Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Уроки психологии для школьного учителя:
советы усталому педагогу

А. Бикеева
Ростов-на-Дону:
Феникс, 2005

«Мы так часто в своей жизни доказываем окружающим нас людям собственную состоятельность и соответствие требованиям, предъявляемым обществом, что при этом забываем жить».
«Помните, ваши лучшие годы жизни проходят сейчас».
Кому, по вашему мнению, принадлежат эти слова? Дейлу Карнеги? Фрицу Перлзу? Эрику Берну? А вот и нет! Ей-богу, может собственных Карнеги российская земля рождать. В этом убеждаешься, едва открыв новую книгу самарской учительницы Алины Бикеевой. На фоне пошлых учебников жизненного успеха, заполонивших книжные прилавки, эта книга выделяется удивительным здравомыслием, подлинной житейской мудростью, глубоким оптимизмом и жизнелюбием. Опираясь на свой многолетний опыт и богатые наблюдения (не ограничивающиеся, кстати, нашим полушарием), автор по-доброму делится с коллегами полезными рецептами, облегчающими учительский труд, общение с людьми, да и вообще помогающими сделать жизнь светлее.
Честно говоря, у меня всегда вызывали настороженность попытки кого-либо, кроме психологов, выступать от лица психологии, а уж тем более преподавать ее уроки. Но на это я со временем сам себе нашел возражение: кого считать психологом? Доктора психологических наук, чья ученая степень призвана осенять организованную им кузницу по перековке зажатых неудачников с комплексами в самодовольных неудачников с амбициями? Или тонкого знатока человеческой натуры, который с опорой на фрагментарные психологические знания интуитивно открывает правила житейской мудрости и делится ими со всеми желающими? В конце концов, по меткому замечанию В.П. Зинченко, тот же Карнеги дал психологии намного больше, чем взял у нее. И вот перед нами еще один похожий пример.
Конечно, дав своей книге название «Уроки психологии…», автор несколько переборщила. К психологии как науке или сфере научно-практической деятельности содержание книги отношение имеет, мягко говоря, отдаленное. Редкие анонимные ссылки — «психологи установили…», «по мнению психологов…» — сути дела не меняют. Если же понимать психологию расширительно, как знание о натуре человека и его месте в мире, то тут авторский перебор уже не кажется чрезмерным. По существу, содержание книги весьма психологично — в том смысле, в каком можно отнести к психологии труды Спока и Пиза, Питера и Паркинсона.
Содержание структурировано не слишком строго (на чей-то взгляд, возможно, даже несколько сумбурно), так что читать ее можно фрагментами и с любого места. Формально «Уроки…» подразделены на пять частей: «Советы относительно своей работы», «Советы по отношению к самому себе и своей жизни», «Советы по отношению к миру вокруг», «Советы усталому родителю», «Простые короткие советы на каждый день».
Хотя книга адресована непосредственно педагогам, ее школьная специфика явно прослеживается лишь в первой части, в остальных «учитель» легко заменяется на «бухгалтер», «юрист», «продавец» и т.п. Было бы здорово, если бы ее прочитали не только учителя, потому что фактически она для всех и всем может принести реальную пользу. Ну а психологам она послужит наглядным уроком… Нет, не столько психологии, сколько психологического видения мира — в частности, школьного. Уроком очень увлекательным и поучительным.

Максим МАРИНИН