Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОГИГИЕНА ЛИЧНОСТИ:
Вопросы психологической устойчивости
и психо-профилактики

Учебное пособие
Л.В. Куликов
СПб.: Питер, 2004

Практикующие психологи, как правило, заинтересованы в приобретении методической литературы, в которой содержатся конкретные рекомендации по организации и содержанию их работы. Данная книга принадлежит к другому жанру: это учебное пособие со всеми вытекающими из этого следствиями (правда, предлагаемый автором учебный курс не является обязательным для студентов-психологов). В ней излагаются некие принципиальные положения по вопросам психогигиены и психопрофилактики, знание которых, по мнению автора, необходимо будущим психологам. Но при этом складывается впечатление, что представления, например, о факторах психологической устойчивости или составляющих отношения к здоровью вряд ли могут быть использованы психологом, работающим с педагогами, детьми и их родителями. Это впечатление ошибочно, и нельзя не согласиться с автором, утверждающим, что владение основами психогигиены и психопрофилактики выступает показателем профессиональной компетентности психолога, особенно практикующего.
Авторскую мысль можно продолжить и добавить: эти сведения способствуют формированию у психологов необходимой профессиональной культуры, а незнание изложенных в пособии истин не освобождает ни от ответственности за ошибочные диагнозы и тем более прогнозы, ни от собственных переживаний по поводу допущенных промахов.
Хорошо известно, что школьный психолог в основном имеет дело с детьми, страдающими нарушениями поведения разной степени выраженности. При этом как-то само собой разумеется, что он хорошо знаком с такими понятиями, как стресс, интернет-зависимость и другие виды зависимости, субъективное благополучие личности, посттравматический синдром и др. Ну а если кто-то из психологов осмеливается признаться в недостаточности соответствующих теоретических сведений, то данное издание ему будет весьма полезным.
Кроме того, не следует забывать и о том, что психолог нередко сталкивается со сложными случаями, когда спокойствие, непредвзятое отношение к делу и ровное настроение выступают залогом не только профессионально успешного решения проблемы, но и сохранения собственного душевного равновесия. Данная книга вполне может быть использована и как самоучитель по овладению своим поведением. В качестве примера – один из содержащихся в книге советов, полезных всем, вне зависимости от профессиональных интересов и личных склонностей: сохраняйте ценнейшую способность ощущать удовольствие даже от небольшой сегодняшней радости. Совет проиллюстрирован поэтическими строками И. Бунина:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

Или другое утверждение: прекрасным психотерапевтом является заслуженный успех.
Надеюсь, что читатели согласятся: эти и многие другие содержащиеся в пособии утверждения вряд ли окажутся лишними для практикующего психолога.

Марина СТЕПАНОВА