Тренинг жизненных навыков для
подростков
с трудностями социальной адаптации
|
Под науч. ред.
А.Ф. Шадуры
СПб.: Речь, 2005
|
Испытывая давний
профессиональный интерес к различным тренингам
жизненных навыков, в том числе для «трудных»
подростков, я с вниманием прочитал еще одну
работу на эту тему.
Следует отметить, что большинство аналогичных
программ начинается с описания тренинговых
правил, с которыми участники знакомятся на
первом занятии. Авторы нередко забывают
объяснить, каким, собственно, образом подростки
стали участниками тренинга, какая работа
предшествовала этому самому первому занятию.
Вместе с тем от успеха предварительной
организационной работы, связанной с подбором
подростков — будущих участников программы,
бесед с ними, а также их родителями, от решения
многочисленных административно-хозяйственных
вопросов во многом зависит успех всего
мероприятия. С описания такой предварительной
работы начинается рецензируемая книга.
В годы «развитого социализма» многое из того, что
вошло в первую главу книги, являлось предметом
обязательного изучения при подготовке педагогов
к работе в подростковых лагерях. В
подготовительный курс того времени также
входило знакомство с большим количеством
различных игр, викторин, тематических бесед.
Однако новое время требует «новых песен», и в
«Тренинге жизненных навыков» мы получаем
интересную возможность познакомиться с
практическим опытом педагогов и психологов,
организовавших работу с современными трудными
подростками, в основе которого лежит подход,
ориентированный на личность социально уязвимого
подростка. Да и целью лагеря не является вывоз
«неблагополучных» школьников на время каникул,
чтобы от безделья не страдали и ничего
предосудительного не совершили.
Сами авторы программы сформулировали эту цель
так: «развитие у подростков со сложностями
социальной адаптации жизненно необходимых
навыков через взаимодействие со сверстниками
(методами экстремально-приключенческой
педагогики переживания), раскрытие себя (с
помощью арт-методов), предоставление информации,
благодаря чему подростки смогут адаптироваться
в социальной среде, противостоять рискованным
жизненным ситуациям». Применение элементов
«веревочного» курса и копинг-профилактики
позволяет, таким образом, сделать акцент не на
поиске причин «уязвимого» поведения и их
устранении, а на открытии и развитии ресурсов
подростка, получив которые он сам сможет
противостоять дезадаптирующим факторам.
Особенно важным видится описание
социально-психологического сопровождения
подростков после лагеря-тренинга в условиях
города. Социальное окружение «неблагополучных»
подростков способно в короткое время свести «на
нет» результаты самого успешного тренинга. В
заключительной главе «Уроки продолжаются в
городе. Сопровождение после лагеря» авторы
описывают свой опыт тематических встреч,
творческих мастерских, тренингов и т.п.
Хочется добавить, что описываемые методы и
технологии подобраны очень деликатно: здесь нет
игр ради развлечений или игр и упражнений,
сомнительных по содержанию или неэтичных.
Хороший литературный язык и грамотное описание
тренинга (и работы в целом) позволяет реализовать
программу не только авторам, но и другим
специалистам. Это делает книгу особенно
полезной.
Вадим РОДИОНОВ
|