Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2006


КОНКУРС

НОМИНАЦИЯ:

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

ШАГИ К ПРОФЕССИИ

Программа для учащихся 9-го класса

Изменение приоритетов в образовании, переход к личностно-ориентированной модели обучения1   требуют от педагогов и психологов новых подходов к решению задач профессионального самоопределения школьников.

Цельпрофессионального ориентирования состоит в том, чтобы сформировать у учащихся готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы профессионального, жизненного и личностного развития.

Можно сформулировать три основных принципа выбора профессии школьником:

1. Знание и учет собственных возможностей и способностей.

2. Знание требований профессии к человеку.

3. Умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.

При составлении программы курса по выбору «Шаги к профессии» учитывались следующие ключевые моменты:

• В блоке диагностических методик акценты делаются не на оценку актуального уровня способностей, а на выявление индивидуально-психологических особенностей и мотивации учащихся.

• В подростковом возрасте некоторые профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии, так как нет условий для их проявления.

• Для подростка характерен недостаточный уровень самосознания, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка.

• Недостаток жизненного опыта (поверхностные знания о мире профессий и рынке труда, правилах и ошибках в выборе профессии).

Курс «Шаги к профессии» относится к профессионально-ориентированным курсам по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Программа курса рассчитана на 17 часов. Она написана авторами на основе изучения известных программ по профориентационной работе («Человек — труд — профессия», «Твоя профессиональная карьера» С.Н. Чистяковой; «Выбор профессии» Е.А. Климова и С.Н. Чистяковой; факультативного учебного курса по профессиональному самоопределению подростков «Я и моя профессия» Г.В. Резапкиной).

Предполагается использование на занятиях рабочей тетради учащегося, которая является частью учебно-методического комплекта «Я и моя профессия» (автора Резапкиной Г.В.). В нее включены основные задания, бланки для ответов, тестовый стимульный материал, а также памятки для учащихся. При отсутствии такой тетради необходимо обеспечить учащихся бланками и стимульным материалом. Тесты и задания в программе подобраны с учетом возрастных особенностей восприятия подростков.

На занятиях курса учащиеся получают необходимую информационную нагрузку. Программа не претендует на глубокий самоанализ. В результате занятий подросток познает себя, для него актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации.

Информационная поддержка учащихся во время изучения курса осуществляется по схеме:

Если конечной целью профориентационной работы школы является готовность учащегося к самоопределению, то роль учителя, психолога состоит в том, чтобы активизировать позицию самоопределяющегося школьника.

Схема активизации позиции самоопределения подростка

Таким образом, суть активизации заключается в том, чтобы вооружить выпускника школы средствами для решения своих проблем. В полной мере курс по выбору «Шаги к профессии» отвечает данному требованию.

Целью курса является осознание учащимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии.

Задачи курса

• Взаимодействие учителя и ученика, при котором ученик, поставивший перед собой цель, инициирует сотрудничество с психологом или учителем.

• Обеспечение каждому ученику психологической безопасности.

• Мотивация личностного роста ученика.

• Создание условий для сознательного выбора профессии.

• Актуализация чувства ответственности за совершаемый выбор.

• Переживание опыта межличностного взаимодействия и групповой сплоченности.

Программа курса предусматривает занятия — «шаги», которые проводятся как в традиционной форме урока, когда учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения, так и в форме ролевых игр, упражнений, активизирующих самопознание и рефлексию, в форме психодиагностических тестов, тренинга по практическим навыкам принятия решения и бесконфликтного общения. Педагог-психолог использует в своей работе такие основные методы, как наблюдение, беседы и консультации с учащимися и их родителями.

Занятия курса проводятся 1 раз в неделю.

Программа курса не предусматривает систему отметок. Эффективность усвоения содержания курса следует оценивать по сформированности у учащихся способности к осознанному выбору профессии. Однако решение по поводу формы оценивания принимает учитель и педагогический совет школы. Авторы предлагают выставлять рейтинговый балл (см. приложение) на итоговом занятии курса по теме «Защита личного профессионального плана» (при необходимости можно рейтинговую оценку переводить в привычную для учащихся отметку «3», «4», «5»).

По завершении изучения курса учащиеся должны:

• знать свои способности и возможности;

• знать основные правила выбора профессии;

• владеть основными понятиями в вопросах профориентации;

• иметь представление об основных индивидуально-психологических особенностях личности, о методах диагностирования;

• быть знакомыми с собенностями нервной системы, мышления, памяти, внимания.

Учащиеся должны уметь:

• адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии;

• ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями;

• составлять личный профессиональный план и аргументировать свой выбор.

Достоинством программы является то, что работать по ней может не только педагог-психолог школы, но и классный руководитель или учитель.

Пример таблицы для игры

Перечень работ, необходимых
для выживания
Требуемое
количество работников
Количество
желающих
Постройка жилья    
Организация питания    
Охота, рыболовство    
Руководство    
Массовики-затейники    
Постройка лодки    

Предлагаемый курс может быть использован психологами, классными руководителями, педагогами не только как курс по выбору, но и как составляющая психолого-педагогического сопровождения предпрофильного обучения, а также в рамках профориентационной работы в качестве факультативного курса в 8–11-х классах общеобразовательной школы.

По итогам изучения всего курса целесообразно провести родительское собрание и познакомить родителей с общими результатами выбора профессии девятиклассниками. При желании родителей — провести индивидуальные консультации по вопросам профориентации.

Для иллюстрации ниже приведены сценарии двух занятий по этой программе.

ЗАНЯТИЕ 7. Игра «Остров»

Цели занятия

1. Развитие коммуникативных способностей учащихся, навыков социального поведения.

2. Активизация профессионального самоопределения.

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Сегодня я приглашаю вас поучаствовать в игре «Остров».

Представьте, что мы оказались на заброшенном острове, где-то в южных широтах. У вас осталось какое-то личное имущество: что было в сумках и карманах. Когда нас спасут — неизвестно. Как минимум два месяца мы должны прожить здесь. Перед нами стоят две основные задачи: выжить и остаться при этом цивилизованными людьми.

За 40 минут вы должны доказать самим себе, что способны решать эти задачи.

Итак, мы сидим на берегу и обсуждаем, что нам дальше делать. Я пока буду выполнять роль старшего, но потом вы сможете выбрать себе другого вождя.

Если мы сумеем договориться об основных путях решения наших задач, а также о распределении обязанностей, то сможем выжить и сохранить свое достоинство. (На доске висит карта острова.) Обратимся к карте... На острове имеется источник пресной воды, а также мелкие зверьки, птицы, рыба, съедобные растения. Но нет пещеры, пригодной для проживания.

Что необходимо для проживания на острове?

(Ведущий записывает все перечисленное на доске в виде перечня.)

Определим приоритеты.

Необходимо определить перечень работ и количество людей для их выполнения. Далее надо выявить желающих выполнять эти работы.

Как правило, возникает несоответствие между желаемым и необходимым. Это обсуждается, и ведущий объясняет, что участники не смогут выжить, если не договорятся. По каждому виду работ создаются группы, они рассаживаются за отдельные столы и обсуждают 3–5 минут, как они будут выполнять свою работу. Представитель группы рассказывает классу о том, как они собираются строить жилище, ловить рыбу и т.д. Класс задает вопросы. Ведущий игры в баллах оценивает готовность группы.

Затем ведущего поражает тропическая болезнь, и учащиеся выбирают нового вождя. При этом учитель чинит всяческие препятствия, побуждает участников к решению различного рода проблем: строительство туалета и пр.

За 3–5 минут до конца занятия учитель прекращает игру и организует обсуждение результатов.

Вопросы для обсуждения:

— Удалось ли вам выжить?

— Удалось ли сохранить человеческое лицо в трудных условиях?

— Как оказывалась медицинская помощь?

— Как заботились о душе?

— Возникали ли скандальные ситуации?

ЗАНЯТИЕ 11.
Что я знаю о мире профессий?
Классификация профессий. Игра «Аукцион»

Цели занятия

1. Дать представление о мире профессий и их классификации.

2. Определить профессиональные склонности учащихся.

3. Развивать умения учащихся классифицировать профессии и соотносить их со своими потребностями.

Стимульный материал

Методика «Формула профессии» (Пряжников Н.С.), классификация профессий по предмету труда.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Беседа о профессиях и психологических требованиях к профессии

Ведущий. Сегодня известно несколько тысяч профессий. Как же в них сориентироваться?

Чтобы в этом разобраться, нужно классифицировать профессии. Классификация это осмысление порядка вещей, распределение их по какому-либо признаку. Профессии принято классифицировать и выделять по следующим признакам:

• Предмет труда

То, на что направлена работа. Классификация профессий: человек — человек, человек — природа, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ.

• Цели труда

Преобразовательские (воздействие на предмет труда).

Гностические (получение и анализ информации о предметах труда).

Изыскательские (поиск чего-то нового).

Управленческие (управление другими людьми).

• Орудия труда

То, посредством чего работник оказывает воздействие на предмет труда.

Функциональные средства (функции человеческого тела и ума).

Технические средства (расширяют возможности воздействия человека на предмет труда).

Профессии ручного труда.

• Условия деятельности

Любая профессия предполагает нахождение человека в определенных условиях. Условия труда включают:

характеристики среды;
физическую нагрузку;
график рабочего времени;
нервно-психическое напряжение.

• Характер труда: исполнительский или творческий.

2. Игра «Аукцион»

Учащиеся делятся на 3 группы. От них требуется назвать профессии, относящиеся к определенному типу. Названные профессии записываются на доске. Выигрывает та команда, игроки которой назвали большее число профессий.

Ход игры представляет собой живой диалог ведущего и игроков. Игра позволяет обнаружить степень общей информированности о мире профессий, выявить направленность профессиональных интересов учащихся.

Наличие атрибутов настоящего аукциона придает игре особую привлекательность.

При подведении итогов занятия уместно будет провести методику «Формула профессии».

3. Методика «Формула профессии»

Ведущий. Чтобы определить, с какими целями, предметами, средствами, условиями труда каждый из вас склонен работать, проведем тест.

Инструкция для учащегося

Подчеркните наиболее привлекательные цели, предмет, средства, условия труда.

1. Цели труда

1.1 Оценивать, проверять.

1.2 Исследовать что-либо, делать открытия.

1.3 Перевозить что-либо.

1.4 Изготавливать какие-то предметы.

1.5 Учить, воспитывать, консультировать.

1.6 Творить, создавать что-то новое.

1.7 Руководить людьми.

1.8 Обслуживать кого-либо или что-либо.

1.9 Постоянно работать над собой, быть в «форме».

2. Предмет труда

2.1 Технические объекты.

2.2 Тексты, графики, числа.

2.3 Экономика и политика.

2.4 Искусство.

2.5 Наука.

2.6 Растения и микроорганизмы.

2.7 Животный мир.

2.8 Люди.

2.9 Детали и материалы.

3. Средства труда

3.1 Ручные.

3.2 Механические.

3.3 Автоматические.

3.4 Компьютеры.

3.5 Интеллект.

3.6 Выразительные движения, мимика.

3.7 Творческое мышление.

3.8 Возможности организма и органы чувств.

3.9 Голос, интонация.

4. Условия труда

4.1 Бытовой микроклимат.

4.2 Помещения с большим количеством людей.

4.3 Разъезды.

4.4 Самостоятельность.

4.5 Открытый воздух.

4.6 Экстремальные условия.

4.7 Особые условия.

4.8 Изысканные отношения.

4.9 Работа на дому.

4. Итог занятия

Ведущий. Если вы выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она наиболее привлекательным для вас характеристикам. Если нет — попробуйте сами смоделировать ее по этим признакам.


1 Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена Приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 г. № 2783).

Вячеслав ОРЛОВ,
педагог-психолог
Лариса ГАЛЕЦКАЯ,
заместитель директора
по научно-методической работе,
с. Андрейково, Смоленская обл.

 

ЛИТЕРАТУРА

Для учителя:

1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. — М.: Первые шаги, 2004.

2. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. — М.: Ось-89, 2002.

3. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. — СПб.: Питер, 2005.

4. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.А. Для тебя и о тебе: Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1991.

5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. — М.: Первое сентября, 2004.

6. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. — М.: Генезис, 2004. — 48 с.

7. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. — 2-е изд., исправл. — М.: Генезис, 2004. — 125 с.

8. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. — М.: Генезис, 2005. — 80 с.

9. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. — М.: Генезис, 2005. — 140 с.

10. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. — М.: Генезис, 2005. — 124 с.

11. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена Приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 г. № 2783).

12. Практика административной работы в школе. — 2003, № 6.

13. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. Метод. рекомендации / Под рук. А.А. Пинского. – М.: 2003.

Для учащихся:

1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1991.

2. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Рабочая тетрадь учащегося. — М.: Генезис, 2005. — 80 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ