Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Жестокое обращение с ребенком.
Причины. Последствия. Помощь

И.А. Алексеева,
И.Г. Новосельский
М.: Генезис, 2005

Работа с детьми из неблагополучных семей и детьми, попавшими в кризисную ситуацию, является наиболее сложной для подавляющего большинства психологов системы образования, часто они просто не готовы к такой работе. Даже освоив набор приемов и техник по выведению ребенка из стрессовой ситуации, они не всегда знают, как оказать ему действенную помощь. Ведь ситуация насилия или жестокого обращения с детьми в семье или школе, как правило, требует кардинальных решений. А принять и тем более реализовать их можно лишь совместными усилиями специалистов различных служб (психологической, социальной, медицинской, юридической). Поскольку в большинстве регионов такие службы только начинают создаваться, психологи вынуждены оставаться с ребенком и его бедой один на один.
Издательство «Генезис» начало выпускать новую серию «Неблагополучная семья: преодоление кризиса», которая призвана научить специалистов, работающих с детьми, тому, как правильно и эффективно построить работу по оказанию необходимой помощи.
Первая книга из этой серии посвящена работе с детьми, пострадавшими от физического, эмоционального и сексуального насилия. В ней обобщен опыт различных специалистов: психологов, врачей, социальных работников, педагогов. Ценность книги заключается в том, что она написана на основе анализа реальных случаев. Учет социокультурных и экономических особенностей очень важен для практической работы. Ведь самые лучшие западные разработки часто оказываются далеки от нашей реальности и менталитета.
Авторы рассматривают насилие над ребенком в семье как симптом нарушенных детско-родительских отношений, пагубно влияющих на его духовное и физическое развитие. Основную опасность деструктивных отношений в семье И.А. Алексеева и И.Г. Новосельский видят в формировании искаженных ценностей и моделей взаимоотношений с окружающим миром и закреплении их в поведении ребенка.
Часто на неблагополучие в семье обращают внимание тогда, когда у ребенка наблюдаются явные последствия насилия или жестокого отношения, проявляющиеся в агрессии или других неконструктивных формах общения со сверстниками и взрослыми. Поэтому специалисты, и в первую очередь психологи и социальные педагоги, должны уметь выделять первые симптомы неблагополучия ребенка в семье. Ведь насилие может проявляться не только в форме грубой агрессии, но и во многих «традиционных» способах наказания и воздействия на детей.
Первые главы книги посвящены описанию феноменов насилия и жестокого обращения с детьми, в них содержатся материалы по диагностике деструктивных отношений в семье и практической помощи детям, пострадавшим от различных видов насилия. Здесь можно также найти анализ причин агрессии и жестокого отношения к детям. В заключительных главах представлен уникальный материал по организации различных форм помощи детям, пострадавшим от насилия, а также подходы к оказанию комплексной помощи как самим детям, так и их родителям.

Ольга РЕШЕТНИКОВА