Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2006


КОНКУРС

НОМИНАЦИЯ:

«ПСИХОЛОГ И РОДИТЕЛИ: ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

«ДАВНО ХОЧУ ТЕБЕ СКАЗАТЬ...»

Детско-родительские собрания в старших классах

Цели: повышение воспитательной активности родителей, формирование мотивации учащихся и родителей к раскрытию чувств друг перед другом, формирование мотивации на преобразование взаимоотношений между родителем и ребенком, развитие мотивации у родителей к посещению родительских собраний.

ЧАСТЬ I

Оборудование: вырезанные из цветного картона бабочки (по количеству учащихся); фломастеры, цветные карандаши, краски; плакаты с высказываниями о родительской любви; старые газеты и журналы; стулья по количеству участников.

Время проведения: приблизительно 1 час 20 минут.

Встреча с детьми

Подготовка к собранию начинается со встречи с детьми. Проводится беседа о том, что такое одиночество. Может ли одиночество быть приятным и полезным для человека? Случались ли в их жизни ситуации, когда они чувствовали себя одинокими? Что они испытывали в те моменты своей жизни, с кем или с чем это было связано?

В рассказах детей очень часто встречаются фразы: «родители меня не понимают», «им все равно, что я испытываю», «они меня не любят». Психолог рассказывает о том, что на планете, к сожалению, очень много одиноких людей, в том числе и детей, и задает вопрос: «А что бы вы могли посоветовать вашим сверстникам?» Выслушивает ответы и предлагает из подручного материала (старые газеты, журналы, фломастеры, краски, клей) сделать газету на тему «Как справиться с одиночеством?», или «Как избежать одиночества?», или «Ты не одинок! Мы рядом!». На работу дается 8–10 минут, затем учащиеся представляют свою работу.

В ходе обсуждения выясняется, что самое главное — не чувствовать себя одиноким в семье. Психолог задает следующий вопрос: «А когда в последний раз вы говорили своим родителям, как они вам дороги?» К сожалению, почти все затрудняются ответить на этот вопрос.

Каждому ребенку раздаются готовые «бабочки» из белой бумаги и предлагается на одной из сторон написать письмо своим родителям, в котором сказать о том, как они ему дороги, может быть, попросить прощения. С другой стороны надо подписаться тем именем, которым их называют только родители (чтобы они узнали, от кого письмо). Все дети без исключения с теплотой и любовью пишут в «бабочках» признания.

Встреча с родителями

1. Знакомство

Родителям предлагается по кругу назвать свое имя, род занятий, сказать, что они любят делать в свободное время. Психолог также представляется, а затем знакомит родителей с традиционными правилами общения в тренинге:

— конфиденциальность,

— искренность (лучше промолчать, чем солгать),

— «здесь и сейчас»,

— открытость,

— не оценивать,

— слушать, не перебивая.

2. Основная часть

Психолог рассказывает о целях встречи, о форме (использование элементов тренинга).

Собрание можно начать с вопроса: «Скажите, пожалуйста, что значит любить своего ребенка?» Родители высказываются в свободной форме (понимать его, заботиться, оберегать, помогать, доверять и т.д.).

Упражнение «Каталог эффектов»

Что же мешает нам, родителям, понимать и принимать ребенка таким, какой он есть? Возможно, родительские установки. Психолог раздает родителям «Каталог эффектов» (см. приложение). Родители и психолог обсуждают возможные приемы взаимодействия с детьми, а также эффекты, производимые этим взаимодействием.

Понять ребенка — значит услышать его чувства, проникнуть в глубинную мотивацию его поведения. Необходимым навыком здесь является навык «активного слушания», освоению которого посвящается этот этап занятия.

Статья опубликована при поддержке центра света "Эдисон". Люстры, торшеры, бра, настольные лампы, зеркала, картины, электроустановочные изделия, а также интерьерная мебель от ведущих производителей мира. Постоянное пополнение ассортимента, гарантия качества, доступные цены. Посмотреть подробную информацию о центре света, каталог товаров, цены, контакты и получить персональную консультацию Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.edisonlight.ru/.

Упражнение «Принятие чувств»

Участники делятся на микрогруппы по 4–5 человек, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка. Приводим образцы заданий и возможные варианты ответов:

• «Не смей его бить! Это же твой брат!» («Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя».)

• «Не бойся, собака тебя не тронет». («Симпатичный пес... Но если боишься — давай перейдем на другую сторону».)

• «Улыбнись. Всё не так плохо, как тебе кажется». («Я бы тоже расстроился. Но, может быть, мы вместе найдем выход?»)

• «Подумаешь — укол! Даже малыш не боится, а ты...» («Да, укол — это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».)

В процессе обсуждения этого упражнения родители знакомятся с понятием «активного слушания», автором которого является американский психолог Т. Гордон. Слушать активно — значит улавливать, что ваш ребенок пытается вам сказать на самом деле, что он чувствует на самом деле, и озвучивать эти чувства своими словами, окрашивая свои высказывания пониманием и неподдельной заботой (еще один термин, описывающий это явление, — «эмпатия»).

Ведущий говорит, что психологи рекомендуют обнимать своего ребенка не менее 12 раз в день. И обнимать его до тех пор, пока он сам не разомкнет объятий. Родителям предоставляется возможность сделать это.

Психолог приглашает детей. Они садятся около своих родителей.

Родители выполняют задание — обнять своего ребенка.

Детско-родительская встреча

Ребята представляются: имя, возраст, увлечения.

Упражнение «Растения»

Ребенок должен представить своего родителя в образе какого-либо растения или фрукта.

Упражнение «Угадай, кто это»

Ребятам завязывают глаза. Они стоят в одну линию. Родители по очереди, молча, подходят к каждому из них. Ребенок должен по рукам угадать своего родителя. Если ребенок решил, что это его родитель, он произносит: «Я тебя люблю». В том случае, если ребенок прав, пара уходит в сторону, если нет — родитель продолжает движение дальше. Если ребенок не остановил своего родителя, игра продолжается до тех пор, пока он его не узнает (родитель доходит до конца линии и снова начинает движение).

Упражнение продолжается до тех пор, пока не образуются все пары.

Примечание. необходимо снять все украшения с рук. Психолог тоже может принять участие в упражнении.

Все снова садятся в круг.

Шеринг. желающие могут поделиться своими переживаниями.

Упражнение «Бабочки»

Инструкция: «Дорогие родители и ребята! Вы только что убедились, как важно почувствовать близкого человека. Но одних прикосновений, к сожалению, не всегда достаточно, нужны еще слова.

Уважаемые родители! Для каждого из вас приготовлен сюрприз. Как вы думаете — приятный? Конечно же, приятный! На этом столе вас ждут письма ваших детей, которые они написали с особой теплотой и любовью. Подойдите, пожайлуста, к этому столу и найдите «свой» сюрприз».

Родители подходят к столу, на котором разложены «бабочки». Задача родителей найти свою «бабочку» — письмо своего ребенка.

У многих родителей возникает желание обнять своего ребенка, поцеловать его, сказать какие-то слова...

Шеринг. желающим предложить поделиться своими переживаниями.

Упражнение «Давно хочу тебе сказать...»

Это упражнение является завершением дружеской встречи.

Родители и дети сидят рядом в круге. Родитель сначала говорит своему ребенку, затем ребенок — родителю фразу, которая начинается словами: «Мама (папа), я давно хотел(а) тебе сказать ...», «Дорогой сын (дочь), я давно хотел(а) тебе сказать ...».

Рефлексия

Желающие делятся своими переживаниями и впечатлениями о встрече в свободной форме:

— с каким настроением уходит каждый;

— какой опыт получил каждый участник;

— оправдались ли ожидания;

— каковы его планы, намерения?

ЧАСТЬ II

Материалы и оборудование: магнитофон, цветные карандаши, краски, листы бумаги А4.

Участники: на собрании присутствуют родители и дети.

Время проведения: 60 минут.

Приветствие

Каждый участник говорит о своих ожиданиях, намерениях, с которыми он пришел на встречу. Ведущий говорит о том, что сегодня продолжится разговор о взаимопонимании в семье, о том, каким образом каждый член семьи может воспринимать свою семью и ощущать себя в ней.

Упражнение «Хорошо–плохо»

Выполнение упражнения происходит по кругу. Первому участнику необходимо закончить фразу «Семья — это хорошо, потому что...». Далее развитие темы происходит по цепочке с чередованием начала фраз: конец предыдущей фразы, затем «Семья — это плохо, потому что...», конец предыдущей фразы, затем «Семья — это хорошо, потому что...» и т.д., пока круг не завершится. Ведущий делает вывод на основе тех высказываний, которые прозвучали.

Упражнение «Ассоциации»

Каждый участник называет свои ассоциации на слово «семья», психолог записывает их на доске или на листе А4 и вешает на доску.

Упражнение «Рисунок моей семьи»

Упражнение можно начать с обсуждения ассоциаций и перейти к практической деятельности.

Психолог говорит: «Так сложилось, что почти в каждой семье есть представители разных поколений: отцов и детей. В силу индивидуальных особенностей каждый член семьи по-разному видит свою семью и ощущает себя в семье, что иногда может служить причиной конфликтов. Я хотела бы вам предложить уникальную возможность — осознать свой образ семьи, свое место в ней, а также узнать, каким образом ее воспринимают ваши родные. Возможно, это поможет вам по-другому посмотреть на членов своей семьи, ответить для себя на какие-то вопросы».

Участникам раздаются листы формата А4, по три цветных карандаша (цвет участники выбирают сами).

Инструкция: «У каждого из нас существует свое мнение, впечатление о том, чем является для нас семья и кем мы себя ощущаем в своей семье. В течение определенного времени вам нужно будет нарисовать образ своей семьи — метафору или образ себя в своей семье. Совет — прислушайтесь к своим чувствам, слушайтесь своей руки — она нарисует то, что вы действительно ощущаете».

Участникам дается 8–10 минут, звучит спокойная музыка, участники не разговаривают.

Все возвращаются в круг. Каждый из участников показывает свой рисунок. Сначала автор говорит о том смысле, который он вкладывал в свой образ (можно уточнить смысловую нагрузку элементов рисунка, цвета в рисунке — что он означает для автора). Затем остальные участники говорят о своих ассоциациях по по поводу нарисованного (не интерпретации!). Ведущий может задать вопросы членам одной семьи: «Совпадают ли ваши видения семьи, ощущения себя и других членов семьи? Хочется ли что-нибудь изменить?» Эти вопросы можно оставить без ответа, если участник не хочет на них отвечать. главное, что он ответит на них для себя!

Шеринг. Участники по желанию делятся своими переживаниями, открытиями.

Упражнение «Взрослый — ребенок»

Психолог говорит: «Одним из важных умений в активном слушании является умение встать на место другого человека. К сожалению, так случается, что родители и дети, в силу разных причин, не хотят или не умеют этого делать. А здесь необходимо просто представить себя на месте другого».

Инструкция: «Наверное, каждому из нас хотелось вернуться в детство или, наоборот, поскорее повзрослеть. Сейчас у вас будет такая возможность.

Итак, дети, вы так мечтали о самостоятельности, о свободе действий, о снятии ограничений... теперь вы — взрослые. Родители, вы наверняка устали от обыденности, от суеты, от проблем, так хочется быть чуточку беззаботным, легким на подъем, осознавать, что вся жизнь еще впереди... Теперь вы – дети. Скажите, что бы вы делали, если бы были взрослым (родителем). Высказывания начинайте со слов: «Если бы я был родителем, то...», «Если бы я был ребенком, то...». Высказываемся по кругу.

Шеринг. Участники делятся своими мыслями.

Упражнение «Спасибо тебе за то, что...»

Родители и дети сидят рядом в круге.

Психолог: «На прошлой встрече вы осваивали правила активного слушания, которые и помогли вам сейчас услышать друг друга. Мне кажется, что каждому из вас есть что сказать друг другу. Я предлагаю вам это сделать следующим образом.

сначала родитель говорит своему ребенку, затем ребенок — родителю фразу, которая начинается так: «Мама (папа), спасибо тебе за то, что...», «Дорогой сын (дочь), спасибо тебе за то, что...».

Примечание. если у кого-то возникнет желание что-либо сделать (обнять, поцеловать и т.д.), предоставить такую возможность.

Рефлексия

Психолог: «К сожалению, наша встреча подошла к концу, а отношения в вашей семье во многом начнутся с чистого листа. Надеюсь, что сегодняшняя встреча помогла вам осознать и увидеть, какая замечательная у вас семья, как вы любите друг друга и дорожите друг другом. А это в жизни самое главное — не быть одиноким в семье!»

Ведущий просит участников ответить на следующие вопросы:

— с чем вы уходите с этой встречи (открытия, переживания, мысли, настроение)?

— что вы узнали о себе и о своей семье, о своем ребенке?

— что бы вы пожелали себе и своим близким?

Участники делятся своими переживаниями и впечатлениями о встрече в свободной форме, по желанию; задают вопросы.

«Спасибо за вашу искренность, открытость, за то, что вы любите друг друга и дорожите друг другом, за то, что вы были сегодня здесь — на этой встрече! Спасибо вам за тот опыт, которым вы поделились со всеми, кто был сегодня с нами!»

Примечание. как показывает опыт проведения подобных встреч, лучше проводить их с перерывом в один месяц.

Светлана КОЛЧАНОВА,
психолог
МОУ «Гимназия № 1»,
г. Тюмень

ПРИЛОЖЕНИЕ

Каталог эффектов

Приказание, распоряжение, инструктирование, команда Эффекты
«Меня не волнует, что ты там хочешь делать, возвращайся домой сию же минуту!» Эти сообщения говорят ребенку, что его чувства и потребности не важны, он должен соглашаться и исполнять все в соответствии с чувствами и потребностями родителей. Эти сообщения показывают неприятие ребенка таким, какой он сейчас.
«Хватит суетиться!» Они вызывают страх перед родительской властью. Ребенок слышит угрозу от того, кто больше и сильнее его.
«Ступай к себе в комнату, если не пойдешь — я тебя туда отправлю!» Они могут вызывать у ребенка чувство сопротивления или злости, часто являясь причиной жестокости, вспышки раздражения, противостояния родительской воле.
«Не трогай эту тарелку!»
«Отойди от маленького брата!»
Они могут сообщить ребенку, что родитель не доверяет суждениям и не полагается на его компетентность.
Советы, предложения, объяснения Постоянные советы приводят к тому, что ребенок все свое время пытается реализовать идеи и советы родителей, исключая развитие собственных идей.
«Мы с мамой знаем, что лучше» Совет иногда транслирует ребенку родительские установки превосходства.
Предостережение, предупреждение, угроза Эти сообщения также как бы провоцируют ребенка на то, чтобы он проверил меру серьезности угрозы родителей. Дети иногда испытывают соблазн сделать то, о чем их предупреждали или что им запрещали, лишь для того, чтобы посмотреть, последует ли наказание.
«Если ты так не сделаешь, то пожалеешь об этом!» Эти сообщения могут заставить ребенка почувствовать страх и покорность.
«Если ты сейчас же не пойдешь спать, я тебя отшлепаю!» Они могут вызвать сопротивление и жестокость, точно так же, как приказание, команда, инструктирование.
«Если ты не прекратишь стучать по барабану, я рассержусь на тебя» Они могут транслировать отсутствие у родителя уважения к желаниям и потребностям ребенка.
Нотации, наставления, логическая аргументация (реакция ребенка)  
«Ты думаешь, я не знаю этого?» Логика и факты часто вызывают у ребенка сопротивление и защиту.
«Ты не прав, прав я!
Ты не можешь убедить меня»
Детям, как и взрослым, редко нравится показывать, что они не правы. Соответственно, они бескомпромиссно защищают свою позицию.
«Они говорят и говорят, а я должен здесь сидеть и слушать» Дети обычно ненавидят родительские наставления.
«Ты всегда думаешь, что ты все знаешь» Попытка учить другого часто вызывает у того, кого учат, чувство собственной неадекватности, чувство, что вы стремитесь подчинить его себе.
«Мне все равно. Пусть так. Со мной это не случится» Иногда дети предпочитают игнорировать факты.
«Я все это знаю, и тебе вовсе не нужно мне об этом рассказывать» Часто дети уже слишком хорошо знают те факты, на которых настаивают родители, читая им наставления, и сопротивляются предположению родителей об их недостаточной информированности.
Поучение, увещевание, морализирование, проповедь Подобные сообщения опираются в своем воздействии на ребенка на власть внешнего авторитета, долга, обязанностей. Дети могут ответить на «должен», «обязан», «надо» сопротивлением и еще более сильным отстаиванием своей позиции. Такие высказывания могут заставить ребенка почувствовать, что родитель не полагается на иное суждение, что он считает: правильно поступать — это поступать так, как поступают другие.
«Ты должен поступать правильно!» Они могут стать причиной актуализации чувства вины в ребенке — чувства, что он «плохой».
«Ты не должен так думать»,
«Ты всегда должен уважать своих учителей»
Могут заставить ребенка чувствовать, что родители не доверяют его способности обоснованно оценивать планы других людей.

Вариант оформления
информационного стенда

Как часто вы говорите детям...

– Я сейчас занят(а)...
– Посмотри, что ты натворил!
– Это надо делать не так...
– Неправильно!
– Когда же ты научишься?
– Сколько раз я тебе говорила!
– Нет! Я не могу!
– Ты сведешь меня с ума!
– Что бы ты без меня делал?!
– Вечно ты во все лезешь!
– Уйди от меня!
– Встань в угол!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если ребенок отдалится от вас, станет скрытным, ленивым, недоверчивым, неуверенным в себе.

а эти слова ласкают душу ребенка

– Ты самый любимый!
– Ты очень многое можешь!
– Спасибо!
– Что бы мы без тебя делали?!
– Иди ко мне!
– Садись с нами!..
– Я помогу тебе...
– Я радуюсь твоим успехам!
– Что бы ни случилось, твой дом — твоя крепость.
– Расскажи мне, что с тобой...