Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2006
 

Вы замечали, что некоторые слова после долго употребления становятся тусклыми и маловразумительными? Об этом еще Маяковский хорошо сказал: «ветшают, как платье». Сколько раз произносились и писались в умных книжках словосочетания «ответственность психолога», «этические требования профессии», «принцип «не навреди»… Так много и так часто, что смысл их поблек и пообтерся. И порой приходится встречать психолога, пренебрежительно разговаривающего с родителями, грубо одергивающего подростка, язвительно обсуждающего работу коллег, отменяющего психокоррекционные занятия.
Боже меня упаси читать нравоучения! Просто хочется почистить важные слова, напомнить об их изначальном содержании, чтобы важный смысл их не потерялся, не был забыт.
Что же такое «ответственность»? Это способность держать ответ. Отвечать на вопросы и отвечать за дела. В школе часто получается так, что держать ответ приходится прежде всего (а иногда и только) перед чиновниками и членами всяческих комиссий, проверяющих нашу работу. И ответы у нас в таких случаях бывают красивые: многословные, напечатанные на принтерах, снабженные графиками и таблицами. Перед детьми мы ответа не держим, хотя, бывает, отвечаем на их вопросы. На самом-то деле именно для детей наша способность «держать ответ» особенно важна, они нас по этой способности как раз и оценивают.
Что значит быть ответственным? Всегда выполнять то, что обещал. Проводить диагностику так, чтобы это не повергало ребенка в ужас или тоску, а было для него самого важным делом. Организовывать тренинговые занятия так, чтобы они были не просто периодами бездумного игрового беспредела, а возможностью для детей развить что-то в себе. Осуществлять коррекцию так, чтобы ребенок на каждом занятии видел позитивные изменения.
И еще: не путать практическую и научную психологию с эзотерикой, астрологией и мистикой.

Игорь ВАЧКОВ