Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

А.А. Чекалина
М.: Ось-89, 2006

Вообще-то книг с этим названием в последние годы появилось несколько, однако учебное пособие А.А. Чекалиной, видимо, самое последнее в этом ряду – последнее в смысле сроков выхода в свет, но отнюдь не последнее в отношении качества. Кроме того, все остальные написаны зарубежными авторами, а эта книга – первое российское учебное пособие по гендерной психологии для высших учебных заведений.
Почему она будет интересна школьным психологам?
Во-первых, потому, что гендерные проблемы, то есть проблемы отношений между мужчинами и женщинами, проблемы социально-психологического пола человека и его представлений (презентаций) в поведении всегда привлекают внимание читателей. Мы ведь все с вами – не бесполые существа!
Во-вторых, потому, что книжка написана не «заумным», наукообразным языком, как многие издания на эту тему (видимо, их авторы порой стесняются говорить о вопросах полового взаимодействия прямо и открыто и скрывают свое смущение за частоколом научных терминов), а вполне ясно, доступно и при этом очень взвешенно и убедительно.
В-третьих, практически все аспекты гендерной психологии, освещенные в книге, напрямую касаются деятельности психолога-практика: здесь вы найдете и раскрытие сущности гендерной социализации ребенка, и описание гендерных характеристик на разных возрастных этапах развития, и анализ собственно психолого-педагогического сопровождения гендерного развития детей.
В-четвертых, книга написана женщиной и – в основном, судя по содержанию, – для женщин. Если в первых главах материал, посвященный вопросам мужской и женской психологии, в достаточной мере сбалансирован, то уж в последних трех главах речь идет почти исключительно о женских гендерных характеристиках. И это неудивительно: ведь эти три главы содержат анализ различных гендерных аспектов профессиональной самореализации, социально-психологического здоровья и других сторон деятельности современного учителя. А какого пола наш современный учитель?..
Кстати, последний аргумент в пользу интереса к этой работе школьных психологов, может быть, окажется самым важным – ведь ни для кого не секрет, что и педагоги-психологи у нас в подавляющем большинстве тоже женщины.
Еще одним достоинством этой книги, которое наверняка привлечет внимание практических психологов, является наличие довольно любопытных методических разработок – классных часов и праздников, имеющих гендерное содержание, для младших школьников.
Жаль, что в пособии отсутствуют психодиагностические методики, нацеленные на выявление разнообразных особенностей гендера. У двух имеющихся анкет отсутствуют ключи, а следовательно, психологу самому придется догадываться, как интерпретировать полученные ответы.
Как и всякое учебное пособие, появившееся первым в определенной области, работа А.А. Чекалиной не лишена недостатков. Можно было бы упрекнуть автора в неполном и невсестороннем освещении темы, в излишнем внимании к образовательному контексту гендерной психологии. Но упрекать не хочется – потому что эти недостатки для нас, школьных психологов, оказываются достоинствами.

Игорь ВАЧКОВ