ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Психокоррекционная работа с
гиперактивными,
агрессивными, тревожными и аутичными детьми
|
Е.К.Лютова,
Г.Б. Монина
СПб.: Речь, 2005
|
Новая книга
издательства «Речь» хороша всем, кроме названия,
из которого можно понять, будто она адресована
всем представителям старшего поколения, так или
иначе связанным с воспитанием детей, прежде
всего — родителям. Да и упоминание о шпаргалках
либо призвано привлечь внимание нерадивых
студентов, либо делается не всерьез, а ради
намека на популярно-просветительский характер
издания. Ни то ни другое в данном случае не
соответствует истине. Книга написана
психологами-профессионалами, занимающимися
психокоррекционной работой с детьми, и
адресована ими своим коллегам с целью поделиться
накопленным опытом и помочь в организации
соответствующих занятий. Специалистам, занятым в
этом сфере, книга будет весьма интересна и
полезна, всем остальным она попросту не нужна,
ибо не станут же они, в самом деле, организовывать
психокоррекционные занятия! Даже если
вообразить, что кто-то из родителей, чьим детям
свойственна повышенная тревожность или
агрессивность, захочет принять содержание книги
за практическую рекомендацию... лучше б им этого
не делать, потому что по шпаргалкам премудрости
не научишься. Не станем же мы вырезать своему
ребенку воспаленный аппендикс, сверяясь по
«Популярной медицинской энциклопедии»! А ведь
душа — субстанция не менее хрупкая, чем тело, и
дилетантизма не терпит!
Тем же, в чьи профессиональные обязанности
входит работа с проблемными детьми, книга
предлагает весьма конкретные рекомендации.
Содержание книги охватывает четыре категории
детей — гиперактивные, тревожные, агрессивные и
аутичные. Соответствующие главы приводятся
рядоположно, что само по себе может вызвать
некоторую настороженность. Хотя авторы четко
указывают, что аутизм — это серьезный диагноз и
данное нарушение требует квалифицированного
лечения, может создаться впечатление, что
немалого успеха можно достичь и простыми
упражнениями из данного руководства. Тут следует
лишь обратить особое внимание на
предостережение авторов и не питать
неоправданных иллюзий — предлагаемые приемы и в
данном сложном случае небесполезны, но
избавления от недуга не гарантируют.
Все четыре главы построены по единому плану и
включают одинаковые разделы: «Что такое
тревожность (агрессивность, гиперактивность...)?»,
«Портрет тревожного ребенка», «Как выявить
тревожного ребенка». Но названные разделы
представляются как раз излишними — никакой
особой информации по диагностике того или иного
нарушения они не содержат и для специалиста
представляют мало интереса. Гораздо более
ценными видятся следующие разделы: «Как помочь ...
ребенку», «Работа с родителями ... ребенка», «Как
играть с ... ребенком». Именно здесь и описываются
конкретные приемы работы, которые многие
заинтересованные коллеги, вероятно, пожелают
позаимствовать. Пятая глава посвящена рисункам
детей с разными нарушениями. Она содержит ценные
советы по диагностической интерпретации
детского рисунка.
Таким образом, психолог получает вовсе не
шпаргалку, а настоящий урок, преподанный
знатоками своего дела.
Максим МАРИНИН
|