Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2006


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

«Мой сын — индиго…»

Тему детей «индиго» мы уже затрагивали на страницах нашей газеты (см. материал, опубликованный в рубрике «Тезаурус» в № 2 за этот год). Но тема оказалась настолько популярной среди наших читателей, что мы решили продолжить ее обсуждение

Лет пятнадцать назад ко мне на консультацию пришел чиновник, у которого были проблемы с сыном. Поведение отца удивило больше, чем поведение сына. Отцу нужно было подтверждение того, что его сын — человек «шестой расы». Не больше и не меньше. Этот случай я вспомнила, когда услышала новое для себя словосочетание — «дети индиго». Какое-то время ждала реакции представителей психологической науки, но ее не было. Когда я обращалась к ученым с вопросом об этом явлении, они отмахивались: «Тема не заслуживает внимания». Возможно. Но если специалисты не хотят или не могут дать явлению профессиональную оценку, они невольно способствуют дезинформации общественности.

Попробуем рассмотреть тему через призму психологии образования.

На интернет-сайте «Дети индиго» появилось письмо.

Мой сын «индиго», это я поняла два года назад, когда он заболел и ни один врач не мог сказать, что с ним. Только люди, обладающие большой экстрасенсорной чувствительностью, задавая ему вопросы, помогли понять, кто он. Он видит ауру, слышит ультразвук, видит свет от икон и чувствует силу в храмах. Последнее посещение католического храма в Киеве произвело на него большое впечатление своей силой.
Сегодня я имею огромные проблемы. Начался новый учебный год в новой школе с очень хорошими традициями, в отличие от предыдущей школы, но всё повторяется с его здоровьем. Я считаю, что обучение в коллективе ему совершенно не подходит, и уговариваю его перейти на домашнее обучение, но ему тяжело принять это решение. Уже третий год все повторяется снова. Я в таком отчаянии!!!
Он занимался на скрипке пять лет, но в этом году мы оставили это только потому, что звучание несовершенного инструмента сильно раздражает его.
Я четко знаю, что он нуждается в моей поддержке и любви. Но мне очень трудно.

Светлана.

Вполне естественно, что родители «проблемного» ребенка ищут причины трудностей где угодно, только не в семейном воспитании. Не те традиции, не те учителя, не те программы… Школу в последние годы не пинает только ленивый. Такая позиция называется внешне обвиняющей и свидетельствует о низком уровне самостоятельности, о неспособности брать на себя ответственность за свои поступки. Хуже всего, что этот стереотип поведения родители передают своим детям, которые растут в сознании своей исключительности. Есть проблемы — так это система несовершенна, а с нами все о’кей.

Какие советы могут получить родители «детей индиго» на этом сайте? После комплиментов и психологического поглаживания виртуальный «психолог» рекомендует «занятия восточными энергетическими практиками, такими, как тай-цзы, ба-гуа, ци-гун, другими даосскими практиками, йогой. Они неизменно благоприятны для укрепления нервной системы и адаптации тонких тел человека к жизни в социуме».

Высший пилотаж! Не видя ребенка, не проведя необходимой диагностики, только на основании сумбурного письма! Но на этом виртуальная консультация не заканчивается. Это только предлог для дальнейшей обработки родителей. Ее цель — вбить клин между семьей и школой:

Классно-урочная система образования, — пишет Марина Космина из рекламного издания «Образование и карьера», — со всеми атрибутами ее террора над свободой личности, во-первых, в принципе враждебна ребенку и некрофильна. А во-вторых, она безнадежно устарела.

Журналистка задает школе несколько обличительных риторических вопросов. Как психолог образования, постараюсь на них ответить.

М.К. Как ребенок понимает и ощущает самого себя? Как он знает свои сильные и слабые стороны, свои ресурсы? Помогает ли школа ему понять себя или внушает ему иллюзии?

Скорее, школа освобождает от иллюзий, которые внушают некоторые родители. В школе самооценка ребенка подвергается коррекции со стороны учителей и сверстников. Если младшему школьнику дома говорили, что он гениальный художник, а сравнение на уроке рисования оказывается не в его пользу, то, вероятно, ему придется пережить разочарование. Но виновата в этом не учительница и не те, чьи рисунки оказались лучше.

М.К. Что делает школа со способностью ребенка жить среди людей — таких же свободных, таких же неповторимых? Какие способы разрешения неизбежных противоречий между людьми показывает детям школа на примере внутришкольных отношений? Развивает ли школа способность понимать других, принимать, несмотря на все различия, сочувствовать им и договариваться с ними? Или она знает один принцип: «Вон из класса»?

Известно, что основные личностные образования складываются до пяти лет. Способность понимать других, принимать, сочувствовать и договариваться формируется до школы. Ребенок усваивает те модели поведения, которые видит в семье. Попытки чему-то научить детей, изолированных от человеческого общения, ни к чему не привели. Сегодня даже в самых благополучных в материальном отношении семьях нередко вырастают дети, страдающие дефицитом внимания. Школа — не реабилитационный центр. Да и он вряд ли поможет, потому что ребенок — только отражение личностных изъянов взрослых. А на зеркало, как говорится, нечего пенять… Кстати, из класса выгонять уже давно запрещено.

М.К. Насколько у ребенка развивается тяга к выстраиванию собственной жизни? Насколько он понимает, что жизнь — это результат его усилий? Насколько он готов справляться с трудностями, насколько у него хватит мужества? Понимает ли он жизнь как работу, как творчество, как решение жизненных проблем? Или ему внушили, что правильная жизнь — прямая, а трудности — это ненормально, это чья-то вина?

Опять же ровно настолько, насколько его научили этому в семье. Внушить что-либо в школе практически невозможно в силу закономерностей психического развития. А вот развить то, что заложено в семье, — можно, но только в том случае, если семья и школа — единомышленники, если у них схожие взгляды и жизненные ценности. Если этого нет, если в школе говорят одно, а дома другое, то формируется невротическая личность.

Необходимость подчиняться, делать над собой волевые усилия, на равных общаться с другими детьми, среди которых он может оказаться не самым лучшим, — это требование любой нормальной образовательной системы. Известно, что Бенджамин Спок, автор педагогического бестселлера о «свободном воспитании», по которому растили своих детей миллионы американцев, отрекся от своих прежних взглядов и попросил прощения у своих читателей. Но на его книгах успело вырасти не одно поколение американцев!

Переводные сайты, рассказывающие о «феномене индиго», преследуют две цели. Первая, чисто коммерческая, — «переманить» детей в частные образовательные учреждения под предлогом создания «исключительных условий для исключительных детей». Вторая — намного опаснее. Искусно играя на родительском тщеславии, мешая правду с ложью, владельцы духовных инкубаторов обещают сделать из чад, которые «слишком хороши» для массовой школы, будущих властелинов мира. Судя по обилию ссылок на эзотерические сайты, дело не обходится без оккультных практик.

Отклонения в поведении, причиной которых могут быть органические поражения нервной системы и заболевания, которые требуют лечения, генетические особенности, ошибки воспитания преподносятся родителям как сверхъестественные способности. Ход психологически грамотный: намного приятнее признать исключительность своего ребенка, чем нарушения в его развитии или свои педагогические ошибки. Потенциальные клиенты таких заведений — богатые и амбициозные родители, которые не могут смириться с тем, что их ребенок в чем-то уступает другим.

Если вы заметили, что ваш ребенок обладает повышенным чувством справедливости и собственного достоинства, не торопитесь записывать его в «индиго». Лучше обратите внимание, справедлив ли он по отношению к другим, способен ли уважать чужое достоинство. Если это не так, возможно, именно сейчас формируется эгоистическая направленность личности.

Если вашему ребенку трудно стоять в очереди или в строю, если он не может довершить начатое дело, — возможно, он испытывает трудности с волевой регуляцией. Квалифицированный психолог может установить причины этих нарушений и дать совет, что с этим делать.

Если ребенок ведет себя демонстративно, если держится на равных со взрослыми, если требует к себе повышенного внимания, не торопитесь умиляться и одаривать его своим вниманием, усугубляя тем самым ошибки воспитания.

Не обманывайте себя, скрывая психологические проблемы за синей оберткой.

Галина РЕЗАПКИНА,
психолог