Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2006


КОНКУРС

НОМИНАЦИЯ:

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

ВЫБЕРИ CВОЙ ПУТЬ К УСПЕХУ

Идея проекта

Школа стоит на пороге поэтапного введения нового федерального базисного учебного плана. Девятиклассники будут проходить предпрофильную подготовку. Выпускники основной школы оказываются перед необходимостью выбора дальнейшего направления собственной деятельности. Ребятам впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого будет зависеть их дальнейшая судьба, их путь к успеху. И в этом им нужно помочь. Целью предпрофильной подготовки становится оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в осознанном самостоятельном выборе образовательного маршрута. Для этого в нашей школе разработана программа социально-психологического сопровождения, которая включает в себя пропедевтику и обучение, консультационную работу и диагностику.

Важное место в оказании помощи при выборе дальнейшего маршрута образования занимает психодиагностика профессиональной направленности и способностей личности. Один из методов изучения личности — тестирование. Традиционный способ организации исследования (заполнение бумажных бланков с тестами и обработка полученных результатов вручную) занимает много времени. Решить проблему оптимизации процесса тестирования помогают информационные технологии.

Типология проекта

1. По доминирующей в проекте деятельности — практико-ориентированный, исследовательский.

2. По предметно-содержательной области — межпредметный (психология, информатика).

3. По характеру координации проекта — с открытой, явной координацией.

4. По характеру контактов — внутренний.

5. По количеству участников — коллективный: психолог, учитель информатики, учащиеся.

6. По продолжительности выполнения — долгосрочный.

Статья опубликована при поддержке нового авторского проекта Константина Довлатова "100 дней. Плавная трансформация себя". Каждый день - новый видеоролик, подробный разбор теории и простые практические задания на каждый день. Узнать подробную информацию о проекте и записаться на 100 дней бесплатного участия в "Плавной трансформации себя" Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: club.dowlatow.ru.

Цели проекта

Актуализация процесса личностной и профессиональной ориентации и самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности;

формирование умения работать с поступающей информацией (уметь собирать, анализировать, выдвигать гипотезы, делать обобщения, сопоставлять, устанавливать статистические закономерности);

расширение информационно-ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса за счет интернет-ресурсов;

применение компьютерных технологий и разработка программного обеспечения, позволяющие усилить мотивацию на учение, помогающие учащимся овладеть широким спектром способов полноценного усвоения знаний (организация учебного исследования, формирование устойчивых навыков умственного труда, приобретение практических навыков).

Описание проекта

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Направление деятельности Формы работы Целевые группы
Пропедевтическое и обучающее

Цели: – познакомить учащихся с психологическими особенностями личности, с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах; – развитие профессиональных интересов, склонностей, способности к планированию учебной и профессиональной карьеры, качеств, важных для профессионального самоопределения; – обучение основам выбора профессий

Программа тренинговых занятий
«Я в мире профессий» (приложение)
9-е классы
Занятия по программе
«Развиваем интеллектуальное здоровье, или Школа мудрецов»
7-е классы
Психолого-педагогическое просвещение в школьной газете
«За партой»
8–11-е классы
Консультационное

Цели: – актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения; – повышение психологической компетенции; – ознакомление с результатами диагностики профессиональных предпочтений учащихся, родителей, педагогов, администрации

– Групповые и индивидуальные консультации по результатам компьютерной диагностики, по вопросам самоопределения школьников.
– Консультирование по результатам углубленной диагностики учащихся
Учащиеся 8-х классов и их родители
– Индивидуальные консультации для изучения личностных особенностей учащихся, специфики их учебной деятельности, способов разрешения проблемных ситуаций.
– Индивидуальные консультации по организации профориентационной работы
Педагоги и родители
Диагностическое

Цели:

– содействие самопознанию учащихся, учету индивидуальных и личностных особенностей, интересов и склонностей;

– выработка рекомендаций по выбору элективных курсов, профиля обучения и организации образовательного процесса

– Компьютерная диагностика личностных особенностей, профессиональных склонностей и интересов «Профессиональный тест» 8-е классы
– Анкетирование «Что я хочу получить от тренинга «Я в мире профессий»?» 9-е классы
– Изучение приоритетов подростков, различных жизненных ценностей (метод самооценки) 8–11-е классы

ПРИЛОЖЕНИЕ

Программа тренинговых занятий «Я в мире профессий»
(фрагменты)

Выбор профессии — наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Часто бывает так: окончив профессиональное учебное заведение и начав работать, люди понимают, что это совсем не то, о чем они мечтали. По данным социологического опроса, примерно 56% молодежи из-за незнаний правил выбора профессии, отсутствия опыта избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, убеждениям. А это влечет за собой разочарование, кризисы нереализованности, бесперспективности.

Данная программа позволит подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения.

Во время занятий молодые люди смогут:

• изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;

• получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях;

• получить информацию о правилах выбора профессии;

• определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Цели и задачи программы. Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.

Структура тренинга. Программа рассчитана на учащихся 9-х классов. Состоит из 6 занятий, которые будут проводиться 1 раз в неделю. Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, сюжетно-ролевые игры, беседы, диагностические методики.

Продолжительность занятий. Примерно 35–45 минут – в зависимости от сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.

Условия проведения. Оптимальное количество детей в группе — 10–15 человек. Рекомендуется проводить занятия, усаживая детей в круг. Необходимым элементом каждого занятия является получение от участников «обратной связи».

Источники. И. Кабина, Т. Радзик. Тренинг для подростков «Я в мире профессий».

Примерные сценарии занятий

ЗАНЯТИЕ 1

1. Вводная беседа

Ведущий рассказывает участникам о целях и задачах занятий. Принимаются правила работы в группе.

2. Знакомство

Участникам по кругу предлагается представиться и рассказать немного о себе.

3. Игра «Самая-самая»

Участники делятся на две команды. Каждой команде дается следующая инструкция:

Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными?

Участникам предлагаются следующие характеристики профессий:

самая зеленая;

самая сладкая;

самая денежная;

самая волосатая;

самая детская;

самая неприличная;

самая смешная;

самая общительная;

самая серьезная.

Каждая команда дает свои варианты ответов.

4. Анкета

Участники заполняют следующую анкету:

Что бы вы хотели получить от тренинга?

Проверить свои способности.

Получить подробную информацию об учебных заведениях.

Определить свои склонности к определенному виду деятельности.

Подробнее узнать о мире профессий.

Получить информацию о том, как правильно выбрать профессию.

Другое.

5. Информация

Ознакомление учащихся с результатами изучения профессиональных склонностей и интересов, проводившегося в классе.

6. Обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 5

1. Упражнение «Факторы, влияющие на выбор профессии»

Участники методом «мозгового штурма» находят факторы, влияющие на выбор профессии. После обсуждения ведущий может добавить факторы, которые не были указаны.

2. Теоретический блок

Ошибки и затруднения при выборе профессии.

• Отношение к выбору профессии как к выбору жизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации.

• Существующие предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными.

• Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.

• Перенос отношения к представителю какой-либо профессии на саму профессию.

• Увлечение только внешней или какой-либо другой частной стороной профессии.

• Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.

• Устарелые представления о характере труда в некоторых сферах производства.

• Неумение разбираться в своих личных качествах, склонностях, способностях, подготовленности.

• Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

3. Знакомство со схемой

Участники знакомятся со схемой анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым [3].

4. Упражнение «Закодируй профессию»

Участники делятся на команды. Каждая команда должна закодировать профессию по предлагаемой схеме анализа профессий. После этого командам надо отгадать, какую профессию закодировали их соперники.

5. Обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 6

1. Игра в профессии

Один участник называет профессию, следующий по кругу должен назвать профессию на последнюю букву предыдущего слова.

2. Теоретический блок.
Что такое профессиограмма?

Это описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личностным качествам человека.

Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:

• Название профессии.

• Вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, интеллектуальный).

• Предмет и продукт труда.

• Знания и умения, необходимые для выполнения работы.

• Условия работы.

• Медицинские противопоказания.

• Требования к человеку.

• Пути получения профессии.

3. Упражнение

Каждому участнику предлагается выбрать наиболее привлекательную для себя профессию и составить для нее профессиограмму.

4. Заключительная анкета

Участникам предлагается заполнить следующую анкету:

Что вам понравилось на тренинге (занятиях)?

Что вам не понравилось на тренинге (занятиях)?

Стали ли вы лучше понимать себя?

Определились ли вы в выборе профессии?

Нужна ли такая тренинговая программа, может ли она помочь в выборе профессии?

Ольга КАПИТОНОВА,
педагог-психолог
Елена БУРЦЕВА,
учитель информатики,
МОУ «СОШ № 3»,
г. Алексин, Тульская область
ЛИТЕРАТУРА

1. Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. — М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 1999.

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

3. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

4. Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

5. Резапкина Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов // Школьный психолог, № 4, 1999.

6. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: ВЛАДОС, 1998.