
7. |
Пистолет 45 калибра |
|
|
8. |
Парашют красно-белый |
|
|
9. |
Килограмм соли |
|
|
10. |
По 1 литру воды на каждого |
|
|
11. |
Книга «Съедобные животные
пустыни» |
|
|
12 |
Солнцезащитные очки на
каждого |
|
|
13. |
2 литра водки |
|
|
14. |
По плотному пальто на каждого |
|
|
15. |
Косметическое зеркало |
|
|
Для младших школьников написание или
чтение списка предметов в таблице будет
достаточно трудным и долгим, что может снизить
интерес.
Так как ваша цель — принятие группового
решения, то в данном случае можно нарисовать
карточки, которые они также раскладывают по
степени важности, можно уменьшить число
предлагаемых предметов до 7–10.
5. Рефлексия занятия.
Автор-составитель
Э. САВИНОВА,
педагог-психолог ГОУ ОЦПМСС,
г. Мурманск
Окончание следует
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина профессиональной косметики "BestforBeauty", представляющего вашему вниманию инновационную косметику Альтерна. Линия по уходу за волосами Alterna Caviar останавливает процесс старения волос благодаря экстракту черной икры, энзимам и АТФ. Морские компоненты сохраняют влажность внутри волоса и восстанавливают поврежденную кутикулу. Применение Alterna Caviar возвращает волосам эластичность и мягкость, придает им естественный блеск здоровых волос. Интернет-магазин проводит консультирование по предлагаемой продукции, в том числе в выходные дни. |