Министерство образования и науки РФ, к
сожалению, не балует психологов новыми
документами, которые призваны упорядочить их
деятельность. Но оказалось, что перед
реформированием бывшее Министерство
образования успело принять один важный и крайне
полезный для педагогов-психологов, работающих в
средних специальных учебных заведениях,
документ.
В водовороте реформ он затерялся в недрах вновь
созданного Министерства образования и науки и
«всплыл» только сейчас, при подготовке
Всероссийского семинара-совещания «Проблемы
развития психологической службы в условиях
системных изменений профессионального
образования России».
Об организации деятельности
психологической службы
в среднем специальном
учебном заведении
Письмо Минобразования России от
28.10.2003 № 18-52-1044 ин/18-28
Министерствам (ведомствам) Российской
Федерации,
имеющим образовательные учреждения среднего
профессионального образования
Органам управления образованием
субъектов Российской Федерации
Директорам образовательных учреждений
среднего профессионального образования
Министерство образования Российской Федерации
подготовило и направляет для практического
применения «Рекомендации по организации
деятельности психологической службы в среднем
специальном учебном заведении» и «Примерную
должностную инструкцию педагога-психолога
среднего специального учебного заведения».
Приложение 1 к письму Минобразования
России
от 28.10.2003 № 18-52-1044 ин/18-28
Рекомендации по организации
деятельности
психологической службы в среднем специальном
учебном заведении
1. Общие положения
1.1. Настоящие Рекомендации регулируют
деятельность психологической службы в среднем
специальном учебном заведении (далее —
Психологическая служба).
1.2. Психологическая служба является
структурным подразделением среднего
специального учебного заведения, находящимся в
подчинении директора образовательного
учреждения.
1.3. В своей деятельности Психологическая
служба руководствуется Конституцией Российской
Федерации, Законом Российской Федерации «Об
образовании», федеральными законами, решениями
Правительства Российской Федерации и органов
управления образованием по вопросам образования
и воспитания студентов, основными документами о
правах ребенка и обязанностях взрослых по
отношению к детям (Конвенция о правах ребенка,
Международная конвенция о правах и основных
свободах человека), Положением о службе
практической психологии в системе Министерства
образования Российской Федерации.
1.4. Целями Психологической службы являются:
— обеспечение психолого-педагогических
условий, наиболее благоприятных для личностного
развития каждого студента в течение всего срока
обучения в среднем специальном учебном
заведении;
— содействие сохранению психологического
здоровья участников образовательного процесса;
— осуществление психологического обеспечения
индивидуально-дифференцированного подхода в
образовательном процессе;
— содействие созданию благоприятного
социально-психологического климата в коллективе
среднего специального учебного заведения;
— оказание комплексной
социально-психологической поддержки всем
субъектам образовательного процесса.
2. Задачи Психологической службы
Задачами Психологической службы являются:
— психолого-педагогическое сопровождение
учебно-воспитательного процесса;
— психологическое сопровождение социального и
личностного развития студентов в процессе
учебно-профессиональной деятельности;
— формирование у студентов способности к
самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию,
саморазвитию;
— обеспечение психологической поддержки через
оказание индивидуальной и групповой
психологической помощи;
— участие в разработке системы мероприятий,
направленных на профилактику нарушений в
поведении студентов;
— психологическое консультирование всех
участников образовательного процесса;
— повышение психолого-педагогической
компетентности субъектов образовательного
процесса.
3. Основные направления деятельности
Психологической службы
К основным направлениям деятельности
Психологической службы относятся:
3.1. Психологическая диагностика:
— изучение индивидуальных психологических
особенностей всех субъектов образовательного
процесса, отслеживание развития профессионально
значимых качеств и социальной зрелости
студентов;
— проведение психолого-педагогической
диагностики готовности первокурсников к
обучению;
— выявление психологических причин нарушений
в обучении и развитии, социальной дезадаптации
студентов;
— выявление внутригруппового статуса и
социальной роли студентов;
— психологическое обеспечение аттестации
педагогических кадров.
3.2. Психологическая профилактика
(поддержка):
— оказание психологической поддержки развития
личности с целью сохранения ее индивидуальности,
осуществляемой на основе совместной
деятельности педагога-психолога, классных
руководителей, медицинской службы и других
специалистов;
— предупреждение возможных девиаций
поведения;
— оказание психологической помощи и поддержки
преподавателям, мастерам производственного
обучения и студентам, находящимся в состоянии
актуального стресса, конфликта, сильного
эмоционального переживания;
— содействие творческому развитию одаренных
студентов;
— оказание психологической поддержки
студентам с ограниченными возможностями
здоровья.
3.3. Психологическая коррекция:
— оказание психологической помощи и поддержки
студентам, преподавателям, родителям в решении
личностных, профессиональных и других проблем;
— индивидуальная и групповая психологическая
коррекция трудностей в обучении студентов, в том
числе связанных с мотивационной сферой личности;
— содействие социально-психологической
реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;
— осуществление коррекции асоциального
поведения студентов.
3.4. Психологическое консультирование:
— психологическое консультирование всех
участников образовательного процесса;
— консультирование администрации, педагогов и
родителей по проблемам индивидуального развития
студентов;
— консультирование студентов по вопросам
обучения, развития, проблемам жизненного
самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками.
3.5. Психологическое просвещение:
— повышение психологической компетентности
педагогов, студентов и их родителей;
— ознакомление преподавателей с основными
возрастными закономерностями личностного
развития студента;
— популяризация психологических знаний среди
субъектов образовательного процесса.
3.6. Организационно-методическая
деятельность:
— подготовка методических материалов для
проведения психодиагностики и разработки
индивидуальных развивающих и
психокоррекционных программ с учетом
особенностей личности студентов;
— участие в разработке новых методов
психодиагностики, психокоррекции и других видов
работы, оценке их эффективности;
— обработка результатов психодиагностики, их
анализ и оформление;
— подготовка материалов к выступлениям на
педсоветах и производственных совещаниях.
4. Обеспечение деятельности
Психологической службы
4.1. Психологическая служба работает в тесном
контакте с администрацией учебного заведения,
его структурными подразделениями, кураторами
групп, преподавателями, мастерами
производственного обучения, а также
устанавливает взаимоотношения с учреждениями
здравоохранения, органами опеки, органами
внутренних дел и прокуратуры, общественными
организациями, работодателями и другими
субъектами социального партнерства,
оказывающими средним специальным учебным
заведениям помощь в воспитании и развитии
обучающихся, воспитанников.
4.2. Финансирование Психологической службы
осуществляется органами управления
образованием, в ведении которых находятся
образовательные учреждения.
4.3. Учебно-методическое обеспечение
деятельности Психологической службы
осуществляется соответствующими структурными
подразделениями Минобразования России.
4.4. Аттестация педагогов-психологов
осуществляется аттестационной комиссией
среднего специального учебного заведения.
4.5. В состав Психологической службы входят
психологи, педагоги-психологи из расчета 1
специалист на 250 студентов.
4.6. Среднее специальное учебное заведение
разрабатывает положение о Психологической
службе.
Приложение 2 к письму Минобразования
России
от 28.10.2003 № 18-52-1044 ин/18-28
Примерная должностная инструкция
педагога-психолога
среднего специального учебного заведения
1. Общие положения
1.1. Педагог-психолог является работником
образовательного учреждения среднего
профессионального образования, осуществляет
профессиональную деятельность, направленную на
сохранение, укрепление и развитие психического и
психологического здоровья студентов, их
родителей, преподавателей и других участников
образовательного процесса.
1.2. Педагог-психолог назначается приказом
директора учебного заведения из числа лиц,
имеющих высшее психологическое образование или
высшее педагогическое образование с
дополнительной специальностью «Психология», и
непосредственно подчиняется руководителю
психологической службы или директору
образовательного учреждения.
1.3. Педагог-психолог в своей работе
опирается на Конституцию Российской Федерации;
законы Российской Федерации, решения
Правительства Российской Федерации и органов
управления образованием по вопросам образования
и воспитания студентов; основные документы о
правах ребенка и обязанностях взрослых по
отношению к детям (Конвенция о правах ребенка;
Международная конвенция о правах и основных
свободах человека); Декларацию прав и свобод
человека; Федеральный закон «Об образовании»;
Положение о службе практической психологии в
системе Министерства образования Российской
Федерации, нормативные документы по вопросам
обучения и воспитания детей и подростков; основы
законодательства в области охраны труда
(требования к обеспечению
санитарно-гигиенических условий учебного
заведения, правила и нормы охраны труда, техники
безопасности и противопожарной защиты),
здравоохранения, профориентации, занятости
населения и его социальной защиты.
2. Требования к знаниям и умениям
педагога-психолога
2.1. Педагог-психолог должен знать: общую
психологию, педагогическую психологию, общую
педагогику, психологию личности и
дифференциальную психологию, детскую и
возрастную психологию, социальную психологию,
медицинскую психологию, детскую
нейропсихологию, патопсихологию, психологию
общения, основы психодиагностики, основы
дефектологии, основы психотерапии, основы
сексологии, основы психологической гигиены,
основы профориентации, психологии труда, основы
психологического консультирования и
психопрофилактики, возрастную анатомию и
физиологию подростка.
2.2. Педагог-психолог должен владеть
методами активного обучения, социального
психотренинга, современными методами
индивидуальной и групповой профконсультации,
методами диагностики и коррекции нормального и
аномального развития ребенка.
3. Обязанности педагога-психолога
Педагог-психолог обязан:
— обеспечивать и поддерживать психологическое
здоровье и развитие личности студентов;
— по мере необходимости проводить
психологическую диагностику, выявлять
индивидуально-психологические особенности
студентов на протяжении всего периода обучения;
— оказывать помощь студентам в процессе
адаптации;
— выявлять и предупреждать возможные
нарушения в становлении и развитии личности
студента посредством психопрофилактики,
психодиагностики, психокоррекции,
консультирования и реабилитации;
— оказывать психологическую помощь и
поддержку студентам, преподавателям, родителям в
решении личностных, профессиональных и других
проблем;
— участвовать в психологической поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
— содействовать формированию благоприятного
социально-психологического климата в
студенческих и педагогических коллективах;
— оказывать психологическую помощь и
поддержку преподавателям, мастерам
производственного обучения и студентам,
находящимся в состоянии актуального стресса,
конфликта, сильного эмоционального переживания;
— участвовать в формировании
здоровьесберегающих образовательных
технологий, здорового образа жизни, профилактике
асоциальных явлений в студенческой среде;
— содействовать развитию профессионально
значимых качеств и социальной зрелости
студентов;
— содействовать предупреждению возможных
асоциальных действий студентов, осуществлять
коррекцию асоциального поведения студентов;
— повышать психолого-педагогическую
компетентность педагогов, студентов и их
родителей, используя различные формы и методы
пропаганды психологических знаний;
— участвовать в планировании и разработке
развивающих и психокоррекционных программ
учебной деятельности с учетом индивидуальных и
половозрастных особенностей личности студентов;
— содействовать творческому развитию
одаренных студентов;
— консультировать администрацию, педагогов и
родителей по проблемам индивидуального развития
студентов;
— консультировать студентов по вопросам
обучения, развития, проблемам жизненного
самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками;
— осуществлять консультирование
администрации и сотрудников образовательного
учреждения по вопросам использования достижений
психологии в управлении персоналом среднего
специального учебного заведения;
— осуществлять профориентационую работу,
способствующую самостоятельному и осознанному
выбору молодежью профессии с учетом их
ценностных ориентации, способностей, а также
жизненных планов;
— систематически повышать собственную
профессиональную компетентность и квалификацию.
4. Права педагога-психолога
Педагог-психолог имеет право:
— знакомиться с документацией
образовательного учреждения;
— участвовать в работе педагогического и
методического советов учебного заведения, а
также предметных (цикловых) комиссий, вносить
свои предложения по формированию индивидуальной
программы адаптации студентов в среднем
специальном учебном заведении, созданию
благоприятного социально-психологического
климата в педагогическом и студенческом
коллективах, подготовке конкурентоспособных
специалистов на рынке труда;
— участвовать с правом совещательного голоса в
работе медико-психолого-педагогических и других
комиссий по вопросам обучения и воспитания
студентов;
— сотрудничать со специалистами социальных
служб, медицинских учреждений, инспекций по
делам несовершеннолетних, с субъектами
социального партнерства в вопросах воспитания и
развития студентов, обращаться с запросами в
медицинские дефектологические и научные
психологические учреждения, а также в учреждения
городской, районной, областной психологической
службы за помощью и содействием;
— самостоятельно выбирать приоритетные
направления работы, учитывая особенности
функционирования и развития среднего
специального учебного заведения;
— самостоятельно формировать конкретные
задачи работы со студентами и взрослыми,
выбирать формы и методы работы, принимать
решения по вопросам очередности проведения
различных видов работ;
— повышать свою квалификацию, посещать
семинары, курсы;
— проводить групповые и индивидуальные
социально-психологические обследования;
— участвовать в преобразовании
образовательной среды с учетом особенностей
студентов и педагогического коллектива;
— участвовать в формировании корпоративной
культуры;
— вести пропаганду психолого-педагогических
знаний (лекции, беседы, выступления);
— консультировать администрацию учебного
заведения по психологическому сопровождению
управленческой деятельности;
— выступать с обобщением опыта своей работы в
научных и научно-популярных журналах, газетах и
других средствах массовой информации,
— участвовать в разработке новых методов
психодиагностики, психокоррекции и других видов
работы, оценке их эффективности;
— участвовать в работе молодежных
общественных объединений, советов студенческого
самоуправления;
— обращаться в центры профориентации по
вопросам, связанным с профессиональным
самоопределением студентов.
5. Ответственность педагога-психолога
Педагог-психолог несет ответственность за:
— качество используемых методических
материалов для психодиагностики, обработку
результатов психодиагностики, их анализ и
соответствующее использование;
— качество и конфиденциальность собранной
информации об индивидуально-психологических
особенностях студентов и педагогов;
— создание условий для полноценного развития и
самоопределения студентов, своевременного
предупреждения возможных нарушений в
становлении и развитии личности;
— своевременное и правильное оформление,
ведение и хранение документации;
— соблюдение и защиту прав и свобод студентов,
строгое соблюдение правил этического кодекса
практического психолога. |