Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2006


ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ

Ковров
(Владимирская обл.)

В течение четырех месяцев, с февраля по май, в школе проходил практику будущий психолог, студент 2-го курса КГТА Вадим Шарафан. Деятельность его была разнообразной, но с особым интересом он изучал неформальное общение подростков

В качестве объекта обследования был выбран 5-й «А» класс (с высокой успеваемостью, но достаточно конфликтный).
Первоначальное наблюдение за учащимися во время уроков не принесло никаких результатов. На уроке все работают, друг другу не мешают, только изредка, в случае успеха, используется вертикальное движение кулака согнутой руки, сопровождаемое тихим «yes». На перемене тишины нет: ребята общаются, толкаются, могут подраться. Здесь уже слышны более интересные высказывания. Например, «иди пустыню пылесось» (оказывается, теперь это синоним выражений «гуляй, Вася», «отвали» – они, кстати, тоже в ходу).
Для одобрения служат слова «клёво», «круто», «все путём», «супер», «реально». Недовольство и отрицательное отношение к чему-либо выражается словами «щас», «фигня», «ужас», «да ну», «фу». Традиционные приветствия потеснены возгласами «Здорово!», «Салют!», сопровождаемыми выбросом указательного и среднего пальцев (знак победы), хотя знакомое «Привет!» тоже пытается бороться за право на существование. Явно грубых выражений на перемене отметить не удается. Неужели современные школьники воспитанны? Или сдерживающим фактором является наличие рядом взрослых?
Чтобы проверить это, проводилось анонимное анкетирование, в котором пятиклассникам предлагалось написать, какие слова и выражения они используют для выражения радости и восторга, негатива, одобрения, недовольства, угрозы и т.д. В анкетах выражения были более откровенными: «фуфло», «отстой», «зашибись», «рожу разобью». Слишком умных, как и в былые времена, называют «ботанами», хотя встречаются и «заучки». За неуклюжесть можно получить прозвище «недоделок», «неувязок». Есть проблемы в учебе — будешь «дауном», «дебилом», «тупым» («ослы», «козлы» и «бараны» встречаются теперь крайне редко). Досада выражается словами: «ё-моё!», «черт!», «блин!».
Отрадно было отметить, что ни в одной анкете не встретился мат, и хотя некоторые выражения носили явно агрессивный характер, открыто в школе ребята использовать их не рискуют, видимо, присутствует у школьников волевая регуляция и осознанность поведения.

Светлана ХРАМОВА,
педагог-психолог,
МОУ СОШ № 23
Вадим ШАРАФАН,
студент 2-го курса КГТА,
г. Ковров, Владимирская обл.