|
НОМИНАЦИЯ:
«ПСИХОЛОГ
И РОДИТЕЛИ: ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СТРАТЕГИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» |
Ваш ребенок — пятиклассник
Занятие родительского клуба
Занятия
родительского клуба стали в нашей школе
традиционными. Основная цель создания и
деятельности клуба — педагогическое
просвещение, психопрофилактическая работа с
родителями учащихся и поддержание связи школы с
семьей.
В течение учебного года мы проводим 6–8 занятий.
Их тематика различна: «Проблемы адаптации
первоклассников в школе», «Нормальные трудности
подросткового возраста», «Проблемы жизненного
самоопределения выпускников», «Родители и
ребенок. Стили родительского поведения», «Ваш
ребенок — пятиклассник» и др. Контингент
родителей, участвующих в занятиях, непостоянен,
он меняется в зависимости от проблематики.
Оповещение родителей о предстоящей встрече
осуществляется с помощью индивидуальных
приглашений (образец представлен в приложении 1).
Опыт нашей работы показывает, что
эффективность занятий клуба зависит от
качественной подготовки. Поэтому мы широко
используем не только различные диагностические
методы, но и фото- и видеосъемку.
Предлагаемое занятие проводится с родителями
учащихся 5-го класса.
Время проведения: октябрь (конец I четверти).
Время работы: 1,5–2 часа.
В работе клуба принимают участие бывший
учитель начальных классов, классный
руководитель, психолог.
На подготовительном этапе важно, кроме ряда
диагностических процедур, провести видеозапись
интервью с учащимися, в ходе которого
пятиклассникам задаются следующие вопросы:
1. Что изменилось в твоей жизни, когда ты
стал пятиклассником?
2. С какими трудностями тебе пришлось
встретиться в 5-м классе? И удалось ли тебе их
преодолеть?
3. Что бы ты хотел пожелать своим родителям?
А может быть, даже что-то искренне пообещать?
Кроме того, в течение одного учебного дня
осуществляется видеозапись фрагментов уроков в
классе, которая дает представление об
особенностях и характере работы учащихся на
различных уроках, о взаимодействии педагога с
детьми.
Цель данного занятия: психологическое
просвещение родителей; знакомство их с
психологическими особенностями возраста; анализ
основных трудностей, возникающих при переходе
учащихся в среднее звено.
Контингент участников: родители учащихся
5-го класса.
Оборудование и материалы:
1. Телевизор.
2. Видеомагнитофон.
3. Видеоматериалы с записью группового интервью
учащихся 5-го класса.
4. Видеоматериалы с записью фрагментов уроков
«Один учебный день пятиклассника».
5. Индивидуальные результаты диагностики
школьной мотивации учащихся (по методике
Н.Г.Лускановой).
6. Гистограммы уровня школьной мотивации
учащихся класса.
7. Сравнительные гистограммы уровня
успеваемости учащихся в 4-м классе и в I четверти
5-го класса.
8. Данные анкетирования «Мои чувства в школе»
(по методике С.В. Левченко).
9. «Открытые письма родителям», написанные
детьми.
10. Памятки для родителей пятиклассников.
11. Аудиозапись спокойной инструментальной
музыки.
12. Игрушка «сердечко».
Выступление психолога
Переход из начального в среднее звено школы
является переломным, кризисным периодом в жизни
каждого школьника. Любой учитель скажет, что
начало 5-го класса — сложный этап, и не только для
ребенка, но и для учителей, и для родителей.
Проблем много, и они не ограничиваются рамками
учебного процесса, а связаны также с
организацией жизни в школе в целом и с
психологической атмосферой в семье.
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать
переходным от младшего школьного к младшему
подростковому. Психологически этот возраст
связан с постепенным обретением чувства
взрослости — главного личностного
новообразования младшего подростка.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести
себя как личность порождает потребность в
отчуждении от всех, кто до этого привычно
оказывал на ребенка влияние, и это в первую
очередь семья, родители. Внешне это отчуждение
проявляется в негативизме — стремлении
противостоять любым предложениям, суждениям,
чувствам взрослых. Отсюда — конфликты с
взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается
найти собственную уникальность, познать
собственное «Я». По этой же причине подросткок
ориентирован на установление доверительных
отношений со сверстниками. В дружбе происходит
моделирование социальных взаимоотношений,
усваиваются навыки рефлексии последствий своего
или чьего-то поведения, социальные нормы
взаимодействия людей, моральные ценности.
Именно в виду психологической ценности
отношений со сверстниками происходит
постепенная замена ведущей учебной деятельности
(что было характерно для младшего школьника) на
ведущую деятельность общения. Таким образом, у
подростка в стенах школы постепенно меняются
приоритеты.
Умственная активность младших подростков
велика, но вот способности развиваются только в
деятельности, которая вызывает положительные
эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на
мотивацию учения. Оценки при этом играют важную
роль: высокая оценка дает возможность
подтвердить свои способности. Совпадение оценки
и самооценки важно для эмоционального
благополучия подростка. В противном случае
неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.
Учитывая физиологические особенности возраста
(рассогласование темпов роста и развития
различных функциональных систем организма)
можно понять и крайнюю эмоциональную
нестабильность подростков.
Таким образом, переходя из начальной школы в
среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но
и внутренним изменениям.
Упражнение «Экзамен для родителей»
Давайте попробуем сравнить, чем же отличается
жизнь четвероклассника от жизни пятиклассника.
Родителям предлагается ответить на ряд
вопросов. Они могут быть оформлены на
своеобразных «билетиках» — цветных
самоклеящихся листочках, которые можно
закрепить на доске.
Некоторые вопросы — парные: ответы обоих
родителей должны следовать друг за другом и
затем сравниваться. Другие ответы — одиночные:
ответ дается одним родителем. Поэтому необходимо
заранее на билетиках пронумеровать каждый
вопрос:
№ 1. Сколько учебных предметов изучалось вашим
ребенком в 4-м классе?
№ 1. Сколько учебных предметов изучается вашим
ребенком в 5-м классе?
№ 2. Какова недельная учебная нагрузка была у
вашего ребенка в 4-м классе?
№ 2. Какова недельная учебная нагрузка у вашего
ребенка в 5-м классе?
№ 3. Сколько учителей обучало вашего ребенка в
4-м классе?
№ 3. Сколько учителей обучает вашего ребенка в
5-м классе?
№ 4. Кто «новенький» в классе?
№ 5. Какой учебный день недели является самым
трудным, напряженным (с большим количеством
уроков)?
№ 6. Сколько времени в среднем тратил ваш
ребенок на подготовку домашних заданий в 4-м
классе?
№ 6. Сколько времени в среднем тратит ваш
ребенок на подготовку домашних заданий в 5-м
классе?
№ 7. Какие факультативные курсы были у детей в
4-м классе?
№ 7. Какие факультативные курсы у детей в 5-м
классе?
Классный руководитель и первый учитель
выступают в роли экспертов. По мере ответа
родителей они либо подтверждают их правильность,
либо дают верный ответ на поставленный вопрос.
А теперь давайте послушаем мнение детей. Что же
на их взгляд изменилось в их жизни с переходом в
5-й класс?
Родителям предлагается просмотр видеозаписи
группового интервью учащихся класса: ответы
детей на вопрос: «Что изменилось в твоей жизни,
когда ты стал пятиклассником?»
По окончании просмотра психолог делает краткие
выводы, обобщая ответы детей.
Упражнение «Поделись чувством»
Наш опыт показывает, что преобладающее
большинство пятиклассников испытывают
различные трудности в период адаптации к
обучению в среднем звене.
А с какими трудностями пришлось встретиться
вашему ребенку в 5-м классе? Возможно, некоторые
из них вы почувствовали еще в начале учебного
года, а некоторые, может быть, остались
нерешенными до сих пор.
Родители по очереди передают друг другу
«сердечко» — символ откровенности — и говорят о
трудностях своего ребенка.
Теперь мы предлагаем вам сравнить ваше мнение
с точкой зрения ребенка.
Просмотр отрывка видеозаписи группового
интервью
Ответы детей на вопросы: «С какими трудностями
тебе пришлось встретиться в 5-м классе? И удалось
ли тебе их преодолеть?»
В большинстве случаев пятиклассники указывают
на то, что в школе стало сложнее, потому что:
• очень много разных учителей (их надо
запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
• непривычное расписание уроков (новый режим);
• много новых кабинетов, которые неизвестно
как расположены;
• нередко появляются новые дети в классе;
• новый классный руководитель;
• имеют место проблемы со старшеклассниками
(например, в столовой, на перемене).
В ходе просмотра видеозаписи родители имеют
возможность соотнести свое видение ситуации с
реальными трудностями своего ребенка.
Выступление психолога
Для пятиклассника, приходящего в школу 1
сентября, все оказывается новым. И поэтому
возникает необходимость в адаптации —
привыкании к новым условиям обучения.
Успешность адаптации младшего подростка
зависит не только от его интеллектуальной
готовности, но и от того, насколько хорошо он
умеет налаживать отношения и общаться с
одноклассниками и педагогами, соблюдать
школьные правила, ориентироваться в новых
ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной
жизни детей:
– возросший темп работы: дети, не умеющие
быстро писать, не успевают;
– возросший объем работы как на уроке, так и
дома;
– новые требования к оформлению работ;
– необходимость самостоятельно находить
дополнительную информацию (литературу) и
работать с ней.
В случае трудностей адаптации о них могут
свидетельствовать следующие признаки:
1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2. Нежелание ребенка делиться своими
впечатлениями о проведенном дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных
событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелание выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы,
учителей, одноклассников.
6. Жалобы на те или иные события, связанные со
школой.
7. Беспокойный сон.
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
В случае незавершенности процесса адаптации,
неуспешной адаптации говорят о дезадаптации —
реакции на неумение решать задачи, поставленные
самой жизнью. Ее виды:
1) Интеллектуальная — нарушение
интеллектуальной деятельности. Отставание в
развитии от сверстников.
2) Поведенческая — несоответствие
поведения ребенка правовым и моральным нормам
(агрессивность, асоциальное поведение).
3) Коммуникативная — затруднения в общении
со сверстниками и взрослыми.
4) Соматическая — отклонения в здоровье
ребенка.
5) Эмоциональная — эмоциональные трудности,
тревожность, переживания по поводу проблем в
школе.
Таким образом, наша единая задача заключается в
создании условий для успешного обучения
выпускников начальной школы в среднем звене.
Самое главное — помочь ребенку в ситуации
адаптации к средней школе, обеспечить его
дальнейшее поступательное развитие, его
психологическое благополучие.
Для того чтобы понять, какая помощь требуется
ребенку, важно знать, с какими трудностями он
сталкивается, какие проблемы имеют место в
теперешней ситуации. Для этого давайте обратимся
к результатам диагностики.
Сравнительный анализ уровня усвоения учебной
программы
в 4-м классе и за I четверть 5-го класса
Родителям предлагается ознакомиться с
гистограммами, отражающими средний балл
успеваемости каждого ребенка за 4-й класс и I
четверть 5 класса.
По этическим соображениям фамилии учащихся
класса не пишутся, под столбиками гистограммы
проставляются номера, которые присваиваются
учащимся. Каждому родителю раздается по
карточке, на которой указана фамилия его ребенка
и соответствующий ей номер. Гистограмма дает
возможность родителям не только определить
характер изменения успеваемости ребенка, но и
оценить уровень его успеваемости по сравнению с
другими учащимися класса.
Производится краткий анализ данных, отражающий
количество детей, повысивших и снизивших средний
балл успеваемости. Обращается внимание на то, что
значительное снижение успеваемости может
свидетельствовать о наличии определенных
трудностей адаптационного периода.
Анкета школьной мотивации
Для эффективного учения важны обретение
ребенком личностного смысла учения и
сформированность основных мотивов учебной
деятельности. Поэтому вполне целесообразным
является изучение уровня школьной мотивации
пятиклассников.
Психолог знакомит родителей с пятью основными
уровнями школьной мотивации, дает их краткую
характеристику (по Н.Г. Лускановой). Выделяются
основные факторы, влияющие на уровень школьной
мотивации: уровень умственных способностей,
характер отношений в классе, особенности
отношений с отдельным педагогом, личность
классного руководителя, позиция родителей.
Особое внимание уделяется последнему фактору.
Далее родителям предлагается познакомиться с
общими результатами диагностики школьной
мотивации по классу и индивидуальными
результатами своего ребенка. Родители получают
индивидуальные результаты диагностики школьной
мотивации по методике Н.Г. Лускановой и их
краткую интерпретацию.
Результаты анкетирования
«Чувства, которые я испытываю в школе»
Известно, что высокий уровень учебной
мотивации во многом зависит от сформированности
познавательных интересов и положительного
эмоционального настроя.
Родителям предлагается ознакомиться с
«рейтингом» чувств, которые дети
преимущественно испытывают в школе (см.
приложение 2). Целесообразно преобладающие
чувства (отмечающиеся более чем у 45–50% детей
класса) выделить в списке другим цветом.
Осуществляется краткий анализ результатов.
С целью определения доминирующих
эмоциональных состояний у пятиклассников нами
используется методика С.В. Левченко «Мои чувства
в школе», которая позволяет выделить
превалирующие чувства в школе, определить
индивидуальный характер переживаний и общий
«эмоциональный портрет» класса.
Содержание методики дано в приложении 2.
Видеосюжет «Один учебный день пятиклассника»
Учебный день пятиклассника очень насыщен и
разнообразен. Мы предлагаем вашему вниманию
небольшой видеосюжет, который отражает
некоторые фрагменты уроков в 5-м классе.
В ситуации учебной деятельности очевидно, что у
детей не только разный стиль работы на уроке,
различная манера ответа, но и неодинаковая
степень активности на уроках, уровень
утомляемости. По данным психологов, ситуация
адаптации вызывает повышенную тревожность, как
школьную, так и личностную, а зачастую и страхи.
Например, усиливается страх не соответствовать
ожиданиям окружающих, который в этот возрасте
сильнее, чем страх самовыражения. Постоянный
страх не соответствовать ожиданиям окружающих
приводит к тому, что и способный ребенок не
проявляет в должной мере своих возможностей.
Трудности и страхи в отношениях с учителями
испытывают от трети до половины всех
пятиклассников. В свою очередь, родители,
нацеливая своих детей «работать на оценку», все
больше провоцируют школьные страхи, связанные с
неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу
негативных оценок.
Возможно, какие-то свои маленькие тайны ваши
дети вам раскроют в письмах, которые они написали
для вас, уважаемые родители. И может быть, именно
это письмо поможет вам лучше понять своего
ребенка, вникнуть в его трудности и порадоваться
его достижениям
Упражнение «Открытое письмо родителям»
Каждый родитель получает «открытое письмо»
своего ребенка. Его прочтение осуществляется под
легкую инструментальную музыку.
Принцип технологии «открытого письма» в чем-то
схож с методикой незаконченных предложений.
Заключается он в том, что ребенку предлагается
дописать начатые предложения по своему
усмотрению — так, как ему хочется, отразив самое
главное в этом письме, адресованном родителям.
(Образец исходного варианта «открытого письма»
дан в приложении 3.)
Возможно, прочитав письма своих детей, вы
смогли по-иному взглянуть на их трудности,
почувствовали их проблемы. Поэтому для многих
вполне естествен вопрос: а как можно помочь
ребенку-пятикласснику? Прежде всего, родителям
нужно уметь видеть первые признаки
дезадаптированного поведения
ребенка-пятиклассника. Собственно, о них мы уже
говорили сегодня, и все они отражены в памятках,
которые мы подготовили для вас. И конечно же,
очень важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку
родителей в трудных ситуациях.
Мы, взрослые, должны максимально помочь детям в
решении совершенно определенных задач: принятии
и понимании новой системы требований,
налаживании отношений с педагогами, нахождении
своего места в классном коллективе и в школе.
И в большинстве случаев это оказывается
возможным в случае следования определенным
«золотым правилам воспитания». Ваши дети будут
приносить вам только радость и непременно
стремиться к лучшему.
Родителям вручаются памятки (см. приложение 4).
Просмотр отрывка группового видеоинтервью
В заключение родителям предлагается
посмотреть видеозапись группового интервью,
содержащего ответы детей на вопрос: «Что бы ты
хотел пожелать своим родителям? А может быть даже
что-то искренне пообещать?»
Психолог и педагоги благодарят родителей за
работу, желают успехов в воспитании детей и
выражают надежду на дальнейшее сотрудничество.
Ольга ЛАШИНА,
педагог-психолог
МОУ «Общеобразовательная Киземская
средняя школа»,
п. Кизема, Архангельская обл.
E-mail: lashina@nwgsm.ru
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику? //
Школьный психолог, 2003, № 30.
2. Губкина Т. Родительский клуб // Школьный
психолог, 2000, № 25.
3. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс.
Программа адаптации детей к средней школе. — М.:
Генезис, 2003.
4. Левченко С.В. Как исследовать причины
дезадаптации пятиклассников// Практика
административной работы в школе. — 2005, № 5.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Опросник С.В. Левченко «Чувства в
школе»
Из 16 перечисленных чувств выбери только 8,
которые ты наиболее часто испытываешь в школе.
Я испытываю в школе |
Да |
Спокойствие |
|
Усталость |
|
Скуку |
|
Радость |
|
Уверенность в себе |
|
Беспокойство |
|
Неудовлетворенность собой |
|
Раздражение |
|
Сомнение |
|
Обиду |
|
Чувство унижения |
|
Страх |
|
Тревогу за будущее |
|
Благодарность |
|
Симпатию к учителям |
|
Желание приходить сюда |
|
После обработки анкет получаем сумму
баллов (в %), на основе которой можно говорить о
том, какие чувства превалируют в классе. Имеет
смысл принимать во внимание выборы 45–50%. Если
чувство набирает меньше голосов, можно говорить
об индивидуальном характере данных переживаний.
По
наблюдениям, в начале года мальчики испытывают
беспокойство, а у девочек дезадаптация
выражается в том, что они чувствуют тревогу за
свое будущее. Если на фоне одного-двух негативных
чувств дети выбирают в основном позитивные, это
является нормой для переходного периода. Однако
если негативных чувств больше, то можно сделать
вывод о дезадаптации и начать глубже исследовать
ее причины. Одновременно с этим необходимо
оказать помощь ребятам в адаптации. Например,
провести тренинг по проблемной теме.
Наглядность такой диагностики очевидна.
Во-первых, психолог получает возможность
увидеть, есть ли временная дезадаптация,
присущая этому периоду, и насколько она сильна
(определяется по процентам выборов негативных
чувств). Во-вторых, сразу определяется общий
настрой класса, его «эмоциональный портрет». Это
облегчает работу и психолога, и педагогов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Памятка для родителей «Ваш ребенок
— пятиклассник»
(оформляется в виде буклета)
Некоторые проблемы пятиклассников
В письменных работах пропускает буквы.
Не умеет применять правила, хотя знает их
формулировку.
С трудом решает математические задачи.
Плохо владеет умением пересказа.
Невнимателен и рассеян.
Неусидчив во время занятий, индивидуальной
работы.
Не умеет работать самостоятельно.
С трудом понимает объяснения учителя.
Постоянно что-то и где-то забывает.
Плохо ориентируется в пространстве (в том числе
и в своей тетради).
Испытывает страх перед уроками, учителями,
ситуациями проверки знаний.
Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит
подолгу; часто бывает одинок.
Признаки возникшей дезадаптации
школьника
Усталый, утомленный вид ребенка.
Нежелание делиться впечатлениями о
проведенном дне.
Стремление при разговоре отвлечь родителей от
школьных событий, переключить внимание на другие
темы.
Нежелание выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы,
учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со
школой.
Беспокойный ночной сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Золотые правила воспитания для
родителей
· Любите своего ребенка, и пусть он никогда не
усомнится в этом.
· Принимайте ребенка таким, какой он есть, —
со всеми достоинствами и недостатками.
· Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его
возможности.
· Стремитесь понять своего ребенка,
загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте
себя на его место.
· Создайте условия для успеха ребенка; дайте
ему возможность почувствовать себя сильным,
умелым, удачливым.
· Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои
несбывшиеся мечты и желания.
· Помните, что воспитывают не слова, а личный
пример.
· Не сравнивайте своего ребенка с другими
детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните,
что каждый ребенок неповторим и уникален.
· Не рассчитывайте на то, что ребенок
вырастет таким, как вы хотите.
· Помните, что ответственность за воспитание
ребенка несете именно вы. |
|