Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2006


КОНКУРС

НОМИНАЦИЯ:

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

ПЕРСПЕКТИВА УСПЕХА

Тренинговое занятие из элективного курса
Путь в профессию, или В поисках призвания»

Найти свою дорогу, узнать свое место —
в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой.
В.Г. Белинский

Цель: активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Задачи: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.

Целевые группы: учащиеся 9–11-х классов, оптимальное количество участников в группе: 10–15 человек.

Продолжительность занятия: 40–60 минут в зависимости от сложности предполагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.

Оборудование: класс или любое другое просторное помещение; стулья; магнитная доска; магниты; ручки; бумага для записей; магнитофон; аудиокассеты с релаксационной музыкой.

Материалы: карточки с памятками и условиями выполнения упражнений; цветы из цветной бумаги; листы с названиями типов профессий (3–4 набора); набор квадратов желтого, зеленого, красного цветов для каждого участника; листья, цветы, плоды яблок; дерево или дерево, нарисованное на доске или ватмане; скотч.

Авторские разработки упражнений или интерпретация известных упражнений (анкета, «Дерево профессий», «Пересядьте те, кто...», «Угадай профессию»).

1. Упражнение «Сигнал»

Ведущий. Сегодня мы с вами совершаем виртуальное путешествие в Мир профессий. Для перемещения воспользуемся необычном механизмом. Сядьте поудобнее, положите руки на колени. Готовы? Запускаем механизм: передаем хлопок по кругу соседу слева.

2. Упражнение «Знакомство»

Ведущий. Вот мы и в Мире профессий, который встречает нас красочными весенними цветами. Возьмите любой цветок и напишите на нем свое имя. А теперь прикрепите к одежде этот символ — пропуск в Мир профессий и снова займите свои места. Вашим проводником сегодня буду я. Еще нам потребуются ключи от профессий. Мы станем их обладателями, как только назовем свои имена и лучшие свои способности...

— Зачем нам надо знать о своих склонностях и способностях?

3. Упражнение «Пересядьте те, кто...»

Ведущий. Ключей мы получили достаточно, чтобы открыть двери многих профессий. Их в мире насчитывается огромное количество, одни возникают, другие устаревают. Выделяют 5 типов профессий: человек–природа, человек–техника, человек–человек, человек — знаковая система, человек — художественный образ. (Участники получают таблички с одним из перечисленных типов профессий.) Я называю профессию, а вы пересаживаетесь: те, кто считает, что данная профессия относится к типу профессий, лист с названием которой вы держите в руках. (Профессии: кинолог, летчик, официант, корректор, модельер-парикмахер, эколог; мастер по ремонту и пошиву одежды; судья, картограф, режиссер.)

— Какие трудности возникли при ответах на вопросы?

4. Стихотворение «Чем пахнут ремесла?»

— С чем ассоциирует профессии Дж. Родари?

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской —
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего —
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным
Доктор в халате —
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.

5. Упражнение «Ассоциации»

Участники сидят в кругу. Первый желающий называет любую профессию, а участник слева от него называет ассоциацию к данной профессии, затем называет свою профессию. Третий участник называет ассоциацию к профессии, озвученной, вторым участником, и называет новую профессию и т.д.

— Какими ассоциациями воспользовались вы?

6. Упражнение «Угадай профессию»

Ведущий читает синквейн. Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк:

1-я строка — название синквейна,
2-я строка — два прилагательных,
3-я строка — три глагола,
4-я строка — фраза на тему синквейна,
5-я строка — существительное.

Участники угадывают загаданную ведущим профессию и определяют ассоциации, которыми он пользовался.

Фрагменты синквейнов:

Считающий, ответственный.
Учитывает, осваивает, исполняет.
Сохраняет средства для предприятия.

(Экономист-бухгалтер.)

Многогранный, экстравагантный.
Творит, украшает, создает.
Всегда неповторимый результат труда.

(Дизайнер-художник.)

Разбирающийся, предприимчивый.
Чертит, конструирует, внедряет.
Может обслуживать технику и руководить.

(Механик-инженер.)

Изысканный, творческий.
Одаривает, волнуется, развивается.
Часто предстает в разных образах.

(Актер.)

Бдительный, бесстрашный.
Контактирует, организовывает, отвечает.
Награждают, присваивая внеочередное звание.

(Следователь-милиционер.)

— Что же надо учитывать при выборе профессии, исходя из синквейнов?

(Качества личности, виды деятельности.)

7. Беседа «Дороги, которые мы выбираем»

— Что такое профессия?

(Профессия — род трудовой деятельности, работа в саду — тоже трудовая деятельность.)

В чем же отличие профессии от других видов деятельности?

— Что необходимо прежде всего, чтобы получить профессию? (Образование.)

Президент, дворник, уборщица — это профессия?

(Нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они являются трудовыми.)

— Что еще является основным признаком профессии? На что мы надеемся, получая профессию?

(Она будет приносить нам радость, удовлетворение и обеспечивать нас материально.)

— Что такое специальность?

(Это вид занятия в рамках одной профессии.) Объяснить на примерах.

— Какие специальности вы знаете в профессии врача?

— Военный — это профессия? А какие военные специальности вы знаете?

— Что такое должность?

(Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнения.)

8. Задание

Найти профессию, должность, специальность и объяснить на примерах:

главный бухгалтер — бухгалтер;

старший инженер — инженер — инженер-системотехник;

учитель — учитель начальных классов — завуч;

продавец — заведующий отделом — продавец продовольственных товаров.

Словарь основных понятий

Профессия — это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Должность — это служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнения.

Специальность — это вид занятия в рамках одной профессии.

9. Анкета

Ведущий. При ответах на вопросы используйте следующие условия при показе цветных карточек:

зеленая — да;
желтая — сомневаетесь;
красная — нет.

1) Выбрали ли вы будущую профессию?

2) Связан ли ваш выбор с семейными традициями?

3) Связан ли ваш выбор с престижем данной профессии в настоящее время?

4) Зависит ли ваш выбор от ближайшего окружения?

5) Советовались ли вы с родителями по данной профессии?

6) Знаете ли вы, в каком учебном заведении можно получить эту профессию?

7) Ориентируетесь ли вы на учебное заведение, расположенное в нашем городе?

8) Знаете ли вы, какие предметы потребуются для сдачи экзаменов в вуз по данной специальности?

9) Соответствует ли выбор профиля вашим профессиональным планам?

10) Учитываете ли вы свои склонности и способности при выборе профессии?

11) Хорошо ли вы представляете работу по данной специальности?

12) Пытаетесь ли вы узнать больше о данной профессии?

10. Упражнение «Дискуссионные качели»

Участники делятся на две группы. Первая записывает доводы в пользу высказывания, вторая — доводы о вреде высказывания.

Высказывание: «Для меня чрезвычайно важно решить вопрос о выборе профессии самостоятельно».

— Какой вывод можно сделать по итогам выслушанных доводов?

(Вывод: профессию надо выбирать самостоятельно, но при этом собирать информацию о профессии, узнать больше о себе и сопоставлять добытые знания, определяя, подходит вам данная профессия или нет.)

11. Релаксация «Мой путь к цели»

Ведущий. Сядьте удобнее, закройте глаза и ярко представьте то, что услышите.

Представьте свою профессиональную цель, ощутите ее — это то, что вам необходимо. К любой цели есть путь — далекий или близкий, трудный или легкий... Каким будет ваш собственный путь к цели? К той цели, что вы представили?

Представьте себе начало этого пути. Что лежит перед вами: широкая прямая дорога или узкая, извилистая тропинка? Вы делаете первый шаг, второй... Что окружает вас? Что вы слышите? Что чувствуете, когда идете к своей цели?

Быть может, вам встречаются препятствия... Как вы преодолеваете их? Где черпаете силы? Какую местность вы преодолеваете на своем пути к цели: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места?

Возможно, где-то вам предстоит сделать остановку. А может быть, вы будете идти, не останавливаясь.

Представьте, что наконец-то вы достигли своей цели... Как вы узнали, что это она? Что вы увидели? Что услышали? Что почувствовали?

Сохраните этот образ в своем воображении!

12. Упражнение «Дерево профессий»

Ведущий. Наше путешествие по Миру профессий подходит к завершению, но уходим мы с багажом знаний. Есть такая примета: если бросить в воду монетку, то обязательно вернешься. Чтобы Мир профессий нас снова принял через некоторое время, мы оставим свои имена и название привлекательной профессии на предлагаемых листьях, цветках, плодах.

Условия

взять лист — если с профессией не определились.

взять цветок — если в выборе профессии

сомневаетесь.

взять плод — если с выбором профессии

определились.

Цветы, листья, плоды повесить на дерево (или прикрепить скотчем к нарисованному дереву на доске).

13. Упражнение «Сигнал»

Ведущий. Мы возвращаемся из путешествия. Займите места на стульях в кругу и передайте хлопок соседу справа по кругу.

14. Рефлексия

Ведущий. Мы вернулись из путешествия. Поделитесь своими впечатлениями.

— Что было важным на сегодняшнем занятии?

— Что запомнилось?

— Какие мысли, чувства вас посетили?

— Какие выводы из занятия можно сделать для себя?

— В чем испытывали трудности?

— Что возьмете для себя?

Ольга ЖИЖОВА,
педагог-психолог,
средняя школа № 18,
г. Мичуринск, Тамбовская область

Литература

Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие / Под ред.
Л.М. Митиной.
  2-е изд., испр. — М.: изд-во МПСИ; Флинта, 2003. 179 с.

Прутченков А.С. Школа жизни: методические разработки социально-психологических тренингов. 2-е изд., испр. и дополн. — М.: МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2000. 192 с.