Диагностика умственного развития
детей
(Серия «Детскому психологу»)
|
М.К. Акимова,
В.Т. Козлова
СПб.: Питер, 2006
|
В одной из публикаций
современный психолог В.П. Зинченко заметил, что
несмотря на огромные усилия по установлению
валидности тестов, многие из них так и остаются
«инвалидными». Именно поэтому он предпочитает
определять коэффициент интеллектуальности не с
помощью тестов, а… по выражению лица. Если
несовершенство тестов сомнений не вызывает, то
предлагаемый выход — диагностика по выражению
лица — доступен не каждому и потому вряд ли может
явиться их надежной альтернативой.
В данном случае скорее следует задуматься о
причинах того, что Зинченко называет
«инвалидностью» диагностических методик. Вряд
ли виноваты лишь сами методики — весьма
вероятно, что названным качеством обладают и те,
кто ими пользуется. По мнению авторов книги,
тесты умственного развития будут приносить
практическую пользу при условии, что применяются
специалистом, хорошо понимающим их возможности.
И далее авторы добавляют, что
специалисты-диагносты должны разбираться во
множестве вопросов: теории и методологии
психодиагностики, психологических теориях и
концепциях; они должны уметь выбрать
качественные диагностические методики с учетом
стоящей перед ними практической задачи,
квалифицированно интерпретировать результаты и
писать психологические заключения. Трудно
представить таких специалистов, которые
соответствовали бы всем этим требованиям и были
бы одинаково успешными в решении и
теоретических, и практических проблем. В то же
время все эти требования могут быть рассмотрены
как составляющие профессионального мастерства,
обретению которого поможет знакомство с
изданиями, аналогичными данному.
Книга состоит из трех разделов, соответствующих
вышеназванным требованиям. В первом разделе речь
идеи о теоретических основах диагностической
работы, в частности о связи умственного развития
детей с учебной деятельностью и о значении
диагностики для решения школьных проблем. На
первый взгляд этот раздел является излишним для
практического психолога, занятого решением не
теоретических, а прикладных задач. Ошибочность
такой точки зрения становится очевидной не
сразу, а лишь по прошествии некоторого времени —
когда психолог получает в результате своего
исследования данные, не соответствующие
реальному положению дел.
Второй раздел содержит описание конкретных
диагностических методов умственного развития,
применяемых в школе. Это хорошо знакомая
большинству психологов информация, но
обоснованная и данная в систематическом виде. И
наконец, последний раздел и приложение посвящены
использованию полученных в результате
диагностики данных при составлении
психологической характеристики ребенка и
проведении психокоррекционных занятий.
Из сказанного становится очевидным
практико-ориентированный характер издания.
Однако его главная особенность состоит в том, что
оно рассчитано на желающих выйти за пределы
чисто диагностических задач и потому
рассматривающих последние не как
самостоятельный вид деятельности, а как средство
решения детских проблем.
Марина СТЕПАНОВА
|