МУДРОСТЬ АНГЕЛОВ
Игра для родителей
Мы предлагаем вам сейчас обратиться к вашему
родительскому опыту с целью осознать
качества характера своего ребенка.
Задание 1
Подумайте, пожалуйста в течение 1 минуты, как
можно продолжить фразу «Мой ребенок...»
А теперь свяжите эту фразу с чертами характера
своего ребенка и в течение 5 минут письменно 10 раз
продолжите ее в разных вариантах, указывая черты
характера вашего ребенка. Ннапример: «Мой
ребенок аккуратен», «Мой ребенок невнимателен».
Осталась 1 минута, вам необходимо завершить
работу.
Посмотрите на качества, которые вы написали.
Разделите их на две группы:
1-я — те, которые вас устраивают в вашем ребенке;
2-я — те, которые вы бы хотели изменить в нем.
Посмотрите, каких качеств больше —
положительных или отрицательных? Выберите, с
какими из отрицательных качеств вы хотели бы
сейчас поработать, отметьте их для себя. Отложите
на время свои листочки.
Задание 2
Теперь
я предлагаю вам обратиться к своему житейскому
опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь
перед большим современным супермаркетом. В нем
три этажа:
• на 1-м этаже продаются товары с заведомым
браком, низкого качества;
• на 2-м этаже — обычные товары средней
цены и качества;
• на 3-м этаже продаются самые лучшие,
качественные, добротные, шикарные вещи.
На каком этаже вы бы хотели приобретать товар?
(Родители отвечают по очереди.)
Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим,
чтобы он соответствовал «третьему этажу» — был
умный, добрый, посещал музыкальную школу или
школу с углубленным изучением иностранного
языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся
мечты...
Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый
ребенок уникален. В нем есть что-то от 1-го, 2-го и
3-го этажа.
И ваш ребенок не исключение, вы убедились в
этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы
бы хотели изменить.
Задание 3
Работа проходит в группах по 5–6 человек. Группы
делятся по любому признаку — на усмотрение
тренера.
·Посмотрите на качества, которые вы выделили в
своем ребенке, требующие, по вашему мнению,
изменения. Выберите два из них, которые являются
для группы более или менее общими.
Я предлагаю вам сейчас прорекламировать эти
качества с целью их продажи — то есть в этих
качествах, чертах характера надо найти
положительные моменты и рассказать об этом так,
чтобы другие группы захотели их купить. Время для
работы — 10 минут. (Предупредить группу, когда
пройдет половина времени и за минуту до
окончания работы.) Внимание! Сейчас я предлагаю
вам выбрать выступающего и прорекламировать
качества характера, с которыми вы работали в
группах.
Процедура. Один человек от группы
представляет рекламу, участники других групп
помечают у себя те качества, которые они захотели
приобрести.
·Выступление каждой группы.
Сейчас я предлагаю желающим по кругу назвать
качества, которые они решили приобрести, по
возможности прокомментировав причину своего
выбора (например: упрямство, так как это близко к
настойчивости...).
Задание 4
Обсуждение в кругу:
• Легко ли вам было выполнять эту работу?
• В чем сложность?
• Увидели ли вы что-то новое в этом качестве,
черте характера?
• Согласны ли вы с тем, что эти черты характера
нужны в жизни человека?
• Насколько после проделанной работы вы их
принимаете?
В процессе обсуждения тренер подводит
участников группы к пониманию того, что все эти
качества необходимы в жизни каждого человека:
происходит смена иррациональных родительских
установок.
В заключение я хотела бы рассказать вам притчу,
которая, возможно, поможет взглянуть на старые
проблемы по-новому.
ПРИТЧА О ДВУХ АНГЕЛАХ
Однажды по земле путешествовали два ангела:
старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и
обессиленные, они попросились на ночлег в дом к
богатому человеку. Он пустил странников, но,
будучи скупым и негостеприимным человеком,
предоставил им ночлег в сарае.
Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на
усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А
когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его
вдруг разбудил какой-то шум.
Проснувшись, он увидел, что старый ангел
старательно заделывает дыру в стене. Молодой
ангел был удивлен, он несколько раз предлагал
старому бросить это дело и постараться отдохнуть
перед предстоящей дорогой, но получал упорный
отказ.
Утром молодой ангел, не скрывая любопытства,
спросил у старого:
— Зачем ты помог этому человеку, ведь он так
плохо обошелся с нами?
— Не все является тем, чем кажется, — ответил
его спутник.
На следующий вечер, подыскивая ночлег,
путешественники остановились у дома бедного
человека. Хозяин радушно встретил их, поделился
своим ужином и даже предоставил единственную
кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.
Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его
жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова —
единственная кормилица и надежда семьи.
Молодой ангел, испытывая крайнее удивление,
обратился к старому:
— Почему ты не поможешь бедному человеку? —
сказал он. — В прошлый раз ты помог тому, кто так
плохо обошёлся с нами, а в этот раз ты
бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту
семью?
На что старый ангел ответил:
— Не все является тем, чем кажется!
Продолжая путешествие, молодой ангел никак не
унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его
и не мог смириться с происшедшим.
— Не все является тем, чем кажется, — ответил в
третий раз старый ангел. – В прошлую ночь, когда
мы были в доме у богатого человека, я увидел в
стене сарая клад — и замуровал его, чтобы тот не
достался хозяину дома. А в эту ночь приходила
смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав
корову.
Надеюсь, что эта притча поможет вам
переосмыслить то, что происходит между вами и
вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире
плохого и хорошего. Все зависит от того, как ты на
это смотришь.
Ирина ЧОПОВСКАЯ,
педагог-психолог гимназии № 2
Мария ГАЛИШНИКОВА,
педагог-психолог средней школы № 31,
г. Орск
|