Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2006


ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ

МОСКВА

Третий год подряд в конце апреля в московской школе «Премьер» проходят городские научно-практические конференции, посвященные здоровью школьников

Заслуженный учитель России Е.В. БУШУЕВА: «Критериальное оценивание — очень эффективный метод»

Заслуженный учитель России
Е.В. БУШУЕВА:
«Критериальное оценивание —
очень эффективный метод»

Традиционно в организационный комитет форума, помимо сотрудников школы «Премьер», входят представители научно-методического центра «Диагностика. Адаптация. Развитие» им. Л.С.Выготского, Московского психолого-педагогического университета и Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России. В этом году к ним присоединилась Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Успех двух первых конференций во многом объяснялся тем, что здесь можно было познакомиться с реализацией разработок этих научных учреждений. В этом году конференция носила название «Здоровье школьников в условиях интенсификации обучения: психолого-педагогический подход». На ней присутствовало около ста человек из государственных и негосударственных школ, учебно-методических центров, причем не только из Москвы и подмосковных городов (Видное, Подольск, Балашиха, Реутов), но и из Тульской, Калужской областей, городов Воркута, Кострома, Нарьян-Мар.
Тон конференции задал президент Национальной общественной организации «Здоровье» доктор медицинских наук, профессор А.Г. Ли, который обратил внимание на необходимость проведения большой профилактической и здоровьесберегающей работы среди учащихся, направленной на создание условий, уменьшающих число обращений к врачам. Учебный процесс должен был построен так, чтобы нейтрализовать врожденные и не допускать новые болезни у учащихся.
Среди психологов особый интерес вызвали выступления практиков: Э.М. Александровской из ПМС-центра «Юго-Запад», Н.П. Слободянник и М.А. Ступницкой из школы «Премьер». Но самым большим успехом пользовалось выступление заслуженного учителя России, преподавателя математики школы «Премьер» Е.В. Бушуевой. Она рассказала о применении метода критериального оценивания, позволяющего снизить стресс от постоянных оценок деятельности школьника. Ребята сами участвуют в разработке критериев оценивания. Это повышает объективность выставления отметки, делает прозрачным процесс оценивания, позволяет избегать конфликтных ситуаций. Любая работа, оцениваемая критериально, должна заканчиваться рефлексией, позволяющей ученику осмыслить сделанное, увидеть его достоинства, разработать стратегию устранения обнаруженных недостатков.
Во второй части конференции были проведены два мастер-класса. Один из них — «Противостояние психологическим манипуляциям: как не попасться на удочку» провел доктор педагогических наук В.А. Родионов. Это был фрагмент программы «Навыки делового общения для старшеклассников», реализуемой в школе «Премьер». Участники мастер-класса познакомились с основными механизмами психологических манипуляций, применяемых в деловом общении и быту, со способами распознавания манипуляций и эффективного противостояния им.
Второй мастер-класс «Критериальное оценивание в учебном процессе» проводился в виде организационно-деятельностной игры. Ведущая (М.А. Ступницкая) познакомила участников с технологией критериального оценивания.
Конференция завершилась подведением итогов года, прошедшего после предыдущей встречи. Ряд школ, а также отдельные психологи и педагоги были награждены дипломами Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России, Национальной общественной организации «Здоровье», издательского дома «Первое сентября».

Татьяна МОРОЗОВА,
педагог-психолог АНО
«Школа «Премьер»