Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Диагностика умственного развития детей
(Серия «Детскому психологу»)

М.К. Акимова,
В.Т. Козлова
СПб.: Питер, 2006

В одной из публикаций современный психолог В.П. Зинченко заметил, что несмотря на огромные усилия по установлению валидности тестов, многие из них так и остаются «инвалидными». Именно поэтому он предпочитает определять коэффициент интеллектуальности не с помощью тестов, а… по выражению лица. Если несовершенство тестов сомнений не вызывает, то предлагаемый выход — диагностика по выражению лица — доступен не каждому и потому вряд ли может явиться их надежной альтернативой.
В данном случае скорее следует задуматься о причинах того, что Зинченко называет «инвалидностью» диагностических методик. Вряд ли виноваты лишь сами методики — весьма вероятно, что названным качеством обладают и те, кто ими пользуется. По мнению авторов книги, тесты умственного развития будут приносить практическую пользу при условии, что применяются специалистом, хорошо понимающим их возможности. И далее авторы добавляют, что специалисты-диагносты должны разбираться во множестве вопросов: теории и методологии психодиагностики, психологических теориях и концепциях; они должны уметь выбрать качественные диагностические методики с учетом стоящей перед ними практической задачи, квалифицированно интерпретировать результаты и писать психологические заключения. Трудно представить таких специалистов, которые соответствовали бы всем этим требованиям и были бы одинаково успешными в решении и теоретических, и практических проблем. В то же время все эти требования могут быть рассмотрены как составляющие профессионального мастерства, обретению которого поможет знакомство с изданиями, аналогичными данному.
Книга состоит из трех разделов, соответствующих вышеназванным требованиям. В первом разделе речь идеи о теоретических основах диагностической работы, в частности о связи умственного развития детей с учебной деятельностью и о значении диагностики для решения школьных проблем. На первый взгляд этот раздел является излишним для практического психолога, занятого решением не теоретических, а прикладных задач. Ошибочность такой точки зрения становится очевидной не сразу, а лишь по прошествии некоторого времени — когда психолог получает в результате своего исследования данные, не соответствующие реальному положению дел.
Второй раздел содержит описание конкретных диагностических методов умственного развития, применяемых в школе. Это хорошо знакомая большинству психологов информация, но обоснованная и данная в систематическом виде. И наконец, последний раздел и приложение посвящены использованию полученных в результате диагностики данных при составлении психологической характеристики ребенка и проведении психокоррекционных занятий.
Из сказанного становится очевидным практико-ориентированный характер издания. Однако его главная особенность состоит в том, что оно рассчитано на желающих выйти за пределы чисто диагностических задач и потому рассматривающих последние не как самостоятельный вид деятельности, а как средство решения детских проблем.

Марина СТЕПАНОВА