Каждое занятие включает в себя ритуал приветствия и прощания, на которые отводится около 10 минут. Первое занятие включает знакомство с каждым ребенком. Приветствие Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить: Доброе утро, Саша (улыбнуться и кивнуть головой), доброе утро, Маша... (называются имена детей по кругу), доброе утро, Антон Сергеевич! доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают), доброе утро, небо (аналогичные движения руками), доброе утро всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают)! Прощание Рефлексия занятия, рассказ каждого ребенка о том, что ему понравилось и что бы он хотел изменить. Занятие 1 Анализ содержания переживаний учащихся, выявление эмоционального отношения детей младшего школьного возраста к школе осуществляется с помощью методики «Рисунок школы». Эмоциональное отношение ребенка к школе определяется по цветовой гамме, сюжету рисунка и общей длине линий всех изображенных предметов. После анализа всех рисунков на тему школы делается вывод о том, хорошо ли ребенку в ней, какие эмоции он испытывает. Сопоставительный анализ всех рисунков дает возможность говорить об общем эмоциональном отношении данных детей к школе. Занятие 2 Для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере используются следующие рисуночные тесты: «Нарисуй человека», «Несуществующее животное». С помощью данных рисуночных тестов хорошо диагностируется тревожность, наличие агрессивных тенденций, неуверенность ребенка. После выполнения рисунков детям задаются стандартные уточняющие вопросы. Занятие 3 Для проверки результатов, полученных с помощью проективных методик «Нарисуй человека» и «Несуществующее животное», которые проводились на предыдущем занятии, используется также специальный детский тест тревожности К. Филлипса и методика Е.Р. Гореловой «Выявление школьной тревожности у детей». Тест тревожности позволяет получить информацию о наличии негативного опыта ребенка в определенных ситуациях, тогда как рисуночные тесты не дают такой информации. Методики этого блока относятся к такому уровню психодиагностического исследования, который позволяет выявить эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста. Занятие 4 Наряду с тестами тревожности также был дополнительно использован тест Рене Жиля, который показывает эмоциональную близость ребенка как к семье, так и к учителю. Эта методика используется для того, чтобы раскрыть специфику нарушений общения с учителем у детей с высоким уровнем школьной тревожности. Выявление уровня личностной тревожности проводилось в ноябре месяце, после окончания первой четверти, когда у большинства первоклассников проходит ситуативная тревога, связанная с поступлением в школу. Занятие 5 Следующее занятие связано с диагностикой отношений в семье. Ребенку предлагается сделать «Рисунок семьи». Данный тест используется для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка с отцом, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. Известно, что семейную ситуацию, которую взрослые оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать иначе. На данном занятии также проводится методика Дембо-Рубинштейн, которая дает возможность узнать самооценку ребенка. Занятие 6 Занятие построено на основе сказок. Данный способ проведения теста дает возможность наблюдать спонтанно возникающие эмоциональные проявления, которые в поведении ребенка обычно не видны. Сказка под названием «Похороны» позволяет выявить отношение ребенка к членам семьи, а именно нет ли у него агрессивных, деструктивных импульсов по отношению к ним. После этого проводится упражнение «Чувства», где происходит разговор о том, как они возникают и насколько разнообразны. Сказка «Страхи» дает возможность понять, чего же боится ребенок. После ответа на данный вопрос с помощью упражнения «Управляемое чудовище» необходимо отработать с ребенком умение справляться с собственными проблемами. II ЭТАП. Коррекция выявленных проблемЦель: помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками. Задачи 1. Снизить эмоциональное напряжение. 2. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уверенность в себе. 3. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; 4. Формирование адекватной самооценки. Данный блок рассчитан на шесть занятий. Каждое занятие включает тот же самый ритуал приветствия. Тематическое планирование занятий
Занятие 1 Дети вместе с психологом сидят в кругу. Игра «Мое имя» Цели: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я». Ведущий задает вопросы, дети по кругу отвечают. — Тебе нравится твое имя? — Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившиеся. Ведущий говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Ваня — Иван, Маша — Мария, а потом, когда вы станете совсем взрослыми, вас будут называть Иван Сергеевич, Мария Игоревна» и т.д. Игра «Угадай, кого не стало» Цели: развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга. Дети должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его. Игра «Узнай по голосу» (модификация автора) Цели: развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона. Дети образуют круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу. Дети в этом момент продолжают двигаться, при этом каждый спрашивает у того, кто в центре круга: «Как меня зовут?» Рисование на тему «Автопортрет». Расслабление Дети садятся или ложатся на пол в удобной для себя позе. Ведущий говорит: «Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас. Произнесите свое имя сначала так, как вас зовут сейчас, а потом так, как вас будут звать, когда вы вырастете. Почувствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши». По окончании упражнения дети встают в круг, держатся за руки, каждый говорит соседу «до свидания», назвав его «взрослым» именем. Занятие 2 Приветствие. Сценка по произведению К.И. Чуковского «Тараканище» Цели: развитие умения выражать различные эмоциональные состояния, имитация преувеличенного чувства страха. Ведущий предлагает детям исполнить сценки, где звери пугались страшного и усатого тараканища, используя при этом выразительные движения: задрожать от страха, спрятаться, убежать и т.д. По окончании инсценировки ведущий просит объяснить пословицу «У страха глаза велики». Упражнение «Расскажи свои страхи» (модификация автора) Цели: выявление реальных страхов детей; развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников; формирование социального доверия. Начинает рассказывать о своих страхах взрослый: «Когда я был таким маленьким, как вы, то...» Затем спрашивает: «А у вас такое бывало? Кто еще боится чего-то, расскажите!» Дети по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было что-то похожее. (Ведущий должен следить, чтобы сюжеты рассказов не повторялись, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.) Специфика данного упражнения состоит в том, что в этой программе оно проводится в условиях темноты, что позволяет вызвать сам страх и узнать эмоции, которые испытывает ребенок в данный момент. «Нарисуй свой страх» Цели: снятие страхов; осознание своих страхов. Дети рассаживаются за столами и рисуют. Звучит тихая музыка. Затем ведущий просит детей по желанию рассказать, что он изобразил. Предлагает оставить рисунки со страхами в кабинете у психолога на ночь, а дома подумать и на следующем занятии рассказать: появлялся ли страх опять, как можно с ним справиться. Комплекс «Музыкальная мозаика» Цели: ауторелаксация, развитие умения двигаться в такт музыкальным фрагментам разных темпов. Звучит плавная музыка, под эту музыку движения детей мягкие, текучие, переходящие одно в другое; под импульсивную — резкие, сильные, четкие, рубящие; под лирическую — тонкие, изящные, нежные; под спокойную, тихую музыку все стоят без движения и «слушают» свое тело. Расставание. Занятие 3 Беседа о страхах Цели: уменьшить тревожность; развить уверенность в себе. Ведущий просит детей ответить на вопросы: «Все ли страхи плохие? Бояться — это плохо или хорошо? А бывает ли страх «хорошим»? Например, если мама боится за тебя — это плохо? Бывают ли полезные страхи? Как вы думаете, кто больше боится — дети или взрослые?» Далее рассматривает с детьми рисунки, сделанные на прошлом занятии, которые заранее развешаны на стене кабинета, и спрашивает: «кто какой страх изобразил? Как побороть его? А может, его можно пожалеть? Ведь он стал маленьким, если помещается на альбомном листочке...» Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь!» Цель: помочь преодолеть негативные переживания. После прозвучавших предложений детей о том, как можно побороть свой страх, психолог просит нарисовать картину на эту тему. Он раздает детям рисунки с их страхами и чистые листочки бумаги, чтобы у каждого был выбор — рисовать ли на старом рисунке или снова изобразить страх и способ избавления от него: закрасить, нарисовать рыцаря. А можно просто порвать рисунок со страхом и выбросить его и таким образом от страха избавиться. Этюд по сценке из мультфильма «Котенок по имени Гав» Цель: помочь преодолеть негативные переживания. Ведущий предлагает отправиться в мультфильм «Котенок по имени Гав». Котенок в грозу забрался на чердак и сидит там один, дрожа от страха. Все кругом грохочет, а он не убегает и даже приглашает своего друга — щенка Шарика «побояться вместе». Дети обсуждают поступки персонажей, затем разыгрывают сценку. На роли персонажей мультфильма выбирают детей, обнаружившие страх грозы, одиночества. Этюд «Стойкий оловянный солдатик» Цели: помощь в снятии страхов; развитие уверенности в себе. Ведущий читает сказку Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Затем дети разыгрывают сценку по сказке. Предлагают другой финал сказки и разыгрывают его. Расставание Дети становятся в круг, улыбаются друг другу и прощаются до следующей встречи. Занятие 4 Приветствие. Этюд «Смелые ребята» Цели: преодоление негативных переживаний; воспитание уверенности в себе. Дети выбирают водящего — он страшный дракон. Ребенок становится на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь меня, бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2–3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребенок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробышка. Начинает чирикать, летать по комнате. Игра «В темной норе» Цель: снятие страха перед темнотой. В комнате, где находятся дети, как бы по ошибке выключают на 3–5 минут свет. Психолог предлагает представить, что они попали в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты (психолог узнает об этом из рисунков или из предварительной беседы с родителями). Он с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой заранее приготовленный фонарик) помогает детям дойти до освещенного места. Комплекс «На лесной поляне» Цель: снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксация. Ведущий предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем поляну. На нее со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители — всевозможные букашки-таракашки. Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по поляне. Бабочки порхают с цветка на цветок. Жучки жужжат и перелетают с травинки на травинку. Гусеницы ползают между стеблей. Задорные муравьишки-непоседы снуют туда-сюда. Игра «Тень» Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности. Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок — путник, другой — его тень. Последний старается точь-в-точь скопировать движения путника, который ходит по помещению и делает разные движения: неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ножке и т.п. Игра «Слепой и поводырь» Цель: развитие внимания друг к другу, социального доверия. Дети могут оставаться в парах, на которые они разбились в предыдущей игре, или образовать новые. Один — «слепой», другой — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (шкафы, столы, стулья). У слепого завязаны глаза. Цель поводыря — провести слепого так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут. Обсуждение Ведущий обсуждает с детьми их самочувствие во время двух последних игр. Было ли им уютно в своих ролях? Что хотелось сделать во время игры? Как изменить ситуацию? Какую роль было исполнять сложнее? Было ли страшно? Если нет, то почему? Занятие 5 Приветствие. Игра «Молчок» Цель: коррекция поведения с помощью ролевых игр. Ведущий читает стихотворение А. Бродского «Новичок».
Ребенок, исполняющий роль Молчка, сначала робко сидит на стуле, затем, согласно тексту, преображается в смелого: прыгает со стула, а потом поет какую-нибудь знакомую песенку (см. этюд «Робкий ребенок»). Этюд «Три характера» Цели: дать моральную оценку злости, плаксивости; работа над мимикой и пантомимикой. Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского: «Злюка», «Плакса» и «Резвушка». Вместе с ведущим дают оценку поведения Злюки, Плаксы и Резвушки. Трое детей изображают девочек, все остальные догадываются по их мимике и пантомиме, кто из них кто. Рисование на тему сценки «Три характера» Цель: рефлексия по предварительно проведенному этюду. Ведущий знакомит детей с пиктограммами, объясняя при этом, что при различных эмоциональных состояниях выражение лица будет разным. Просит изобразить Злюку, Плаксу и Резвушку. Игра «Скучно, скучно так сидеть» Цели: развитие раскованности; тренировка самоорганизации. Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья. Возле одной — по количеству детей, возле другой — на один стул меньше. Дети садятся на стулья вдоль стены. Ведущий читает стишок:
Как только ведущий заканчивает читать, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула. Продолжая игру, каждый раз нужно убирать по одному стулу. Игра «Дракон кусает свой хвост» Цели: снятие напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы. Звучит веселая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребенок — «голова» дракона, последний — «хвост». «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях. Игра «Комплименты» Цели: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети. Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе...» Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты. Расставание. Занятие 6 Разминка Упражнение на развитие мимических движений: поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сжать и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, наморщить нос и т.д. Желательно, чтобы дети выполняли упражнение перед большим зеркалом. Мини-конкурс «Назови и покажи» Цель: определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики. Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу — я такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь вновь доходит до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает — все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели. Этюд «Страшный зверь» Цели: коррекция поведения с помощью ролевых игр. Ведущий читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь».
Дети, получившие роли кошки, глупого и храброго мальчиков, действуют согласно тексту. (Модификация игры: подключаются все дети — все вместе изображают персонажей стихотворения.) Рисование по теме этюда Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние через художественный образ. Когда дети закончили рисовать, ведущий предлагает им выбрать самый удачный рисунок и рассказать, чем ему понравился именно этот рисунок. Этюд «Ласка» Цель: развитие умения выражать чувства радости, удовольствия. Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один — котенок, второй — его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки. «Минута шалости» Все дети превращаются в пушистых озорных котят, которые бегают, прыгают, кувыркаются, жмурятся на солнышке от удовольствия. Комплекс «Волшебный сон» Цель: саморасслабление. Ведущий просит детей закрыть глаза и читает стихи:
Дети открывают глаза. Стихотворение читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами, под спокойную, расслабляющую музыку. III ЭТАП. Социальная адаптация детей к новым способам жизниЦели: дать возможность ребенку почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; усвоение новых форм поведения; учить самостоятельно принимать верные решения; обучение навыкам правильного общения. Задачи 1. Формирование, гармонизация и развитие здоровой «Я-концепции». 2. Принятие новых форм поведения. 3. Формирование нового опыта взаимоотношений. 4. Развитие социального доверия, новых способов общения. 5. Развитие коммуникативных навыков. Тематическое планирование занятий
Занятие 1 Приветствие. Игра «Сказочная шкатулка» Цель: формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе. Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку — в ней спрятались герои разных сказок. «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите, какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят: какие у них глаза, рост, волосы, что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится». Игра «Волшебное колечко» Цель: коррекция негативного образа «Я», снятие тревожности, неуверенности в себе. Ведущий говорит: «Вот колечко из сказочной шкатулки, это не простое колечко, а волшебное. Если надеть его на мизинец, станешь маленьким-маленьким — это твое прошлое. Если надеть его на средний палец, останешься самим собой — это твое настоящее. Если надеть колечко на указательный палец, станешь большим, сильным и красивым — это твое будущее. Кто хочет путешествовать во времени?» Если ребенок выбирает «прошлое», он садится на корточки или сворачивается клубочком, а остальные ребята гладят его, укачивают, баюкают... Если ребенок выбирает «настоящее», то ему предлагается оценить то, что с ним происходит, с помощью жеста («в моей жизни все хорошо» — большой палец вверх, «в моей жизни не все хорошо» — большой палец вниз). Если же он выбирает «будущее», то закрывает глаза и фантазирует — что интересного и увлекательного случится в его жизни. Игра «Принц и принцесса» Цель: дать почувствовать себя значимым, выявление положительных сторон личности; сплочение детской группы. Дети стоят в кругу. В центр ставится стул — это трон. Кто сегодня будет принцем (принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее. Рисование на тему «Волшебные зеркала» Цель: гармонизация и развитие здоровой «Я-концепции». Ведущий предлагает детям нарисовать себя снова в трех зеркалах, но не в простых, а в волшебных: в первом — маленьким и испуганным; во втором — большим и веселым; в третьем — счастливым. Задаются вопросы: – Какой человек симпатичнее? – На кого ты больше похож? – В какое зеркало ты чаще смотришься? Упражнение «Танец» Цель: использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. В качестве тем для танца выступают чувства. Под различную музыку дети выполняют следующие задания: станцевать радость, страх, горе, веселье, удивление, каприз, счастье, жалость. Занятие 2 Этюд «Злодей» Цель: формирование моральных представлений, принятие новых форм поведения. Ведущий читает стихотворение В. Еремина «Злодей».
Дети обсуждают поведение героя: почему люди назвали мальчика злодеем? Какие плохие поступки он совершил? Как вы бы поступили? Далее ведущий предлагает разыграть этюд. (Если на роль Пети не найдется желающего, можно разыграть только вторую часть этюда.) Чтение рассказа Э. Шима «Не смей!» Цель: развитие человеческих качеств; привитие новых форм поведения. После прочтения рассказа ведущий задает вопросы: – Почему Федор был главным на песочной куче? – Как Татьяна победила его? – Боялась ли его Татьяна? – Почему она защитила паучка? Этюд «Впереди всех» Цель: развитие социальных эмоций; обучение проявлениям сочувствия, сопереживания по отношению к сверстникам. Ведущий читает рассказ Я. Тайца. Детский сад пошел гулять. Все стали в пары: Петя — с Толей, Люся — с Галей, Женя — с Вовой, Сёма — с Димой. Много пар. А Маша осталась одна: — А я с кем пойду? Толя сказал: — Возьми Мишку косолапого! Маша взяла Мишку. Вот и пара. Эта пара лучше всех. Она пойдет впереди. После чтения ведущий спрашивает: какое качество проявилось у Толи? Хорошо ли он поступил? А что еще можно было предложить в подобной ситуации? Проигрывание ситуаций Цель: научить самостоятельно принимать верные решения. Дети делятся на пары. Каждому предлагается ситуация, в которой он должен изобразить самого себя. После разыгрывания дети меняются ролями с партнером, то есть разыгрывают роли своего партнера. Затем ведущий предлагает детям вместе найти выход из ситуации, беседует о том, каких людей можно назвать добрыми. Желательно, чтобы дети сами предлагали варианты ответов... Для проигрывания ситуаций можно брать вымышленные или те случаи, которые происходили с детьми в реальной жизни. Примеры ситуаций — Ребята из группы играют в интересную игру. А ты опоздал в детский сад, и игра уже началась. Попроси, чтобы ребята и тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя? — Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят. Попроси ее. — На прогулке ты увидел, что двое ребят сейчас начнут драться. Твои действия? Расставание Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и, улыбаясь, прощаются. Занятие 3 Приветствие. Игра «Взаимоотношения» Цель: привитие новых форм поведения. Игра построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком».
После чтения дети обсуждают стихотворение и приходят к выводу, что результат зависит от характера, поведения, намерений. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути также могут привести к разным результатам. Далее они отвечают на вопрос, почему во второй части стихотворения к ребенку вышла не добрая старушка, а Баба-яга, и инсценируют его. Этюд «Солидарность» Цель: проявление сочувствия в конкретном действии. Ведущий читает стихотворение В. Томилиной «Солидарность».
Дети отвечают на вопросы: – Какие чувства переживает девочка? – Чем они вызваны? Выясняют, что во внимании, заботе нуждается не только младший, но и сверстник. Сочувствие у него проявляется в конкретном действии: если друг упал, надо помочь ему встать; если ему больно, утешить, предложив игрушку. Далее дети разыгрывают этюд в парах. Игра «Передай по кругу» Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности. Дети встают в круг, на ходу передают (пантомимикой) горячую картошку, ледышку, бабочку, цветочек, пушинку и т.п. Занятие 4 Приветствие. Игра «Встреча сказочных героев» Цель: коррекция негативных поведенческих реакций; формирование нового опыта взаимоотношений в процессе игры. Психолог подбирает каждому ребенку сказочного персонажа, который обладает противоположными личностными особенностями. Например, конфликтному ребенку дается роль персонажа, которой со всеми дружит, всем помогает (Золушка, Мальчик-с-пальчик); ребенку с низкой самооценкой дается роль героя, которым все восхищаются (например, Илья Муромец); активному ребенку с двигательной расторможенностью – роль, предусматривающая ограничения активности (стеклянный человек, часовой на посту) и т.п. Герои могут быть вымышленными. Каждому ребенку волшебник дает по пять «жизней», которых они лишаются, если изменят поведение своих героев. Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговора они выбирают сами. Они придумывают сказку для своих героев и разыгрывают ее. После игры проходит обсуждение по вопросам и заданиям: — Опишите свои ощущения в новой роли. — Что мешало сохранять определенный стиль поведения? — Сможете ли вы в реальной жизни вести себя так, как ваш герой? — Каковы сильные и слабые стороны каждого героя? Игра «Мальчик (девочка) наоборот» Цель: развитие произвольного контроля за своими действиями. Участники вступают в круг. Ведущий показывает действиями, все повторяют за ним. «Мальчик наоборот» должен делать не так, как все. Этюд «Солнце в ладошке» Цель: снятие эмоционального напряжения; развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений. Ведущий читает стихотворение «Солнце в ладошке».
Дети по желанию изображают персонажей стихотворения, «насыщаясь» атмосферой радости и добра. Этюд «Просто так» Цель: развитие социального доверия; воспитание новых способов общения; формирование адекватных форм поведения. Дети разыгрывают сценки из мультфильма «Просто так», где щенок подарил букет цветов, а вместе с ним и свое хорошее настроение тому, кому было грустно, «просто так» — ничего не требуя взамен. И его доброе дело пошло по цепочке дальше — от одного героя к другому. Игра «Клеевой дождик» Дети встают друг за другом и держатся за плечи впередистоящего. В таком положении они преодолевают различные трудности: — проползти под столами, — обогнуть «широкое озеро», — пробраться через «дремучий лес», — спрятаться от «диких животных». На протяжении всей игры дети стараются избежать отцепления от своего партнера. Расставание. Занятие 5 Приветствие. Игра «Найди друга» Цели: научить детей чувствовать и переживать; развитие коммуникативных навыков. Дети делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями. Игра «Секрет» Цель: развитие социальной активности детей. Всем участникам ведущий кладет в ладошки из красивого сундука «секрет» (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т.д.) и зажимает в кулачок. Участники ходят по помещению и, снедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает всем найти общий язык. Игра «Цветик-семицветик» Цель: развитие умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Для этой игры понадобятся: цветик-семицветик, который можно сделать по-разному, главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались из цветка), а также красные и желтые фишки. а) Каждый ребенок, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. По очереди дети с лепестками кружатся:
Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей, ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение — красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы, но не стоит говорить об этом детям, так как в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценки взрослых. В конце игры дети обсуждают, какие желания понравились и почему. б) Один лепесток срывают двое детей. Держась за руки, они «совершают полет», обдумывая и согласуя друг с другом общее желание. в) Все желающие получают по цветику-семицветику. Каждый придумывает по семь желаний. Затем двое-трое детей собирают все лепестки, кто-то один начинает поочередно вынимать их то из одной коробки, то из другой. На каждый вынутый лепесток дети раскрывают одно из своих желаний, и тогда лепесток возвращается к своему владельцу. Чтобы собрать весь цветок, надо высказать все семь желаний. Условие — не повторяться. Рисование «Новоселье» Цель: поддержание чувства единения с группой. Дети рисуют автопортреты и «селят» их в домик, рисунок которого висит на стене. Затем они раскрашивают этот дом красками. Правила дружбы В заключение всех встреч дети обговаривают некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение ребят протекало без ссор и конфликтов. Они оформляются в «Правила дружбы»: — Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать — научи и его. Если товарищ попал в беду, помоги ему чем можешь. — Делись с товарищем. Играй так, чтобы самое лучшее хотелось отдать другу. — Останови товарища, если он делает что-то плохое. — Избегай ссор, споров по пустякам; играй дружно, будь скромен, если у тебя получилось лучше, чем у других; умей порадоваться успехам товарища. — Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят. Релаксация «Улыбка» Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Психолог предлагает сесть удобнее, опереться на спинку стула. Включается медленная приятная музыка. «Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя... Окружающий мир есть радость для тебя... Теперь откройте глаза и посмотрите на природу. Каждый из вас всегда радость для другого... Берегите себя и другого берегите... Уважайте, любите всё, что есть на Земле! Спасибо всем за работу, за то, что вы есть! Спасибо!» ЛИТЕРАТУРА 1. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. — Мн., 1997. 2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996. 3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. 4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996. 5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. 6. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996. 7. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996. 8. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995. |