Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2006


КОЛЛЕГИ

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ и
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ:
рядом или вместе?

Деловая игра

Регулярно работая на курсах повышения квалификации с социальными педагогами и педагогами-психологами, мы обратили внимание, что вопросы профессиональной деятельности, волнующие этих специалистов, практически идентичны. Это работа с «трудными» подростками, с «кризисными» семьями, с детьми, находящимися в социально опасном положении, работа, связанная с профильным обучением и пр.

Анализ учебников по социальной педагогике, занятия с социальными педагогами убедили нас в том, что формы работы и тех и других специалистов во многом подобны. Вот выдержка из книги по основам социально-педагогической работы: «Социально-педагогическую работу в первом приближении можно представить схемой: получение необходимого фактического материала — социально-педагогический диагноз — коррекционно-терапевтические и другие помогающие воздействия» (из книги А.С. Никончука «Введение в методические основы социально-педагогической работы»).

В «Справочной книге социального педагога» Р.В. Овчарова приводит пример социально-педагогической технологии работы с подростками в школе, в которую входит, помимо организационной деятельности, проведение диагностических процедур (для изучения личности подростка предлагается опросник Кэттелла, Шмишека и т.п.), проведение тренинга (например, личностного роста (!) или жизненных умений), консультативно-методическая работа и пр., и пр. Правда, коллеги-психологи, знакомо до боли?! И для нас скорее речь не о том, что социальные педагоги используют психологические технологии, а о том, что с конкретным школьником могут работать разные специалисты, занимаясь примерно одним и тем же.

И кстати, в этой ситуации не работает закон перехода количества в качество (например, если школьник два раза выполнит тест Шмишека, его характеристика не станет более полной, а отношение к подобной деятельности взрослых у него вряд ли будет серьезным).

С целью осознать необходимость координации деятельности между социальными педагогами и педагогами-психологами по основным направлениям воспитательной работы в учреждении образования, выработать подходы к разделению зон ответственности, мы провели деловую игру. В ней участвовали двадцать шесть социальных педагогов и педагогов-психологов разных типов учреждений образования республики (общеобразовательные школы, школы-интернаты, социально-педагогические центры).

Продолжительность игры: 3 часа.

Оборудование: доска, мел, бэйджи, тарифно-квалификационные характеристики социальных педагогов и педагогов-психологов, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

Разминка 1

Цель: актуализация представлений о состоянии сотрудничества социальных педагогов и педагогов-психологов в конкретном учреждении образования.

Участникам было предложено представиться и оценить по 10-балльной шкале степень сотрудничества психолога и социального педагога в том учреждении образования, в котором они работают.

Комментарии. Чаще всего участники оценивали степень сотрудничества на 4–5 баллов, были единичные оценки 2, 3, 6, 7 баллов. Лишь в одном случае социальный педагог и педагог-психолог оценили свою совместную деятельность на 9 баллов. При обсуждении участники обратили внимание на следующее: чем больше стаж совместной работы специалистов, тем выше степень координации.

Разминка 2

Цель: содействие осознанию социальными педагогами и психологами общих проблем и общих профессиональных «радостей» в работе.

Участникам по кругу было предложено вначале сказать, что в работе им меньше всего нравится, а затем (следующий круг) — что привлекает больше всего, доставляет профессиональное удовлетворение.

Комментарии. Первый круг прошел без единой паузы, на одном дыхании. Участники, перебивая друг друга говорили о большом количестве бумаг, которые им приходится заполнять, о выполнении работы, не соответствующей их функциональным обязанностям (замена болеющих учителей-предметников, выполнение диспетчерских функций по поручению администрации...), об отсутствии четко прописанного функционала, отсутствии компьютера, о большом количестве различных направлений в работе, о частых авралах. Второй круг прошел менее оживленно, участники с трудом находили какие-то аспекты в своей работе, которые их привлекают. Называлась возможность профессионального роста, некоторая свобода в выборе форм деятельности, возможность постоянного общения с детьми, участники вспоминали конкретные успешные дела.

В ходе обсуждения было отмечено, что проблемы, характерные отдельно для социальных педагогов и отдельно для психологов, практически отсутствуют. В основном трудности связаны с недостаточной квалификацией, недостаточным уровнем профессиональных знаний, неопределенностью своего места в образовательном пространстве школы.

ХОД ИГРЫ

1-й этап

С алгоритмом этой игры авторы познакомились в ходе круглого стола, проведенного С.В. Алехиной на Второй Всероссийской неделе школьной психологии в Туапсе в октябре 2005 года.

Цель игры: осознание специфических ожиданий основных участников учебно-воспитательного процесса от социальных педагогов и психологов, а также выделение областей сопряженного функционала.

Из числа присутствующих выбираются исполнители следующих ролей:

директор школы;

заместитель директора школы по воспитательной работе;

классный руководитель;

учитель-предметник;

родительница;

подросток.

Инструкция. Вам по очереди будут представлять свою работу социальные педагоги и педагоги-психологи. Ваша задача: проанализировав содержание их обращения к вам, определить, в чем состоит специфика работы того или иного специалиста, а также соответствуют ли ваши ожидания (не забывайте, что вы играете роль!) тем предложениям работы, помощи и т.д., которые будут вам адресованы.

Из числа участников выбираются по три социальных педагога и педагога-психолога.

Инструкция. Ваша задача — представить себя, предложить свою помощь как специалиста, принимая во внимание, с кем вы будете разговаривать (с директором, родителем и пр.).

В помещении расставляются два круга стульев: внутренний и внешний. Во внутреннем рассаживаются Директор, Подросток и т.д (название роли написано на бейджиках). Во внешнем круге лицом к ним рассаживаются социальные педагоги и психологи (у них также имеются бейджики).

В течение полутора-двух минут социальные педагоги и психологи рассказывают о своей работе. По истечении времени они пересаживаются по часовой стрелке к следующему участнику.

После завершения работы внутреннему кругу предлагается по очереди высказаться о соответствии предложений специалистов ожиданиям участников. При этом ведущий обращает внимание на то, что в игре не важны персоналии (кто конкретно что сказал). Ведущий на доске обобщает, чего каждый участник игры ждет от психолога и социального педагога.

В результате участники получают наглядный перечень ожиданий и информацию о наиболее типичных ошибках специалистов при установлении помогающих отношений.

Комментарии. В ходе обсуждения участники получили неожиданные в некоторых случаях результаты.

Основное отличие социальных педагогов и психологов, на которое обратили внимание участники, — это умение психологов устанавливать отношения, формировать коммуникативный контакт, в то время как у социальных педагогов отмечалось неумение слушать и склонность к поучениям. Интересные результаты получились относительно ожиданий. Так, подросток ожидает от специалистов установления партнерских отношений с ним (не принимает нотаций и навязчивого отношения), уважения к себе, предложения конкретных дел, не верит угрозам и обещаниям. При этом для него неважно, от кого исходят предложения — от социального педагога или от психолога. Ожидания у него одинаковые.

Классный руководитель ожидает и от того и от другого специалиста разделения ответственности за воспитательную работу, а педагог-предметник — помощи только тогда, когда у него возникает необходимость. Он не нуждается в помощи по организации индивидуальной работы с учащимися, не интересуется данными психодиагностики. Интересные результаты получились при анализе ожиданий заместителя директора по воспитательной работе. В отличие от других, завуч дифференцирует профессиональные обязанности психологов и социальных педагогов. При этом социальный педагог в представлении завуча — первый помощник в работе с «трудными» подростками, с родителями, а психолог — помощник в работе с учащимися. Как сказала одна из участниц игры — социальный педагог: «После того как я выполнила весь комплекс социально-педагогической работы, а у ребенка ничего не меняется, тогда я уже обращаюсь к психологу, чтобы он нашел причину и закончил работу».

Группа пришла к выводу, что сегодня существует два подхода к работе. Наиболее часто встречающийся: каждый специалист выполняет работу по собственному плану и обращается за поддержкой к другим специалистам только в случае субъективной необходимости. И другой подход: деятельность осуществляется на проектной основе, когда определяется конечная цель, формулируются задачи, определяются этапы реализации, разделяются зоны ответственности.

2-й этап

В ходе предыдущей работы члены группы уточнили ожидания по отношению к ним основных субъектов учебно-воспитательного процесса.

Разговор о сопряженном функционале было решено продолжить, опираясь на содержание нормативных документов. Основными нормативными документами являются постановления Минтруда, в которых утверждены тарифно-квалификационные характеристики педагогов-психологов и социальных педагогов. Они представляют собой несколько страниц сплошного текста.

Задание. Участникам деловой игры было предложено в микрогруппах:

1) выделить из содержания тарифно-квалификационных характеристик субъектов учебно-воспитательного процесса, на которых должна быть направлена профессиональная деятельность социального педагога и педагога-психолога;

2) выделить из содержания нормативных документов специфические направления работы.

В результате анализа тарифно-квалификационных характеристик социального педагога были выделены такие субъектные категории: «дети, молодежь, семьи, родители», «дети и молодежь, которые испытывают трудности социализации», «семьи социального риска», «дети и молодежь с особенностями умственного и физического развития».

В характеристике педагога-психолога указаны следующие категории: «лица, нуждающиеся в психологической помощи», «ученики, родители, учителя», «лица, находящиеся в зоне психологического риска», «семья», «группы и коллективы».

№ п/п Участники учебно-воспитательного процесса
Социальный педагог Педагог-психолог
1 Дети, молодежь, педагоги, семьи, родители Ученики, родители, учителя, семья
2 Дети и молодежь, которые испытывают Лица, нуждающиеся в психологической трудности в социализации помощи, лица, находящиеся в зоне психологического риска
3 Семьи социального риска Семья
4 Дети и молодежь с особенностями умственного и физического развития Лица, нуждающиеся в психологической помощи
5 Группы и коллективы  

Комментарии. После совместной работы по составлению таблицы некоторое время пришлось потратить на сопоставление определений категорий. Работа проходила не без маленьких конфликтов. Первые две строки не вызвали сопротивления участников: это действительно общие группы, и понятно, что многие направления работы будут пересекаться. А дальше — для социальных педагогов и психологов оказалось неожиданным, что в текстах характеристик для социальных педагогов встречается категория «дети и молодежь с особенностями умственного и физического развития». Социальные педагоги категорически не принимали возможность организации работы с такими детьми, в то время как педагоги-психологи исподтишка торжествовали.

При соотнесении направлений работы и видов деятельности получилась следующая таблица:

Участники УВП Социальный педагог Педагог-психолог
Дети, молодежь, педагоги, семьи, родители Защищает права и интересы
Профилактика и предупреждение правонарушений, преступлений
Консультационная помощь
Организация видов социально-значимой деятельности
Помощь в профессиональном самоопределении
Пропаганда здорового образа жизни, общечеловеческих ценностей
Профилактическая работа
Просветительская работа
Консультационная работа
Развитие способностей
Измерения, подготовка заключений и рекомендаций
Психодиагностика
Профориентационные исследования, профконсультации
Забота о психическом здоровье, участие в создании развивающей, психологически комфортной среды
Дети и молодежь, которые испытывают трудности в социализации, находятся в экстремальной ситуации Организация учета, социально-педагогическая помощь и поддержка Психокоррекционная работа
Психологическая помощь
Семьи социального риска Помощь  
Семья Социально-педагогическая помощь родителям Помощь семье в воспитании детей, создании благоприятного микроклимата
Дети и молодежь с особенностями умственного и физического развития Обеспечение социально-педагогической помощи и поддержки Психокоррекционная работа
Психологическая помощь
Группы и коллективы   Участие в создании благоприятного психологического климата

Комментарии. Обсуждение результатов временами принимало бурный характер, психологи и социальные педагоги долго выясняли зоны ответственности относительно кризисной семьи, обсуждали незаполненные поля таблицы.

Участники семинара отметили, что полученные результаты дают возможность координировать деятельность психологов и социальных педагогов, при этом специфика каждого конкретного учреждения образования вносит свои коррективы. Но самым большим достижением явилась совместная деятельность в парах «социальный педагог — педагог-психолог», опыт которой был получен в ходе деловой игры.

Участники договорились продолжить работу. Следующим этапом станет освоение технологии проектной деятельности и составление на ее основе программ по областям сопряженного функционала.

Е. ОСИПОВА,
Е. ЧУМЕНКО,
Академия последипломного образования,
г. Минск, Республика Беларусь