III Всероссийская неделя
школьной психологии «Погружение» представляет:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
«Метод в теории и на практике»
— Сама меряет, — сказал молодой
человек,
передавая астролябию покупателю, —
было бы что мерить.
И. Ильф и Е. Петров. 12 стульев
Третья неделя школьной
психологии выбрала в качестве тем для своих дней
отдельные рубрики «Школьного психолога»:
«Вместе с учителем», «Вместе с родителями»,
«Гильдия», «Психолог у доски»... Скажу откровенно,
по поводу иных из этих рубрик были вопросы, споры
и разногласия в команде организаторов. Но есть
среди них одна, которую я выбрала для себя как
важную сразу и бесповоротно и готова была к любым
методам борьбы за ее включение в программу. Это
рубрика «Метод в теории и на практике». Почему?
Потому что, с моей точки зрения, грамотность,
глубина, безопасность и осмысленность
профессиональной работы — все это и многое
другое определяется тем, как психолог относится
к методологии собственной практической работы и
что он про это знает. А относится он к этим
проблемам зачастую специфически и знает про это
немного.
Цитата из книги Ильфа и Петрова про астролябию,
на мой взгляд, как нельзя лучше характеризует
отношение психологов-практиков к тому, что
принято называть методом, технологией,
методическим средством (методикой). Отношение
это сугубо внешнее и утилитарное. А иногда и
варварское — в том смысле, что диагностическую
методику могут взять и сократить, а развивающую
технологию — рассечь на несколько частей и
проводить каждую самостоятельно...
Мои наблюдения показывают, что
психологи-практики зачастую крайне
пренебрежительно относятся ко всему, что им
кажется «теорией», в том числе и к методологии
собственных профессиональных действий. Они
легко соединяют практическую задачу, которая
стоит перед ними здесь и сейчас, и симпатичный (а
то и просто подвернувшийся под руку) приемчик
работы. Соединяют, не особо задумываясь,
игнорируя сами размышления о том, какая научная
школа породила этот прием и для чего, какую
идеологию и смысл в него вложила. А ведь за каждым
методом стоит некоторая модель человека,
некоторый набор ценностей и взглядов на природу
психического. Каждая форма метода — прием,
мероприятие, действо — несет в себе целое
мировоззрение... В хорошем, добротном, одним
словом — настоящем методе цель, ценность и
процедура слиты воедино.
Арт-терапевтические приемы прочно привязаны к
особому взгляду на природу человеческих
переживаний и механизмы их развития и коррекции;
использование метафоры или притчи в
практической работе с детьми просто обязывает
психолога разбираться в том, какие процессы он
при этом запускает в человеческом сознании и
подсознании. Любой диагностический прием
непосредственно связан с тем теоретическим
понятием, ради которого, собственно, был придуман
и на измерение которого направлен. Ну не может
социометрия измерять лидерство в группе, не
может, и все! Почему? Читайте Морено, изучайте
методологию социометрического метода. Обидно?
Нужно изучить именно лидерство? Разберитесь с
тем, что это за феномен такой, и ищите способы
измерения именно лидерства.
В этот день особо хочется поговорить о
технологиях. Отношение к ним преимущественно
холодное, так как само слово навевает на
романтически настроенных психологов неприятные
«промышленные» ассоциации. А между тем
технология — это воплощенная в процессе и
конкретных способах логика. Оживший замысел,
движение от цели к результату. Это плод
колоссальной, очень высокопрофессиональной
работы, благодаря которой автору удалось
спланировать порядок действий таким образом,
чтобы вести участников процесса к определенному
запланированному результату. А значит, нельзя
технологию взять и разорвать на несколько
частей. Или остановить, решив, что уже достаточно,
что и так уже много и хорошо. В хорошей
технологии, так же как и в методе, органично слиты
ценностные взгляды на человека (для которого
технология создается), цели работы с ним,
конкретные приемы работы и порядок, процесс этой
работы. Создавать технологии очень трудно. А
использовать — не только трудно, но еще и
ответственно. Нужно очень хорошо понимать,
чувствовать замысел автора, для того чтобы,
применяя технологию и следуя более или менее
точно ее «букве», удержать ее «дух».
Очень хочется, чтобы этот день Недели школьной
психологии дал участникам образчики таких
методов и технологий, показал примеры воистину
уважительного и продуманного отношения к тому,
что принято называть «средствами» работы. Как
известно, средство — это инструмент реализации
целей. И наши цели чрезвычайно зависимы от
средств, которые мы выбираем для их воплощения, я
бы даже сказала — уязвимы.
До встречи в «Орленке».
Марина БИТЯНОВА,
председатель оргкомитета
Недели школьной психологии
|