СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ и
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ:
рядом или вместе?
Деловая игра
Регулярно работая на курсах
повышения квалификации с социальными педагогами
и педагогами-психологами, мы обратили внимание,
что вопросы профессиональной деятельности,
волнующие этих специалистов, практически
идентичны. Это работа с «трудными» подростками, с
«кризисными» семьями, с детьми, находящимися в
социально опасном положении, работа, связанная с
профильным обучением и пр.
Анализ учебников по социальной педагогике,
занятия с социальными педагогами убедили нас в
том, что формы работы и тех и других специалистов
во многом подобны. Вот выдержка из книги по
основам социально-педагогической работы:
«Социально-педагогическую работу в первом
приближении можно представить схемой: получение
необходимого фактического материала —
социально-педагогический диагноз —
коррекционно-терапевтические и другие
помогающие воздействия» (из книги А.С. Никончука
«Введение в методические основы
социально-педагогической работы»).
В «Справочной книге социального педагога» Р.В.
Овчарова приводит пример социально-педагогической
технологии работы с подростками в школе, в
которую входит, помимо организационной
деятельности, проведение диагностических
процедур (для изучения личности подростка
предлагается опросник Кэттелла, Шмишека и т.п.),
проведение тренинга (например, личностного роста
(!) или жизненных умений),
консультативно-методическая работа и пр., и пр.
Правда, коллеги-психологи, знакомо до боли?! И для
нас скорее речь не о том, что социальные педагоги
используют психологические технологии, а о том,
что с конкретным школьником могут работать
разные специалисты, занимаясь примерно одним и
тем же.
И кстати, в этой ситуации не работает закон
перехода количества в качество (например, если
школьник два раза выполнит тест Шмишека, его
характеристика не станет более полной, а
отношение к подобной деятельности взрослых у
него вряд ли будет серьезным).
С целью осознать необходимость
координации деятельности между социальными
педагогами и педагогами-психологами по основным
направлениям воспитательной работы в учреждении
образования, выработать подходы к разделению зон
ответственности, мы провели деловую игру. В ней
участвовали двадцать шесть социальных педагогов
и педагогов-психологов разных типов учреждений
образования республики (общеобразовательные
школы, школы-интернаты, социально-педагогические
центры).
Продолжительность игры: 3 часа.
Оборудование: доска, мел, бэйджи,
тарифно-квалификационные характеристики
социальных педагогов и педагогов-психологов,
утвержденные Министерством образования
Республики Беларусь.
Разминка 1
Цель: актуализация представлений о
состоянии сотрудничества социальных педагогов и
педагогов-психологов в конкретном учреждении
образования.
Участникам было предложено представиться и
оценить по 10-балльной шкале степень
сотрудничества психолога и социального педагога
в том учреждении образования, в котором они
работают.
Комментарии. Чаще всего участники
оценивали степень сотрудничества на 4–5 баллов,
были единичные оценки 2, 3, 6, 7 баллов. Лишь в одном
случае социальный педагог и педагог-психолог
оценили свою совместную деятельность на 9 баллов.
При обсуждении участники обратили внимание на
следующее: чем больше стаж совместной работы
специалистов, тем выше степень координации.
Разминка 2
Цель: содействие осознанию социальными
педагогами и психологами общих проблем и общих
профессиональных «радостей» в работе.
Участникам по кругу было предложено вначале
сказать, что в работе им меньше всего нравится, а
затем (следующий круг) — что привлекает больше
всего, доставляет профессиональное
удовлетворение.
Комментарии. Первый круг прошел без единой
паузы, на одном дыхании. Участники, перебивая
друг друга говорили о большом количестве бумаг,
которые им приходится заполнять, о выполнении
работы, не соответствующей их функциональным
обязанностям (замена болеющих
учителей-предметников, выполнение диспетчерских
функций по поручению администрации...), об
отсутствии четко прописанного функционала,
отсутствии компьютера, о большом количестве
различных направлений в работе, о частых авралах.
Второй круг прошел менее оживленно, участники с
трудом находили какие-то аспекты в своей работе,
которые их привлекают. Называлась возможность
профессионального роста, некоторая свобода в
выборе форм деятельности, возможность
постоянного общения с детьми, участники
вспоминали конкретные успешные дела.
В ходе обсуждения было отмечено, что проблемы,
характерные отдельно для социальных педагогов и
отдельно для психологов, практически
отсутствуют. В основном трудности связаны с
недостаточной квалификацией, недостаточным
уровнем профессиональных знаний,
неопределенностью своего места в
образовательном пространстве школы.
ХОД ИГРЫ
1-й этап
С алгоритмом этой игры авторы познакомились в
ходе круглого стола, проведенного С.В. Алехиной
на Второй Всероссийской неделе школьной
психологии в Туапсе в октябре 2005 года.
Цель игры: осознание специфических
ожиданий основных участников
учебно-воспитательного процесса от социальных
педагогов и психологов, а также выделение
областей сопряженного функционала.
Из числа присутствующих выбираются
исполнители следующих ролей:
директор школы;
заместитель директора школы по воспитательной
работе;
классный руководитель;
учитель-предметник;
родительница;
подросток.
Инструкция. Вам по очереди будут
представлять свою работу социальные педагоги и
педагоги-психологи. Ваша задача: проанализировав
содержание их обращения к вам, определить, в чем
состоит специфика работы того или иного
специалиста, а также соответствуют ли ваши
ожидания (не забывайте, что вы играете роль!) тем
предложениям работы, помощи и т.д., которые будут
вам адресованы.
Из числа участников выбираются по три
социальных педагога и педагога-психолога.
Инструкция. Ваша задача — представить себя,
предложить свою помощь как специалиста, принимая
во внимание, с кем вы будете разговаривать (с
директором, родителем и пр.).
В помещении расставляются два круга стульев:
внутренний и внешний. Во внутреннем
рассаживаются Директор, Подросток и т.д (название
роли написано на бейджиках). Во внешнем круге
лицом к ним рассаживаются социальные педагоги и
психологи (у них также имеются бейджики).
В течение полутора-двух минут социальные
педагоги и психологи рассказывают о своей
работе. По истечении времени они пересаживаются
по часовой стрелке к следующему участнику.
После завершения работы внутреннему кругу
предлагается по очереди высказаться о
соответствии предложений специалистов
ожиданиям участников. При этом ведущий обращает
внимание на то, что в игре не важны персоналии
(кто конкретно что сказал). Ведущий на доске
обобщает, чего каждый участник игры ждет от
психолога и социального педагога.
В результате участники получают наглядный
перечень ожиданий и информацию о наиболее
типичных ошибках специалистов при установлении
помогающих отношений.
Комментарии. В ходе обсуждения участники
получили неожиданные в некоторых случаях
результаты.
Основное отличие социальных педагогов и
психологов, на которое обратили внимание
участники, — это умение психологов
устанавливать отношения, формировать
коммуникативный контакт, в то время как у
социальных педагогов отмечалось неумение
слушать и склонность к поучениям. Интересные
результаты получились относительно ожиданий.
Так, подросток ожидает от специалистов
установления партнерских отношений с ним (не
принимает нотаций и навязчивого отношения),
уважения к себе, предложения конкретных дел, не
верит угрозам и обещаниям. При этом для него
неважно, от кого исходят предложения — от
социального педагога или от психолога. Ожидания
у него одинаковые.
Классный руководитель ожидает и от того и от
другого специалиста разделения ответственности
за воспитательную работу, а педагог-предметник —
помощи только тогда, когда у него возникает
необходимость. Он не нуждается в помощи по
организации индивидуальной работы с учащимися,
не интересуется данными психодиагностики.
Интересные результаты получились при анализе
ожиданий заместителя директора по
воспитательной работе. В отличие от других, завуч
дифференцирует профессиональные обязанности
психологов и социальных педагогов. При этом
социальный педагог в представлении завуча —
первый помощник в работе с «трудными»
подростками, с родителями, а психолог — помощник
в работе с учащимися. Как сказала одна из
участниц игры — социальный педагог: «После того
как я выполнила весь комплекс
социально-педагогической работы, а у ребенка
ничего не меняется, тогда я уже обращаюсь к
психологу, чтобы он нашел причину и закончил
работу».
Группа пришла к выводу, что сегодня существует
два подхода к работе. Наиболее часто
встречающийся: каждый специалист выполняет
работу по собственному плану и обращается за
поддержкой к другим специалистам только в случае
субъективной необходимости. И другой подход:
деятельность осуществляется на проектной
основе, когда определяется конечная цель,
формулируются задачи, определяются этапы
реализации, разделяются зоны ответственности.
2-й этап
В ходе предыдущей работы члены группы уточнили
ожидания по отношению к ним основных субъектов
учебно-воспитательного процесса.
Разговор о сопряженном функционале было решено
продолжить, опираясь на содержание нормативных
документов. Основными нормативными документами
являются постановления Минтруда, в которых
утверждены тарифно-квалификационные
характеристики педагогов-психологов и
социальных педагогов. Они представляют собой
несколько страниц сплошного текста.
Задание. Участникам деловой игры было
предложено в микрогруппах:
1) выделить из содержания
тарифно-квалификационных характеристик
субъектов учебно-воспитательного процесса, на
которых должна быть направлена профессиональная
деятельность социального педагога и
педагога-психолога;
2) выделить из содержания нормативных
документов специфические направления работы.
В результате анализа тарифно-квалификационных
характеристик социального педагога были
выделены такие субъектные категории: «дети,
молодежь, семьи, родители», «дети и молодежь,
которые испытывают трудности социализации»,
«семьи социального риска», «дети и молодежь с
особенностями умственного и физического
развития».
В характеристике педагога-психолога
указаны следующие категории: «лица, нуждающиеся
в психологической помощи», «ученики, родители,
учителя», «лица, находящиеся в зоне
психологического риска», «семья», «группы и
коллективы».
№ п/п |
Участники
учебно-воспитательного процесса |
Социальный педагог |
Педагог-психолог |
1 |
Дети, молодежь,
педагоги, семьи, родители |
Ученики, родители,
учителя, семья |
2 |
Дети и молодежь,
которые испытывают |
Лица, нуждающиеся в
психологической трудности в социализации
помощи, лица, находящиеся в зоне
психологического риска |
3 |
Семьи социального
риска |
Семья |
4 |
Дети и молодежь с
особенностями умственного и физического
развития |
Лица, нуждающиеся в
психологической помощи |
5 |
Группы и коллективы |
|
Комментарии. После совместной
работы по составлению таблицы некоторое время
пришлось потратить на сопоставление определений
категорий. Работа проходила не без маленьких
конфликтов. Первые две строки не вызвали
сопротивления участников: это действительно
общие группы, и понятно, что многие направления
работы будут пересекаться. А дальше — для
социальных педагогов и психологов оказалось
неожиданным, что в текстах характеристик для
социальных педагогов встречается категория
«дети и молодежь с особенностями умственного и
физического развития». Социальные педагоги
категорически не принимали возможность
организации работы с такими детьми, в то время
как педагоги-психологи исподтишка
торжествовали.
При соотнесении направлений работы и видов
деятельности получилась следующая таблица:
Участники УВП |
Социальный педагог |
Педагог-психолог |
Дети, молодежь,
педагоги, семьи, родители |
Защищает права и
интересы
Профилактика и предупреждение правонарушений,
преступлений
Консультационная помощь
Организация видов социально-значимой
деятельности
Помощь в профессиональном самоопределении
Пропаганда здорового образа жизни,
общечеловеческих ценностей |
Профилактическая
работа
Просветительская работа
Консультационная работа
Развитие способностей
Измерения, подготовка заключений и рекомендаций
Психодиагностика
Профориентационные исследования,
профконсультации
Забота о психическом здоровье, участие в
создании развивающей, психологически комфортной
среды |
Дети и молодежь,
которые испытывают трудности в социализации,
находятся в экстремальной ситуации |
Организация учета,
социально-педагогическая помощь и поддержка |
Психокоррекционная
работа
Психологическая помощь |
Семьи социального
риска |
Помощь |
|
Семья |
Социально-педагогическая
помощь родителям |
Помощь семье в
воспитании детей, создании благоприятного
микроклимата |
Дети и молодежь с
особенностями умственного и физического
развития |
Обеспечение
социально-педагогической помощи и поддержки |
Психокоррекционная
работа
Психологическая помощь |
Группы и коллективы |
|
Участие в создании
благоприятного психологического климата |
Комментарии. Обсуждение
результатов временами принимало бурный
характер, психологи и социальные педагоги долго
выясняли зоны ответственности относительно
кризисной семьи, обсуждали незаполненные поля
таблицы.
Участники семинара отметили, что полученные
результаты дают возможность координировать
деятельность психологов и социальных педагогов,
при этом специфика каждого конкретного
учреждения образования вносит свои коррективы.
Но самым большим достижением явилась совместная
деятельность в парах «социальный педагог —
педагог-психолог», опыт которой был получен в
ходе деловой игры.
Участники договорились продолжить работу.
Следующим этапом станет освоение технологии
проектной деятельности и составление на ее
основе программ по областям сопряженного
функционала.
Е. ОСИПОВА,
Е. ЧУМЕНКО,
Академия последипломного образования,
г. Минск, Республика Беларусь
|