Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2006


КОНКУРС

НОМИНАЦИЯ:

«ПСИХОЛОГ В ИНТЕРНАТЕ, ДЕТСКОМ ДОМЕ И ДРУГИХ "ОСОБЫХ" УЧРЕЖДЕНИЯХ: СПЕЦИФИКА РАБОТЫ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КВН

Особенность воспитанников детского дома — они плохо переносят перегрузку общением. Их контакты поверхностны, поспешны: они одновременно домогаются общения и отторгают его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. Зачастую такой опыт дети накапливают в той семье, где они воспитывались (если можно так сказать) до поступления в детский дом: где они были не единожды отвергнуты, преданы и лишены тепла общения как физического, так и духовного.

Поэтому, оказывая психологическую помощь и поддержку воспитанникам детского дома, мы используем такие формы работы, которые бы не только делали общение с окружающими приятным, но и способствовали развитию эмпатии и самосознания, формированию навыков взаимодействия друг с другом, навыков совместной деятельности, социальной адаптации.

В настоящее время мы накопили банк интересных психологических игр и упражнений, направленных на формирование таких навыков и умений.

Психологический КВН — одна из форм массовых командных игр. Мотив веселого соперничества высвобождает энергетику, а содержание игровых заданий способствует развитию внимания, фантазии, сплоченности.

Предлагаемую игру можно использовать и как самостоятельную процедуру, и в рамках психологического тренинга для подростков. В последнем случае игра встраивается в программу тренинга в форме отдельного завершающего занятия.

Цель: оптимизация внутригрупповых взаимоотношений: развитие навыков группового взаимодействия, умения считаться со взглядами других, чувствовать группу и отдельных ее участников.

Оборудование: нагрудные значки двух цветов (красные и зеленые) по количеству участников команд; бумага, ручки, фломастеры, краски, цветные и простые карандаши; музыкальные фрагменты для создания эмоционального фона; протоколы для жюри; медальки для болельщиков и для участников команд; карточки с названиями чувств; листы бумаги со словами «трансформатор», «стабилизатор».

ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНД

При входе в зал каждый участник получает карточку одного из цветов (красную или зеленую). Количество участников в группе определяет сам ведущий, но оно не должно превышать 10 или быть меньше 7 человек в одной команде.

Вначале проводятся разогревающие упражнения со всеми участниками:

Упражнение «Бег сороконожки»

Инструкция: Встаньте по росту, начиная с самого высокого. Теперь первый участник просовывает левую руку между своих ног. Тот, кто стоит сзади, берет его за руку правой рукой, а свою левую тоже просовывает между своих ног. Остальные продолжают таким же образом. Итак, получилась целая цепочка. Теперь надо очень аккуратно, чтобы цепочка не порвалась, сделать круг по комнате.

Упражнение «Поздороваемся»

Инструкция: Сейчас мы будем играть в игру, в которой все надо делать очень быстро. Сначала вы все будете ходить молча по комнате, а по моему сигналу — свистку — нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. Я буду говорить вам, каким образом следует поздороваться, при этом каждый раз вам надо будет находить нового партнера. Итак, глазами... руками... плечами... ушами... коленями... лбами... пятками... спинами.

Упражнение «Те, кто»

Все сидят на стульях.

Ведущий. Встаньте те, кто... (называет какую-то особенность человека — внешность, поступки, любимые занятия, блюда и т.д.. Например: «Встаньте те, кто любит мороженое, кто считает себя смелым»). Далее — последнее задание:

Те, кто получил красную карточку, встаньте справа от меня, а те, кто получил зеленую карточку, — слева от меня. Итак, две команды сформированы.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЖЮРИ

В жюри выбираются 3 человека. Каждый член жюри получает протокол (приложение). Главная обязанность жюри — создание атмосферы веселой и ответственной соревновательности. Кроме того, в обязанность жюри входит подсчет очков, комментирование выступлений команд и отслеживание времени, рассчитанного на подготовку в конкурсе. Также жюри следит за активностью и поведением болельщиков в играх.

КОНКУРС 1. Представление команд

Ведущий. Вы думаете, что вы настоящая команда? Но это не так. Настоящей командой вы будете тогда, когда станете сплоченным коллективом, когда у вас появится капитан, название команды и рисунок вашей команды.

В течение 15 минут вы должны выбрать капитана, придумать название и рисунок вашей команды. Жюри в первую очередь будет обращать внимание на сплоченность команды. Я желаю вам доказать, что ваши команды — самые сплоченные!

Пока команды готовятся, я предлагаю болельщикам немного размяться и поиграть в игру.

Упражнение «Рисунок сообща» (по рядам)

Инструкция: Каждый сидящий задумывает образ, который он хотел бы нарисовать. Первому сидящему я даю чистый альбомный лист, и он рисует только часть задуманного образа. По моей команде «Стоп!» он передает рисунок следующему. Тот подрисовывает к начатому рисунку часть своего задуманного образа... и так, пока рисунок не дойдет до последнего сидящего в вашем ряду.

Ведущий. А теперь — слово командам.

Каждой команде дается 2–3 минуты на представление. Максимальная оценка за конкурс — 3 балла. После выступлений слово предоставляется жюри.

ПРИВЕТСТВИЕ СОПЕРНИКОВ

Ведущий. В руках у меня «говорящая палочка», она поможет командам поприветствовать друг друга. Передавая «говорящую палочку», каждый участник должен высказать свои добрые пожелания команде-сопернице или отдельным участникам. (Приветствие не оценивается.)

КОНКУРС 2. Разминка

Ведущий. Мы продолжаем КВН. И следующий наш конкурс называется «Разминка». В этом конкурсе будет оцениваться командная согласованность.

Задание 1. «Счет»

Ведущий. Сейчас я назову число, и по свистку в команде должны встать столько же участников. Сесть вы можете только после слов «Спасибо». Итак, 3... 5... 1... 2.

Та команда, у которой по этому заданию наилучший результат, получает 1 балл. Задача жюри — отследить количество встающих в каждой команде.

Задание 2. «Покажи»

Ведущий. Подняли руку к плечу, палец вверх. По свистку надо выкинуть руку, показать на кого-то одного в команде. Убрать руку в исходное положение можно только после слова «спасибо» (повторяется 4 раза).

Команда, где будет большее число рук, показывающих на одного, получает 1 балл. Жюри оценивает.

Задание 3. «Кулак, палец, ладонь»

Ведущий. Попрошу участников команд образовать два круга. На счет «три» все участники должны выкинуть кулак, большой палец вверх или открытую ладонь. Убрать руки можно только после слов «Спасибо» (повторяется 4 раза).

Балл присваивается той команде, где было больше совпадений. Кроме того, жюри должно отследить, в какой команде было больше открытых ладоней, за что можно присвоить дополнительный балл.

Задание 4. «Слушай внимательно»

В этом задании команды участвуют по очереди, которая устанавливается жеребьевкой.

Ведущий. Жеребьевка проведена, а сейчас инструкция для обеих команд: из играющей команды остается в зале только один человек, ему зачитывается текст. Этот текст он должен передать следующему участнику команды и т.д. Та команда, которая более точно передаст содержание текста, получает 2 балла.

Когда зашли все участники, то зачитывается первоначальный текст.

Текст № 1

Вера Петровна, наш классный руководитель, передала, что классный час переносится в связи с предстоящей 10 февраля в 14.00 встречей старшеклассников с представителями учебных заведений по теме «Куда пойти учиться?». О дне проведения классного часа и о времени она предупредит заранее, согласовав этот вопрос с расписанием занятий и завучем.

Текст № 2

Приходила Настя. Она просила передать, что задерживается в школе, так как сдает зачет по русскому языку, поскольку у нее выходит спорная оценка: 4 или 5. Она должна вернуться к 15.00, к началу тренировки. Но если не успеет, то надо передать тренеру, что у нее изменилось расписание уроков.

Ведущий. А теперь подведем итог разминки. Слово жюри.

Конкурс 3. Творческий

Ведущий. Следующий конкурс — «Творческий». В этом конкурсе оценивается творчество, фантазия, необычность представляемых работ и, конечно же, сплоченность команд.

Задание 1. «Жили-были...»

Каждой команде дается набор слов: «забор», «дерево», «новость», «поляна», «река», «народ». Команды должны составить рассказ, придумать сказку, используя все слова из набора. Время – 15 минут. По истечении времени команды зачитывают свои произведения. Максимальная оценка — 4 балла.

Пока команды готовятся, с болельщиками проводится игра.

Игра «Применение предмета»

Инструкция: Я назову предмет, а вы должны сказать, как и где можно применить этот предмет: книга, лейка, газета, шарф.

Задание 2. «Рисуем чувства»

Ведущий. Приглашаются капитаны команд (капитаны вытягивают одну из карточек с названием чувства). Задача команд — представить чувство в виде рисунка, коллажа; потом придумать сценку, посвященную этому чувству. Время – 20 минут. По истечении времени каждая команда представляет свою работу — рисунок, сценку. Максимальная оценка — 4 балла.

Чувства:

• любовь                  • печаль

• гнев                       • удовольствие

• восхищение          • ненависть

В отведенное командам время ведущий может предложить болельщикам игру.

Игра «Отыщи слово в слове»

Инструкция: Вам дается слово. кто больше найдет в нем других слов, тот победит. Первое слово «трансформатор» (затем предлагается слово «стабилизатор»).

Ведущий. Слово предоставляется жюри для подведения итога конкурса «Творческий».

Завершение.

Невербальный подарок команде

Ведущий. В заключение нашей игры я предлагаю каждой команде подарить другой необычный подарок на память. Об этом подарке не нужно рассказывать, надо продемонстрировать его без слов. Другая команда должна догадаться по жестам и мимике, что это за подарок.

Ну вот наша игра и подошла к логическому завершению. Слово предоставляется жюри для подведения итогов.

Жюри объявляет общий итог игры, делится своими впечатлениями и вручает призы командам, а отдельным участникам команд медали:

• Самый веселый участник

• Самый спокойный участник

• Мы от тебя такого не ожидали

• Ты наша опора (тот, кто чаще выручал команду)

Жюри также отмечает памятными медалями болельщиков:

• Самый активный болельщик

• Самый шумный болельщик

• Борец за справедливость (тот, кто был всегда недоволен оценками жюри)

Наталия НИКУШКИНА,
педагог-психолог,
Бийский детский дом № 3,
г. Бийск,
Алтайский край

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Hasttings». Компания «Hasttings» предлагает по выгодной цене купить беговую дорожку и другие спортивные тренажеры для дома. Спортивные тренажеры марки «Hasttings» - это высококачественная продукция, обладающая привлекательным эргономичным дизайном и соответствующая самым высоким стандартам качества и надежности, что позволяет со всей уверенностью утверждать, что купить беговую дорожку от компании «Hasttings» - это значит сделать выгодное вложение в собственное здоровье. Созданный для Вашего удобства сайт компании «Hasttings», который располагается по адресу hasttings.ru, позволит купить беговую дорожку не покидая дома или рабочего офиса.


ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРОТОКОЛ № ______

Название команд Представ-
ление, максим.
балл — 3,
время —
15 минут
Разминка Творческий конкурс
Счет
(1 балл)
Покажи
(1 балл)
Кулак, палец, ладонь
(1 балл)
Слушай вни-
матель-
но
(2 балла)
Жили-были... максим.
балл — 4, время —
15 минут
Рисуем чувства, максим.
балл — 4,
время —
20 минут
Общий
балл