|
НОМИНАЦИЯ:
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ
И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ» |
ПЕРСПЕКТИВА УСПЕХА
Тренинговое занятие из элективного курса
Путь в профессию, или В поисках призвания»
Найти свою дорогу, узнать свое место —
в этом все для человека, это для него значит
сделаться самим собой.
В.Г. Белинский
Цель: активизация процесса формирования
психологической готовности учащихся к
профессиональному самоопределению.
Задачи: формирование ответственного
отношения к выбору профессионального пути через
расширение границ самопознания и получение
информации о мире профессий.
Целевые группы: учащиеся 9–11-х классов,
оптимальное количество участников в группе: 10–15
человек.
Продолжительность занятия: 40–60 минут в
зависимости от сложности предполагаемых
упражнений и других конкретных обстоятельств
работы.
Оборудование: класс или любое другое
просторное помещение; стулья; магнитная доска;
магниты; ручки; бумага для записей; магнитофон;
аудиокассеты с релаксационной музыкой.
Материалы: карточки с памятками и условиями
выполнения упражнений; цветы из цветной бумаги;
листы с названиями типов профессий (3–4 набора);
набор квадратов желтого, зеленого, красного
цветов для каждого участника; листья, цветы,
плоды яблок; дерево или дерево, нарисованное на
доске или ватмане; скотч.
Авторские разработки упражнений или
интерпретация известных упражнений (анкета,
«Дерево профессий», «Пересядьте те, кто...»,
«Угадай профессию»).
1. Упражнение «Сигнал»
Ведущий. Сегодня мы с вами совершаем
виртуальное путешествие в Мир профессий. Для
перемещения воспользуемся необычном механизмом.
Сядьте поудобнее, положите руки на колени.
Готовы? Запускаем механизм: передаем хлопок по
кругу соседу слева.
2. Упражнение «Знакомство»
Ведущий. Вот мы и в Мире профессий, который
встречает нас красочными весенними цветами.
Возьмите любой цветок и напишите на нем свое имя.
А теперь прикрепите к одежде этот символ —
пропуск в Мир профессий и снова займите свои
места. Вашим проводником сегодня буду я. Еще нам
потребуются ключи от профессий. Мы станем их
обладателями, как только назовем свои имена и
лучшие свои способности...
— Зачем нам надо знать о своих склонностях и
способностях?
3. Упражнение «Пересядьте те, кто...»
Ведущий. Ключей мы получили достаточно, чтобы
открыть двери многих профессий. Их в мире
насчитывается огромное количество, одни
возникают, другие устаревают. Выделяют 5 типов
профессий: человек–природа, человек–техника,
человек–человек, человек — знаковая система,
человек — художественный образ. (Участники
получают таблички с одним из перечисленных типов
профессий.) Я называю профессию, а вы
пересаживаетесь: те, кто считает, что данная
профессия относится к типу профессий, лист с
названием которой вы держите в руках.
(Профессии: кинолог, летчик, официант, корректор,
модельер-парикмахер, эколог; мастер по ремонту и
пошиву одежды; судья, картограф, режиссер.)
— Какие трудности возникли при ответах на
вопросы?
4. Стихотворение «Чем пахнут ремесла?»
— С чем ассоциирует профессии Дж. Родари?
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской —
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего —
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным
Доктор в халате —
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
5. Упражнение «Ассоциации»
Участники сидят в кругу. Первый желающий
называет любую профессию, а участник слева от
него называет ассоциацию к данной профессии,
затем называет свою профессию. Третий участник
называет ассоциацию к профессии, озвученной,
вторым участником, и называет новую профессию и
т.д.
— Какими ассоциациями воспользовались вы?
6. Упражнение «Угадай профессию»
Ведущий читает синквейн. Синквейн — это
стихотворение, состоящее из пяти строк:
1-я строка — название синквейна,
2-я строка — два прилагательных,
3-я строка — три глагола,
4-я строка — фраза на тему синквейна,
5-я строка — существительное.
Участники угадывают загаданную ведущим
профессию и определяют ассоциации, которыми он
пользовался.
Фрагменты синквейнов:
Считающий, ответственный.
Учитывает, осваивает, исполняет.
Сохраняет средства для предприятия.
(Экономист-бухгалтер.)
Многогранный, экстравагантный.
Творит, украшает, создает.
Всегда неповторимый результат труда.
(Дизайнер-художник.)
Разбирающийся, предприимчивый.
Чертит, конструирует, внедряет.
Может обслуживать технику и руководить.
(Механик-инженер.)
Изысканный, творческий.
Одаривает, волнуется, развивается.
Часто предстает в разных образах.
(Актер.)
Бдительный, бесстрашный.
Контактирует, организовывает, отвечает.
Награждают, присваивая внеочередное звание.
(Следователь-милиционер.)
— Что же надо учитывать при выборе профессии,
исходя из синквейнов?
(Качества личности, виды деятельности.)
7. Беседа «Дороги, которые мы выбираем»
— Что такое профессия?
(Профессия — род трудовой деятельности, работа
в саду — тоже трудовая деятельность.)
— В чем же отличие профессии от других видов
деятельности?
— Что необходимо прежде всего, чтобы получить
профессию? (Образование.)
— Президент, дворник, уборщица — это
профессия?
(Нет, потому что нигде не обучают этим занятиям,
хотя они являются трудовыми.)
— Что еще является основным признаком
профессии? На что мы надеемся, получая профессию?
(Она будет приносить нам радость,
удовлетворение и обеспечивать нас материально.)
— Что такое специальность?
(Это вид занятия в рамках одной профессии.)
Объяснить на примерах.
— Какие специальности вы знаете в профессии
врача?
— Военный — это профессия? А какие военные
специальности вы знаете?
— Что такое должность?
(Это круг действий, возложенных на
определенного человека и безусловных для
исполнения.)
8. Задание
Найти профессию, должность, специальность и
объяснить на примерах:
главный бухгалтер — бухгалтер;
старший инженер — инженер —
инженер-системотехник;
учитель — учитель начальных классов — завуч;
продавец — заведующий отделом — продавец
продовольственных товаров.
Словарь основных понятий
Профессия — это род трудовой деятельности,
требующий определенной подготовки и являющийся
обычно источником существования.
Должность — это служебная обязанность,
служебное место. Это круг действий, возложенных
на определенного человека и безусловных для
исполнения.
Специальность — это вид занятия в рамках
одной профессии.
9. Анкета
Ведущий. При ответах на вопросы используйте
следующие условия при показе цветных карточек:
зеленая — да;
желтая — сомневаетесь;
красная — нет.
1) Выбрали ли вы будущую профессию? 2) Связан ли
ваш выбор с семейными традициями?
3) Связан ли ваш выбор с престижем данной
профессии в настоящее время?
4) Зависит ли ваш выбор от ближайшего окружения?
5) Советовались ли вы с родителями по данной
профессии?
6) Знаете ли вы, в каком учебном заведении можно
получить эту профессию?
7) Ориентируетесь ли вы на учебное заведение,
расположенное в нашем городе?
8) Знаете ли вы, какие предметы потребуются для
сдачи экзаменов в вуз по данной специальности?
9) Соответствует ли выбор профиля вашим
профессиональным планам?
10) Учитываете ли вы свои склонности и
способности при выборе профессии?
11) Хорошо ли вы представляете работу по данной
специальности?
12) Пытаетесь ли вы узнать больше о данной
профессии? |
10. Упражнение «Дискуссионные качели»
Участники делятся на две группы. Первая
записывает доводы в пользу высказывания, вторая
— доводы о вреде высказывания.
Высказывание: «Для меня чрезвычайно важно
решить вопрос о выборе профессии
самостоятельно».
— Какой вывод можно сделать по итогам
выслушанных доводов?
(Вывод: профессию надо выбирать самостоятельно,
но при этом собирать информацию о профессии,
узнать больше о себе и сопоставлять добытые
знания, определяя, подходит вам данная профессия
или нет.)
11. Релаксация «Мой путь к цели»
Ведущий. Сядьте удобнее, закройте глаза и
ярко представьте то, что услышите.
Представьте
свою профессиональную цель, ощутите ее — это то,
что вам необходимо. К любой цели есть путь —
далекий или близкий, трудный или легкий... Каким
будет ваш собственный путь к цели? К той цели, что
вы представили?
Представьте себе начало этого пути. Что лежит
перед вами: широкая прямая дорога или узкая,
извилистая тропинка? Вы делаете первый шаг,
второй... Что окружает вас? Что вы слышите? Что
чувствуете, когда идете к своей цели?
Быть может, вам встречаются препятствия... Как
вы преодолеваете их? Где черпаете силы? Какую
местность вы преодолеваете на своем пути к цели:
цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и
заброшенные места?
Возможно, где-то вам предстоит сделать
остановку. А может быть, вы будете идти, не
останавливаясь.
Представьте, что наконец-то вы достигли своей
цели... Как вы узнали, что это она? Что вы увидели?
Что услышали? Что почувствовали?
Сохраните этот образ в своем воображении!
12. Упражнение «Дерево профессий»
Ведущий. Наше путешествие по Миру профессий
подходит к завершению, но уходим мы с багажом
знаний. Есть такая примета: если бросить в воду
монетку, то обязательно вернешься. Чтобы Мир
профессий нас снова принял через некоторое
время, мы оставим свои имена и название
привлекательной профессии на предлагаемых
листьях, цветках, плодах.
Условия
взять лист — если с профессией не определились.
взять цветок — если в выборе профессии
сомневаетесь.
взять плод — если с выбором профессии
определились. |
Цветы, листья, плоды повесить на дерево
(или прикрепить скотчем к нарисованному дереву
на доске).
13. Упражнение «Сигнал»
Ведущий. Мы возвращаемся из путешествия.
Займите места на стульях в кругу и передайте
хлопок соседу справа по кругу.
14. Рефлексия
Ведущий. Мы вернулись из путешествия.
Поделитесь своими впечатлениями.
— Что было важным на сегодняшнем занятии?
— Что запомнилось?
— Какие мысли, чувства вас посетили?
— Какие выводы из занятия можно сделать для
себя?
— В чем испытывали трудности?
— Что возьмете для себя?
Ольга ЖИЖОВА,
педагог-психолог,
средняя школа № 18,
г. Мичуринск, Тамбовская область
Литература
Психологическое сопровождение выбора
профессии: научно-методическое пособие / Под ред.
Л.М. Митиной. 2-е изд., испр. — М.: изд-во МПСИ;
Флинта, 2003. 179 с.
Прутченков А.С. Школа жизни: методические
разработки социально-психологических тренингов.
2-е изд., испр. и дополн. — М.: МООДиМ «Новая
цивилизация», Педагогическое общество России,
2000. 192 с. |