Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2006


КОНКУРС

НОМИНАЦИЯ:

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

ГОРОД МАСТЕРОВ

Ролевая игра для младших школьников

Рис. Е. МедведеваЦель: способствовать расширению общей осведомленности детей младшего школьного возраста через знакомство с профессиями.

Задачи:

— дать представление об особенностях профессиональной деятельности врача, парикмахера, повара, продавца;

— содействовать осознанию привлекательных и непривлекательных сторон профессий;

— сформировать установку на осознанный выбор профессии;

— способствовать сплочению детского коллектива.

Участники игры: дети младшего школьного возраста (можно включить детей 5-х классов) — не более 10 человек; на станциях следует разместить детей старшего подросткового возраста; 1–2 взрослых ведущих.

Необходимые материалы: для игры понадобятся 5 комнат (классов, кабинетов), наглядный материал для игр и упражнений, костюмы и необходимый инвентарь для представления профессий.

ХОД ИГРЫ

Дети заранее извещаются о том, что будут участвовать в игре, и приглашаются в актовый зал (отправной пункт путешествия). Там уже должны присутствовать главные герои игры Незнайка и его друг Знайка.

Знайка сидит за столом, весь обложенный книгами, и грустно вздыхает. Незнайка сидит и о чем-то мечтает.

Знайка. Представь, Незнайка, вчера прочитал грустную такую историю про Федора-неудачника, для которого в мире не нашлось работы. Так и прожил он всю жизнь, ничего не делая.

Незнайка. А чего? Хорошо! Лежи себе и мечтай!

Знайка. Да чего ж хорошего?! Каждый человек должен иметь любимую профессию и дело по душе. Слышал русскую пословицу: «Всякое дело человеком ставится и человеком славится»?

Незнайка. Нет, не слышал! И кто придумал, что человек должен чем-то заниматься? Мучают всякими глупостями.

Знайка. Вот я сижу и думаю, кем я хочу стать? Какую бы мне профессию выбрать?

Незнайка. А чего, их много, что ли, профессий-то этих?

Знайка. Конечно, много. Профессия — род занятий, трудовая деятельность, требующая определенной подготовки, специальность. Это слово появилось в начале XVIII века.

Незнайка. Ой, Знайка, начитался опять! Заумничал!

Знайка. Ничего-то тебя не интересует, Незнайка!

Незнайка. Почему не интересует? Мне вот в последнее время очень хочется путешествовать. Так бы и съездил куда-нибудь.

Знайка задумался. Стал рыться в книгах.

Знайка. Молодец, Незнайка, ты подсказал мне хорошую идею! Я как раз сегодня читал про города, в которых живут настоящие мастера своего дела. Например, Пирогово, Неболейкино. Туда ездят автобусы. Кстати, он скоро отправляется. Поехали?

Незнайка. Поехали! Хоть одно нормальное предложение от тебя.

Знайка. Ребята, а вы не хотите с нами? Вам ведь тоже нужно выбирать профессию в будущем.

Незнайка. Занимайте скорее места. Наша первая остановка — город Неболейкино.

Заранее обговаривается, кто будет ведомым в группе, и правила игры.

Автобус отправляется в путешествие.

Знайка. Итак, пока мы едем, я загадаю вам загадку:

Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит.
Кто болен — он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, — разрешит погулять.

(Доктор)

Тому, кто первый отгадает профессию, дается жетон. Выдача жетонов обговаривается заранее.

Знайка. Ну вот, ребята, мы и прибыли. Вас приветствует город Неболейкино. Есть такая загадка: «Что дороже денег?» Правильно, здоровье. Но если человек заболел, тогда его вылечит врач и ему помогут лекарства. Итак, больному человеку нужен врач, нужна аптека.

В «городе» детей уже ждет врач, который ведет прием больного. Пока дети наблюдают, Знайка рассказывает детям о профессии врача. После этого детям предлагается поближе познакомиться с профессией.

Врач предлагает детям различные вопросы:

1. Назовите как можно больше рабочих инструментов врача.

2. Скажите, пожалуйста, что делают следующие врачи, что лечат: хирург, стоматолог, педиатр, психиатр, терапевт, врач скорой помощи, медсестра.

3. Поделитесь впечатлениями о профессии врача.

4. Что вам понравилось в профессии врача больше всего? Кто из вас хочет стать врачом или медсестрой?

Детям предлагаются ситуации, в которых героям нужно оказать медицинскую помощь. Дети должны сказать, какую помощь можно оказать людям, к какому врачу им следует обратиться.

(Можно организовать работу в мини-группах.)

Знайка. Да, интересная профессия, очень важная и нужная. Правда, ребята?

Незнайка. А я, может, никогда не болею? Зачем мне врач?

Врач. Врачи, Незнайка, не только лечат, но и предупреждают болезни. Они могут заранее посоветовать, что нужно делать, чтобы не заболеть, например, гриппом, ангиной, инфекционными заболеваниями. Проводят беседы со взрослыми и с детьми, пишут статьи в газеты.

А еще у каждого врача есть аптечка с лекарствами:

У меня аптечка есть,
Разных в ней лекарств не счесть.
За стеклом стоят в порядке
Склянки, банки и горшки,
В них пилюли и таблетки,
Капли, мази, порошки —
От коклюша, от ангины,
От веснушек на лице,
Рыбий жир, таблетки хины
И, конечно, витамины —
А, В, С, и D, и Е!
Желаю вам крепкого здоровья!

Знайка. Вот, ребята, мы и познакомились с жителями города Неболейкино. Нам пора двигаться дальше. Следующий город находится совсем недалеко.

Автобус отправляется в путь.

Знайка. Ребята, вы, конечно же, знаете известную загадку: «Два конца, два кольца, посередине гвоздик» и ответ на нее?

Незнайка. Ножницы! Это все знают!

Знайка. А знаешь, ли ты, Незнайка, у людей каких профессий ножницы являются главным инструментом для работы?

Незнайка. Не знаю.

Знайка. А вы, ребята?

После того как дети назовут профессию парикмахера, объявляется остановка в городе Красотулино.

В этом городе детей приветствует парикмахер. Парикмахер предлагает сделать прическу кому-либо из детей. Знайка рассказывает о профессии парикмахера.

Незнайка. Я и сам причесаться могу, зачем мне парикмахер?

Парикмахер. А знаешь ли ты, Незнайка, как нужно правильно ухаживать за волосами?

Незнайка. Не знаю.

Парикмахер зачитывает информацию по уходу за волосами.

Знайка загадывает детям загадки.

1. Зубов много,
А ничего не ест. (Гребешок)

2. Светленько, чистенько,
Посмотреть любенько. (Зеркало)

3. Не сеют, не сажают,
Сами вырастают. (Волосы)

4. Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)

Детям предлагаются различные задания для того, чтобы лучше узнать профессию.

1. Детей делят на две команды: перед каждой командой на стуле лежат различные предметы, дети по очереди подбегают и забирают по одному предмету, который нужен парикмахеру в работе. Выигрывает та команда, которая быстрее отыскала все предметы, – получает по жетону.

2. Дети делятся на две группы: мальчики и девочки. Им выдаются портреты людей с различной формой лица, нужно придумать прически, которые им подходят.

За правильное выполнение задания и самым активным вручают жетоны.

Знайка. Ну вот, ребята, мы с вами познакомились еще с одной профессией. Кому понравилась профессия парикмахера? Отправляемся дальше. Следующая остановкагород Покупкино.

Автобус следует дальше.

Дети прибывают в город Покупкино, где их приветствует продавец. Знайка знакомит детей с профессией продавца. В это время в магазин заходит покупатель, и продавец обслуживает его.

Знайка. Продавец — очень интересная профессия, так как можно работать в магазинах с различным товаром. Вы, наверно, слышали, что бывают продавцы продовольственных и непродовольственных товаров. Давайте попробуем разобраться, что же это за товары.

Загадки

1. Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)

2. Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)

3. Скинули с Егорушки
Золотые перышки —
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка. (Лук)

4. Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная. (Телевизор)

5. Что всегда идет,
А с места не сойдет? (Часы)

6. Полюбуйся, посмотри —
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина. (Холодильник)

7. Сижу верхом,
Не ведаю на ком. (Шапка)

8. Дуйся, не дуйся,
Через голову суйся,
Попляши день-деньской —
И пойдешь на покой. (Рубашка)

9. Держусь я только на ходу,
А если стану — упаду. (Велосипед)

10. Упадет — поскачет,
Ударишь — не плачет. (Мяч)

11. Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)

12. Хвостик из кости,
А на спинке — щетинка. (Зубная щетка)

Знайка. Все, что мы сейчас с вами отгадали, ребята, продается в магазине.

Незнайка. Всё в одном магазине? Весь товар и не влезет.

Знайка. Ты опять не понял. Магазин может быть продовольственным, значит, там продается что? Продукты питания. А в непродовольственных могут продаваться игрушки, одежда, бытовая техника, посуда, канцелярские принадлежности, хозяйственные товары, обувь и другое.

Незнайка. Ну, теперь понятно.

Знайка. Ребята, посмотрите внимательно на магазин. Что обязательно есть у каждого товара? На что может ориентироваться любой покупатель? (Цены.)

Незнайка. Что понравилось, то и покупай.

Знайка. Любой покупатель ориентируется на цену. Наше пребывание в этом городе заканчивается. Кому понравилась профессия продавца? Впереди у нас еще один город.

Незнайка. Всего один? А мне так нравится путешествовать.

Автобус отправляется в город Пирогово.

Знайка. Вот и город Пирогово. Прежде чем мы войдем, я хочу вам загадать загадку о мастерах этого города.

Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
(Повар)

Итак, мы прибыли в город поваров.

Повар демонстрирует детям искусство приготовления блинов. В это время Знайка рассказывает о профессии повара.

Знайка. Видите, как искусно повар печет блины. А что же вы знаете про блины?

Незнайка. А что про них знать? Ешь да и все!

Знайка.

Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)

Блины делают из теста.

Но тесто тоже состоит из продуктов.

Белая беляна
По полю гуляла,
Домой пришла,
В сусек легла.
(Мука)

Белый тулупчик
Сшит без рубчика.
(Яйца)

В воде родится, воды боится.
(Соль)

Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал — там пропал.
(Сахар)

Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай:
Сливки,
Простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок.
Кушай, Ваня, мой дружок.
(Молоко)

Все эти продукты входят в тесто. Но кроме продуктов, повару нужны еще и рабочие инструменты.

Маленький мужичок — костяная ручка. (Нож)

Сами не едим, а людей кормим. (Ложки)

Незнайка. Ух ты, как много надо уметь повару!

Знайка. Да, много. Вот видите, блины уже почти готовы. А какую начинку к блинам вы можете предложить, чтобы вкуснее было? (За каждую названную начинку жетон.)

Незнайка. Даже есть захотелось!

Знайка. Из моего рассказа, ребята, вы поняли, что повар, прежде чем приготовить блюдо, должен внимательно познакомиться с рецептом или придумать его. Давайте мы с вами тоже попробуем из предложенных продуктов составить рецепты блюд и придумать им названия.

Дети делятся на две группы. Каждой дается одинаковый набор продуктов. Нужно составить рецепт блюда и придумать ему название. Оценивается самое оригинальное блюдо.

Знайка. Ну вот и все, нам пора отправляться обратно. Наше путешествие заканчивается!

Автобус возвращается к тому месту, откуда отправился в путешествие.

Незнайка. Ой, как я устал! Но мне очень понравилось!

Знайка. Сегодня мы познакомились с четырьмя профессиями. А в мире их более 40 тысяч.

Незнайка. Ну давай съездим как-нибудь еще раз. Ребята, вам ведь тоже хочется, правда?

Знайка. Мы обязательно съездим. Но давайте подумаем о тех ребятах, которые не путешествовали так, как мы, и не познакомились даже с этими профессиями.

Незнайка. Подумаем! А как же мы сможем им помочь? Детей ведь очень много.

Знайка. А я предлагаю написать им телеграммы, в которых мы расскажем о тех профессиях, с которыми познакомились. Особенно выделим те, которые понравились больше всего.

Детям раздаются бланки анкет с названием «Телеграмма детям мира» и предлагается их заполнить (см. приложение). После заполнения дети сдают телеграммы ведущему.

Знайка. Незнайка, а тебе какая профессия понравилась? Или ты опять не знаешь?

Незнайка. Мне понравилась профессия продавца, потому что интересно работать с разными товарами, предлагать их людям, считать стоимость и общаться с людьми.

Знайка. Молодец, Незнайка, тебе можно поставить «5». Путешествие оказалось очень полезным для тебя.

Незнайка.Ура! Меня Знайка похвалил!

Знайка. Ребята тоже молодцы! Были очень активными и любознательными! Заработали много жетонов! Поэтому сейчас вы сможете купить себе подарки в «Лавке сюрпризов». Посчитайте, кто же набрал больше всех жетонов и сможет купить главный подарок? Итак, отправимся в «Лавку сюрпризов».

Дети разбирают товары в лавке.

Незнайка. Ребята, мне так жаль расставаться с вами!

Знайка. Ничего, мы еще увидимся. Я думаю, ребята, что это путешествие окажется для вас очень полезным. Вы серьезно задумаетесь о профессиях, о том, какое дело выбрать, чтобы добиться успехов в жизни. Сейчас для вас главное — хорошо учиться и слушать старших. До свидания.

Незнайка. До встречи, ребята!

После игры необходимо сделать качественную оценку анкет детей, проанализировав степень достижения поставленной цели и усвоения детьми полученных знаний.

На будущее следует запланировать аналогичную игру для знакомства с другими профессиями.

Светлана ОСОВСКАЯ,
педагог-психолог МОУ
«Тотемский детский дом для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»,
г. Тотьма, Вологодская обл.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ