|
НОМИНАЦИЯ:
«НОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИВАЮЩИЕ
МЕТОДИКИ» |
НА СКАЛЕ СОВЕТА
Сценарий большой психологической игры
3адачи:
— создать условия для снижения тревожности у
учащихся, развития навыков сотрудничества и
конструктивного общения со сверстниками и
взрослыми (учителями);
— моделировать специальные ситуации,
благоприятствующие созданию атмосферы
взаимного доверия;
— помочь пятиклассникам занять новую
социальную позицию по отношению к педагогам.
Описание проблем, на решение которых
направлена игра
|
В общем круге. «Мы с вами одной крови!»
|
Проблеме адаптации пятиклассников
уделяется много внимания. В частности, на
страницах «Школьного психолога» неоднократно
приводились примеры игр и занятий, целью которых
является оказание психолого-педагогической
поддержки учащимся 5-го класса в период их
адаптации к условиям обучения в средней школе. На
это нацелены и разнообразные педагогические
консилиумы и «круглые столы» для педагогов.
Данная игра позволяет и учащимся, и учителям
более близко и в неофициальной обстановке
познакомиться друг с другом, а совместная
разработка двухстороннего соглашения
способствует более глубокому осознанию статуса
учителя и ученика (обеими сторонами!). Учителя,
встав перед необходимостью самопрезентации,
конкретизируют (прежде всего для себя) свой
профессиональный портрет. Возможность для
развития навыков самосознания будет и у детей.
Предполагаемый психологический результат
Из первоначального положения «снизу» (ученики)
и «сверху» (учителя) обе стороны должны прийти к
конструктивному общению «наравне», в атмосфере
взаимного доверия, разработав двухстороннее
соглашение.
Описание сюжетной канвы,
игровой результат, тип сюжета
Тип сюжета — реальный.
Сюжетная канва взята из сказки Р. Киплинга
«Маугли», а именно эпизод, когда волк привел
своих подросших волчат на Совет Стаи, чтобы
показать остальным и чтобы их в конце концов
приняли в Стаю. То же самое и в нашей игре. Только
на Скале Совета — администрация и
учителя-предметники, которым предстоит работать
в 5-м классе, а учитель начальных классов привел
своих подросших питомцев-выпускников.
Игровой результат заключается, конечно же, не
только в том, что пройдены все этапы, сказаны все
слова и составлено соглашение, но и в том, что
получено удовольствие от неформального,
необычного для обычной школы общения учеников и
учителей.
Время на игру и на обсуждение: 1,5–2 часа.
Участники:
— ученики-пятиклассники (класс);
— ведущий;
— представители педагогического коллектива
(администрация, учителя-предметники, классные
руководители — бывший и настоящий).
Возможное продолжение игры
в деятельности психолога и педагогов
(классного руководителя)
Текст соглашения отредактировать, напечатать и
поместить, например, в уголке класса. Если есть
возможность, каждому ученику выдать отдельный
экземпляр, который он вложит или вклеит в
дневник. Разумеется, можно выдать по экземпляру и
учителям.
Портретные характеристики учеников можно
внести в Дневник класса, время от времени на
классных часах обсуждать ход выполнения
соглашения, использовать разные формы для
решения проблем, возникших в результате
нарушения его той или другой стороной.
Подробный сценарий игры (см. табл.)
Подробный сценарий игры
№
этапа |
Время
на проведение, мин |
Содержание
каждого этапа |
Задачи,
решаемые на каждом этапе |
Материалы,
необходимые
для проведения
каждого этапа |
I |
3–5 |
Вступительное
слово ведущего |
Погружение в
игровую ситуацию. Постановка цели игры |
Возможно
использование декораций для создания скалы.
Учителя могут сидеть и на стульях, а на полу —
ковровое покрытие для детей |
II |
15–20 |
Самопрезентация
учителей: начинают директор и его заместители,
далее — учителя-предметники, классный
руководитель |
Создать условия
для рефлексии |
Предмет, дающий
право говорить, который передается из рук в руки. |
III |
25–30 |
Представление
класса, индивидуальная характеристика каждого
(краткую характеристику классу дает учитель
начальных классов; индивидуальную
характеристику каждому дают сами дети, называя
черты характера, отражающие достоинства или
преимущества ученика) |
Предоставить
возможность детям потренироваться в определении
существенных положительных черт характера своих
одноклассников |
Можно на листе
ватмана предложить перечень черт характера в
помощь учащимся |
IV |
2–3 |
Визуализация: в
содержание включается текст, призывающий
участников представить урок и такого учителя
(таких учеников), с каким (ми) бы хотелось
работать: как он (они) выглядит (-ят), что говорит
(-ят) и т.д. |
Создать условия
для отдыха, расслабления и настроя на следующий
этап |
Музыка для
релаксации |
V |
30 |
Принятие
двухстороннего соглашения. 1) Группа учителей и
группа учеников располагаются за отдельными
столами и принимают пожелания к противоположной
стороне («с каким учителем хотелось бы работать»,
«с какими учениками хотелось бы работать»).
Ученикам в работе может помочь учитель начальных
классов. 2) Обсуждение и принятие каждого пункта
противоположной стороной. Принятие возможно
путем голосования. 3) Обсуждение способов
воздействия в случае нарушения пунктов
соглашения той или другой стороной.
Заключительная (объединяющая) игра в общем кругу
(любая, например, «Хлоп-шлеп») |
Создание
условий для проживания и осмысления статусов
учителя и ученика, развития навыков
сотрудничества со сверстниками и взрослыми,
выработки на основе собственного опыта норм
поведения и общения. Создание условий для
проживания новой ситуации общения — «вместе»,
«рядом» |
Листы А4,
фломастеры |
VI |
3–5 |
Обсуждение игры |
|
|
Комментарии
I. У всех участников игры на груди таблички:
у учеников — с именами, у учителей — с
именем-отчеством. Учителя сидят на Скале
(использованы декорации) либо просто на стульях,
а ученики — на полу.
Слово ведущего:
Это происходит раз в год. Так было много
дождей назад, так случилось и в этом году.
Вот уже в который раз в джунглях Большой школы
собирается Совет. Совет собирается по поводу
одного вопроса: посмотреть на вновь прибывших и
достаточно подросших старых питомцев, принять их
в Большую школу. Совет всегда собирается на
Скале. Это вершина холма, усеянная большими
валунами, на которых и расположились те, кто
обучает подрастающее поколение Закону Джунглей.
Сейчас они сами о себе расскажут.
II. Директор и его заместители говорят о
своей роли в школе, о работе, которую они ведут.
Учителям предлагается примерный план
сообщения:
1. Предмет, который вы преподаете.
2. Его роль в жизни человека.
3. Назвать основные качества, из которых
складывается ваш профессиональный портрет.
III. Теперь ученики наравне с учителями
выполняют одинаковую работу.
Слово ведущего:
Чтобы ученикам было интересно учиться, а
учителям нравилось учить, важно понимать друг
друга, знать, чего ждет от учеников учитель,
какого учителя с желанием будут слушать ученики
и стараться выполнять все его задания. Когда
этого понимания нет, нередко возникают
конфликты, дети с нежеланием идут в школу, а
учителя с неохотой идут на урок.
Чтобы этого избежать, попробуем сегодня
обозначить желаемые портреты учителя и ученика,
которые, будем надеяться, помогут в нашей
дальнейшей совместной работе. Итак...
После окончания работы подытожить:
Сегодня принято двустороннее соглашение, в
котором обозначены пожелания, каким должен быть
учитель и каким должен быть ученик, чтобы
результатом их совместной работы были грамотные
ученики и довольные результатом своей работы
учителя. Если же какие-то пункты соглашения будут
нарушены, какие меры воздействия мы
предусмотрим? Ваши предложения.
Конечно же, среди мер воздействия на учеников
за недобросовестность, лень и прочее будут
названы неудовлетворительные оценки, вызов
родителей, повторный год обучения. В случае же
нарушения соглашения учителем можно предложить
приглашение на беседу (на классный час), может
быть, и создание специальной комиссии, состоящей
из учителей и учеников.
IV. Предложить сесть в круг, при этом группы
должны перемешаться.
По кругу передается предмет, дающий право
говорить, желающие делятся своими впечатлениями
от игры, ведущий вначале называет перечень
вопросов, отвечая на которые можно
конкретизировать свои впечатления:
1. Что чувствовали, когда вначале ученики сидели
«у подножия Скалы», а учителя — «на Скале»; когда
работали над соглашением; когда играли в общем
кругу?
2. Что поняли, чему научились?
3. Понравилась ли игра?
После игры ведущий, подводя итог, предлагает,
взявшись за руки (участники остаются в кругу),
проговорить Заветное Слово: «Мы с вами одной
крови, вы и я!»
Ольга ПАХОМОВА,
педагог-психолог ГОУ СОШ № 5,
с. Тирлянский, г. Белорецк,
Республика Башкортостан
Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта TutKnow.ru. На страницах сайта TutKnow.ru собрано большое количество статей с полезными советами по всем сферам жизни современного человека. Публикации TutKnow.ru расскажут про самые распространенные Причины развода, способы дрессировки собак, вкусные рецепты, методы воспитания ребенка, уход за автомобилем, секреты садоводства и многое другое. Онлайн журнал TutKnow.ru поможет найти нужную информацию каждому человеку, независимо от его пола и возраста и позволит с интересом провести Ваш досуг.
|