ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
|
А.А. Чекалина
М.: Ось-89, 2006
|
Вообще-то книг с этим
названием в последние годы появилось несколько,
однако учебное пособие А.А. Чекалиной, видимо,
самое последнее в этом ряду – последнее в смысле
сроков выхода в свет, но отнюдь не последнее в
отношении качества. Кроме того, все остальные
написаны зарубежными авторами, а эта книга –
первое российское учебное пособие по гендерной
психологии для высших учебных заведений.
Почему она будет интересна школьным психологам?
Во-первых, потому, что гендерные проблемы, то есть
проблемы отношений между мужчинами и женщинами,
проблемы социально-психологического пола
человека и его представлений (презентаций) в
поведении всегда привлекают внимание читателей.
Мы ведь все с вами – не бесполые существа!
Во-вторых, потому, что книжка написана не
«заумным», наукообразным языком, как многие
издания на эту тему (видимо, их авторы порой
стесняются говорить о вопросах полового
взаимодействия прямо и открыто и скрывают свое
смущение за частоколом научных терминов), а
вполне ясно, доступно и при этом очень взвешенно
и убедительно.
В-третьих, практически все аспекты гендерной
психологии, освещенные в книге, напрямую
касаются деятельности психолога-практика: здесь
вы найдете и раскрытие сущности гендерной
социализации ребенка, и описание гендерных
характеристик на разных возрастных этапах
развития, и анализ собственно психолого-педагогического
сопровождения гендерного развития детей.
В-четвертых, книга написана женщиной и – в
основном, судя по содержанию, – для женщин. Если в
первых главах материал, посвященный вопросам
мужской и женской психологии, в достаточной мере
сбалансирован, то уж в последних трех главах речь
идет почти исключительно о женских гендерных
характеристиках. И это неудивительно: ведь эти
три главы содержат анализ различных гендерных
аспектов профессиональной самореализации,
социально-психологического здоровья и других
сторон деятельности современного учителя. А
какого пола наш современный учитель?..
Кстати, последний аргумент в пользу интереса к
этой работе школьных психологов, может быть,
окажется самым важным – ведь ни для кого не
секрет, что и педагоги-психологи у нас в
подавляющем большинстве тоже женщины.
Еще одним достоинством этой книги, которое
наверняка привлечет внимание практических
психологов, является наличие довольно
любопытных методических разработок – классных
часов и праздников, имеющих гендерное содержание,
для младших школьников.
Жаль, что в пособии отсутствуют
психодиагностические методики, нацеленные на
выявление разнообразных особенностей гендера. У
двух имеющихся анкет отсутствуют ключи, а
следовательно, психологу самому придется
догадываться, как интерпретировать полученные
ответы.
Как и всякое учебное пособие, появившееся первым
в определенной области, работа А.А. Чекалиной не
лишена недостатков. Можно было бы упрекнуть
автора в неполном и невсестороннем освещении
темы, в излишнем внимании к образовательному
контексту гендерной психологии. Но упрекать не
хочется – потому что эти недостатки для нас,
школьных психологов, оказываются достоинствами.
Игорь ВАЧКОВ
|