Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2006


ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
№ 4 (9)


Л. ПОСТОЕВА,
педагог-психолог
Г. ЛУКИНА,
воспитатель
по изобразительной деятельности

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСОК

Интегрированные развивающие занятия
для детей трех лет

Основные задачи занятий

Создание положительного эмоционального настроя в группе.

Снятие эмоционального напряжения и скованности.

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования.

Развитие интереса к цвету предметов, разноцветным игрушкам, краскам.

Формирование умения различать предметы по цвету, называть цвета, подбирать сходные по цвету предметы и использовать в художественной деятельности такие цвета, как красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, черный.

Развитие тактильной чувствительности и зрительно-двигательной координации; наблюдательности, мелкой моторики рук; внимания.

Условия и время проведения

Курс состоит из 16 занятий. Занятия структурированы так, чтобы детям не было скучно и чтобы они не боялись, чтобы каждый чувствовал себя нужным. Дети нуждаются в атмосфере безопасности и надежности. Занятия могут проводиться в рамках дополнительного развивающего курса в детском саду или включаться в основную программу детского сада.

Продолжительность занятия — 15 минут, 1 раз в неделю. Количество детей — 6 человек.

ЗАНЯТИЕ 1

Материал: краски*: красная, желтая, синяя, зеленая; полотенце; листы бумаги в виде дорожки; разноцветный мячик.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Детей приветствуют психолог и воспитатель по ИЗО.

Психолог. Сегодня у нас начинаются необычные занятия. На них мы будем разговаривать, играть, рисовать, а самое главное — мы отправимся в путешествие в cтрану Красок.

(Психолог и воспитатель предлагают детям встать в кружок и поиграть в игру «Знакомство».)

Расскажем всем, кто здесь присутствует, как зовут каждого из нас, и начнем со слов: «Здравствуйте, меня зовут...»

После того как все рассказали о себе, психолог продолжает:

У меня в руках мячик. Разноцветный мячик нас подружит. Мы будем передавать его друг другу (дети передают мяч из рук в руки).

На полу стоят ванночки с красками: красной, желтой, зеленой, синей. Разложены листы бумаги в виде дорожки (можно использовать обои). Дети и педагоги босиком.

Воспитатель приглашает малышей познакомиться с красками. Он показывает и называет краски: красная, желтая, синяя, зеленая. Затем наступает в ванночку с краской ногами и идет по дорожке, приговаривая: «Большие ножки шли по дорожке: топ, топ, топ».

В конце дорожки стоит тазик с водой и лежит полотенце для ног. Дети поочередно тоже наступают в понравившуюся краску и, приговаривая, топают по дорожке. В конце дорожки детей встречает помощник воспитателя и помогает мыть и вытирать ножки.

Воспитатель (рассматривает вместе с детьми разноцветные следы). У кого такие большие ножки? (Ответы детей.) У кого такие маленькие ножки? (Ответы детей.) Покажите свои следы. (Дети показывают свои следы. Можно спросить, какого они цвета.)

Дети сидят на ковре.

Психолог. Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Прикоснись к цвету». Посмотрите на свою одежду. У вас красивые цветные платья, бантики, маечки, шортики. Найдите глазками цвет, который вам нравится... Потрогайте его рукой...

Хорошо. Молодцы!

Сегодня мы побывали в волшебной стране, где встретились с разными красками. А сейчас мы говорим «До свидания» краскам и возвращаемся к игрушкам в группу.

ЗАНЯТИЕ 2

Материал: кукла-котенок, надевающаяся на руку; мяч (желательно среднего размера); для каждого ребенка две цветные губки, баночки с водой, краски (красная, желтая, зеленая, синяя, коричневая, черная), кисти, губки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Психолог надевает на руку куклу-котенка и предлагает детям по очереди поздороваться с ним. Каждый ребенок жмет ему лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, котеночек, я Светочка».

Психолог. Ребята, сейчас мы будем делать на полу из разноцветных губок общую для всей группы картину. Возьмите по две губки и сядьте на пол. Я хочу, чтобы все вы по очереди положили свои губки передо мной. Решите сами, будет ли ваша губка касаться других или нет. Если захотите, вы можете класть губки одна на другую. Кладите одну губку одной рукой, а другую — другой рукой.

(Психолог и воспитатель следят за тем, чтобы дети клали губки по очереди и чтобы другие ребята вели себя в это время спокойно.)

Посмотрите на картину, она вам нравится? А сейчас мы вместе наведем порядок. Когда я назову ваше имя, вы должны осторожно взять из картины одной рукой одну губку и другой рукой другую губку и дать их мне. Будьте внимательны, чтобы не разрушить картину.

Взрослые следят за тем, как дети контролируют свои руки.

Воспитатель. Я предлагаю всем подойти и сесть за столы. Перед вами на столе стоят баночки с водой, краски, кисти и губки, для того чтобы просушивать кисти.

(Воспитатель все последовательно показывает.)

Я беру кисть около металлического конца, аккуратно концом кисти набираю из баночки краску, которая мне очень нравится, придерживая баночку с краской другой рукой. Затем кисточку с краской мою в баночке. Помыла кисточку, промокнула о губку и положила кисточку на стол. Можно повторить 2–3 раза. Баночку с водой закрыли крышками.

Психолог и воспитатель помогают детям закрывать баночки.

Рассматриваем... Какого цвета вода?

Дети отвечают. Если ребенок не знает название цвета, то воспитатель называет его.

Психолог. Станьте в круг и держите друг друга за руки. Давайте выучим стихотворение про нашу группу:

Мы стоим рука в руке,
Вместе мы — большая лента.
Можем мы большими быть (подняли руки вверх),
Можем маленькими быть (руки вниз),
Но никто один не будет (киваем соседям и пожимаем руки).

А теперь сядьте на пол также по кругу, но потеснее. Мы сыграем в игру с мячом. Это будет так: я качу мяч тому, кто сидит напротив меня, — это Андрюша. Он крепко держит мяч обеими руками и ждет, что будет дальше. А мы все вместе громко называем его имя и продолжаем: «Светочка в нашей группе!» После этого Андрюша катит мяч кому-нибудь другому. И так далее, пока каждый не подержит мяч и не услышит свое имя.

(Дети могут получать мяч несколько раз, но важно никого не пропустить.) Спасибо, ребята, до свидания!

ЗАНЯТИЕ  3

Материал: шифоновая ткань 1,5х1,5 м; кукла в красном наряде; красная краска; салфетки; шарики, вырезанные из бумаги; маленький воздушный шарик красного цвета; бантики в корзинке четырех цветов.

На столах лежат ванночки с красной краской для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель по ИЗО предлагает детям сесть на ковер и образовать маленький кружок.

Психолог. Ребята, закройте глазки. Мы отправляемся в путешествие в страну Красной краски.

(В это время психолог накрывает детей и воспитателя шифоновой тканью красного цвета.)

Раз, два, три. Мы в стране Красной краски. Откройте глазки. Кто к нам в гости пришел? (Психолог показывает куклу. Дети смотрят через ткань и отвечают. Ткань убирается.) Кукла будет нам помогать в нашем путешествии. Поздороваемся с ней и улыбнемся друг другу.

Дети делают шире круг. Психолог берет куклу в красном наряде и говорит ей: «Здравствуй, кукла!» Потом передает ее воспитателю по ИЗО и улыбается. Воспитатель тоже здоровается с куклой и, улыбаясь, передает ее сидящему рядом ребенку.

Психолог. Ребята, посмотрите на куклу. У куклы волосы красные. А платье какого цвета? А сапожки какого цвета? Кукла держит в руке шарик. подскажите, какого он цвета?

Дети отвечают.

Воспитатель. Ребята, а у меня тоже есть шарики, и я дарю их вам. (Воспитатель раздает шарики, вырезанные из бумаги.) Подойдите, пожалуйста, к столам, положите шарики на стол. Я предлагаю раскрасить шарики в красный цвет. Раскрашивать мы их будем ладонями.

Индивидуальная работа воспитателя и психолога.

По завершении работы дети моют руки и садятся на ковер.

Психолог. Дети, я предлагаю вам поиграть в игру «Прикоснись к цвету». У меня есть корзинка, а в ней — бантики четырех цветов. Возьмите бантик красного цвета. (Психолог подходит к каждому ребенку и предлагает взять бантик.) А теперь подарите бантики кукле со словами: «Я дарю тебе красный бантик».

Куклу воспитатель держит в руках, сидя на ковре. Дети поочередно дарят кукле бантики. Кукла благодарит детей, называя каждого ребенка по имени.

Наше путешествие в страну Красной краски заканчивается. Кукла в красном платье, в красных сапожках, с красными волосами, с красными бантиками, с красным шариком прощается с нами. А мы с вами возвращаемся в группу.

Дети встают на красную ткань, закрывают глаза. И под слова взрослого «Вот мы и в группе» уходят с красной ткани и открывают глаза. Взрослые держат ребенка за руку, после чего ткань и куклу убирают.

ЗАНЯТИЕ 4

Материал: пластиковые коробочки, в которые вложены штемпельные подушки из тонкого поролона, пропитанного гуашью красного цвета; плотная бумага — шаблон-блюдо; печатки из картофеля в форме яблока; мягкая игрушка — котенок; маленькая подушка красного цвета; шифоновые платки красного цвета для каждого ребенка; плавная музыка, например «Анданте С-Dur» Моцарта.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Психолог держит в руках мягкую игрушку — котенка и его лапками гладит по головке каждого ребенка со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Леночка» и т.д. Затем дети по очереди берут в руки котенка и его лапками ласкают друг друга. Психолог и воспитатель помогают им произносить соответствующие фразы («Хороший Андрюша», «Хорошая Светочка»).

Психолог. Сядьте, пожалуйста, ребята, в круг на пол. Сейчас вы должны будете перекидывать подушку от одного к другому — по кругу. Тот, кто ловит подушку, громко произносит свое имя.

Все внимательно слушают и стараются запоминать имена.

Воспитатель. Я предлагаю всем подойти к столам (на столах лежат пластиковые коробочки, в которые вложены штемпельные подушки из тонкого поролона, пропитанные гуашью красного цвета, печатки из картофеля в форме яблока и плотная бумага — шаблон-блюдо).

Мы будем печатать красные яблоки, собирать их на блюдо (воспитатель показывает). Берем печать из картофеля в форме яблока, опускаем ее в красную краску и печатаем на блюдо.

Индивидуальная работа воспитателя и психолога. Затем включается музыка.

Психолог. Ребята, возьмите по красному платочку и держите его двумя пальцами за уголок. Держите платок так, чтобы его край касался пола. Представьте, что платок — это маленькая собачка, с которой вы идете гулять. Начинаем медленно двигаться под музыку по комнате и смотрим вниз, чтобы видеть, что делает собачка. Сегодня собачка особенно любопытная: она забегает немножко вперед, отбегает то в одну сторону, то в другую.

Возьмите себе кого-нибудь в пару и вместе гуляйте с вашими собачками. Возьмите друг друга за руки, а собачек держите свободными руками. Поглядывайте, что делают ваши собачки. Может, им захочется поиграть друг с другом? А теперь снова идем вперед и смотрим, что делают собачки. Этим собачкам приходят в голову веселые затеи! (Остановите музыку.)

Собачки устали и хотят поспать. Пусть они улягутся на полу. Плавно опустите платочки на пол и посмотрите, как мирно лежат собачки на полу. Спасибо, ребята. До свидания!

ЗАНЯТИЕ 5

Материал: шифоновая ткань желтого цвета 1,5 х 1,5 м, кукла в желтом наряде; желтый цветок; желтая краска; салфетки; цветы, вырезанные из бумаги разного цвета.

ХОД ЗАНЯТИЯ

На столах лежат ванночки с желтой краской для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой, салфетки. Воспитатель по ИЗО предлагает детям сесть на коврик, образовав маленький кружок.

Психолог. Дети, закройте глазки. Мы отправляемся в путешествие, в страну Желтой краски. (В это время психолог накрывает детей и воспитателя шифоновой тканью желтого цвета.) Раз-два-три. Мы с вами в стране Желтой краски. Откройте глазки. Кто пришел к нам в гости?

(Психолог показывает куклу. Дети смотрят через ткань и отвечают. Ткань убираем.)

Сегодня кукла в желтом наряде будет помогать нам путешествовать. Поздоровайтесь с ней и улыбнитесь друг другу.

(Дети здороваются с куклой и улыбаются друг другу.)

Дети, рассмотрите куклу. Какого цвета у нее волосы? Платье? Сапожки? Кукла держит в руке цветок. какого он цвета? (Дети отвечают: «Желтого».)

Воспитатель по ИЗО раздает детям шаблоны цветов и предлагает закрасить их ладонями в желтый цвет. Дети самостоятельно подходят к столам и начинают работать.

Индивидуальная работа воспитателя и психолога с детьми, которым необходима помощь. По завершении работы дети моют руки и садятся на ковер.

Психолог предлагает поиграть в игру «Прикоснись к цвету».

Психолог. А сейчас соберем букет из желтых цветов для нашей куклы (психолог держит цветы в руке). Посмотрите на цветы — они разноцветные. Возьмите желтый цветок и поставьте в вазу... Получился замечательный букет из желтых цветов.

(Кукла благодарит детей, называя каждого ребенка по имени.)

Наше путешествие в страну Желтой краски заканчивается. Кукла в желтом платье, желтых сапожках, с желтыми волосами, с желтыми бантиками, с желтым цветком прощается с нами. А мы с вами возвращаемся в группу.

Дети встают на желтую ткань, закрывают глаза. И под слова взрослого «Вот мы и в группе» уходят с желтой ткани и открывают глаза. Взрослые помогают идти, держат детей за ручку. После этого ткань и куклу убирают.

ЗАНЯТИЕ  6

Материал: пластиковые коробочки, в которые вложены штемпельные подушки из тонкого поролона, пропитанного гуашью желтого цвета; лимоны, вырезанные из плотной бумаги; смятая бумага; маленькая подушка желтого цвета; шерстяное одеяло.

ХОД ЗАНЯТИЯ

На столах лежат пластиковые коробочки, в которые вложены штемпельные подушки из тонкого поролона, пропитанные гуашью желтого цвета, смятая бумага.

Психолог предлагает детям сесть на пол.

Психолог. Ребята, сейчас вы должны перекидывать подушку желтого цвета от одного к другому — по кругу. Тот, кто ловит подушку, громко произносит свое имя. Все внимательно слушают и запоминают имена.

(Во втором туре подушка снова движется по кругу, но на этот раз есть повод для «группового крика» — все громко выкрикивают имя ребенка, который получил подушку.)

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Солнце, песок и море».

Разделитесь на пары, найдите себе дружочка и сядьте на пол один за другим. Представьте, что тот, кто сидит сзади, — это мел, а тот, кто впереди, — доска для рисования. Мел будет прямо сейчас что-нибудь рисовать на доске, а доска должна представить, как выглядит картинка, нарисованная на ее спине.

Представьте себе, что мы все приехали на море. Мы дышим прекрасным свежим воздухом, наблюдаем, как встает солнце над водой. Начинайте рисовать большое солнце на спине того, кто перед вами. Нарисуйте большой красивый круг, лучи солнца, идущие от него во все стороны.

А теперь представьте, что мы идем вдоль пляжа и там много-много песчинок. Указательным пальцем нарисуйте на спине много-много маленьких песчинок...

А теперь мы остановились и смотрим на море. Какая красота!.. Положите обе ладони на спину партнера и поводите ими медленно из стороны в сторону. (По желанию пары меняются местами и игра повторяется).

Воспитатель. Ребята, я вам дарю солнышко и предлагаю закрасить его в желтый цвет, а закрашивать будем смятой бумагой. Берем кусочки смятой бумаги тремя пальцами, опускаем в желтую краску и красим солнышко.

Индивидуальная работа воспитателя по ИЗО и психолога.

Психолог. Подойдите, пожалуйста, к одеялу, которое лежит на полу, и четко следуйте моим указаниям. Когда я скажу: «Каждый запрыгивает на одеяло», вы все должны на него запрыгнуть. Когда вы услышите: «Каждый спрыгивает с одеяла», вы все спрыгиваете с него. Если я не произношу слово «каждый», вы ничего не делаете.

(Подавайте команды по-разному — медленно и быстро, громко и тихо, с ключевым словом «каждый» и пропуская его. Попросите детей следить за тем, чтобы, прыгая, они не делали никому больно. Если нет одеяла, нарисуйте мелом в середине комнаты четырехугольник, размер которого примерно соответствует размеру одеяла.)

Спасибо, ребята. Наше занятие окончено.

ЗАНЯТИЕ  7

Материал: шифоновая ткань зеленого цвета 1,5 х1,5 м; кукла в зеленом наряде; картинка с изображением кузнечика; зеленая краска; салфетки; листики, вырезанные из бумаги (шаблоны); цветные кубики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

На столах лежат ванночки с зеленой краской для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой, салфетки. Воспитатель по ИЗО предлагает детям сесть на коврик, образовав маленький кружок.

Психолог. Ребята, закройте глаза. Мы отправляемся в путешествие, в страну Зеленой краски (в это время психолог накрывает детей и воспитателя шифоновой тканью зеленого цвета). Раз-два-три. Мы в стране Зеленой краски. Откройте глаза. Кто к нам в гости пришел? (Психолог показывает куклу. Дети смотрят через ткань и отвечают. Ткань затем убираем.)

Сегодня кукла в зеленом наряде будет помогать путешествовать. Поздоровайтесь с ней и улыбнитесь друг другу. (Дети здороваются, передавая куклу и улыбаются друг другу.)

Ребята, какого цвета кукла у меня в руке? Какие у нее волосы, платье, сапожки? Кукла держит в руке листик. Какого он цвета? (Дети отвечают: «Зеленого».)

Воспитатель. Ребята, я дарю вам листики (показывает и раздает шаблоны листьев). Предлагаю их закрасить в зеленый цвет ладонями.

(Дети самостоятельно подходят к столам и начинают работать. По завершении работы моют руки и садятся на ковер.)

Психолог. Сейчас мы поиграем в игру «Кузнечик». Кто знает, какого он цвета? (Дети отвечают. Если не знают, нужно показать картинку с изображением кузнечика и рассказать о нем.)

Дети гуляли в лесу, вдруг девочка увидела большого зеленого кузнечика. Стала к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы накрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте. (Психолог показывает движения: шея вытянута, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед, ступать на кончики пальцев.)

Дети, давайте поймаем кузнечика! (Дети вместе со взрослыми ловят кузнечика.)

Ребята, а что у меня в коробке? Кукла приготовила вам сюрприз. (Показывает цветные кубики.) Давайте сделаем для кузнечика полянку из кубиков. Какого она будет цвета?

Дети отвечают: «Зеленого».

Психолог высыпает разноцветные кубики на пол. Дети выбирают зеленые кубики и строят полянку, подставляя кубик к кубику (нужно использовать все зеленые кубики). Кукла благодарит детей, называя каждого ребенка по имени.

Психолог. Наше путешествие в страну Зеленой краски заканчивается. Кукла в зеленом платье, в зеленых сапожках, с зелеными волосами прощается с нами. А мы с вами возвращаемся в группу.

Дети встают на зеленую ткань, закрывают глаза. И под слова взрослого «Вот мы и в группе» уходят с зеленой ткани и открывают глаза. Взрослые помогают, держат детей за руку.

ЗАНЯТИЕ  8

Материал: пластиковые коробочки, в которые вложены штемпельные подушки из тонкого поролона, пропитанного гуашью зеленого цвета; деревья, вырезанные из плотной бумаги; смятая бумага; воздушный шарик зеленого цвета; обруч и губка для каждого ребенка; магнитофон, аудиокассета с записью веселой, но не быстрой музыки, например: «Менуэт» Боккерини, «Ария» Генделя и «Баркарола» Оффенбаха.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Психолог. Сядьте на пол в круг. Сегодня у меня с собой красивый и яркий воздушный шарик. Ребята, какого он цвета? (Дети отвечают.) Сейчас вы будете передавать шарик тому, кто рядом с вами, а сосед вас поблагодарит за то, что вы ему даете что-то очень красивое. Посмотрите приветливо, улыбнитесь, может быть, вы при этом что-то скажете? Прислушайтесь к музыке, которая будет для вас играть. (Звучит «Менуэт» Боккерини.)

Теперь возьмите, пожалуйста, по обручу. Положите их на пол так, чтобы между обручами оставалось много места. Я сейчас включу музыку, и вы сможете танцевать по всей комнате. Танцуйте за пределами обруча, двигаясь вокруг него...

Положите обручи вплотную друг к другу – так, чтобы они соприкасались. Послушайте другую музыку. На этот раз вы должны танцевать внутри своего обруча.

Воспитатель по ИЗО предлагает детям подойти к столам. На столах лежат пластиковые коробочки, в которые вложены штемпельные подушки из тонкого поролона, пропитанного гуашью зеленого цвета, деревья, вырезанные из плотной бумаги, смятая бумага, салфетки.

Воспитатель. Возьмите тремя пальцами мятую бумагу, обмакните ее в зеленую краску, затем закрасьте бумагой крону дерева.

Психолог. Возьмите губку, сядьте на пол и снимите обувь. Поставьте губку на пол так, чтобы она была высокой (на короткую сторону). Представьте, что губка — это маленький зверек, который упадет от страха, если вы не будете осторожными. А ну-ка, сумеете ли вы одним пальцем коснуться губки так мягко, чтобы она не упала? Попробуйте коснуться пальцем другой руки. Хорошо у вас получается!

Теперь коснитесь губки пальцами ног... А сможете ли вы коснуться губки пальцами другой ноги так, чтобы губка не упала? Локтем? Локтем другой руки? Коленом? Другим коленом? Кончиком носа? А чем еще вы можете коснуться губки так, чтобы она не упала?

Я думаю, ваш маленький зверек очень рад, что вы с ним так нежно поиграли... Спасибо!

ЗАНЯТИЕ  9

Материал: шифоновая ткань синего цвета 1,5 х 1,5 м; кукла в синем наряде; синий мяч; синяя краска; салфетки; мячики, вырезанные из бумаги; маленькие бантики в корзинке (красные, желтые, синие, зеленые); четырехцветные игровые поля — совмещенные квадраты, изготовленные из картона (красные, желтые, зеленые, синие).

ХОД ЗАНЯТИЯ

На столах лежат баночки с синей краской для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой, салфетки. Воспитатель по ИЗО предлагает детям сесть на ковер и образовать маленький кружок.

Психолог. Ребятки, закройте глазки. Мы отправляемся в путешествие в страну Синей краски. это время психолог накрывает детей и воспитателя по ИЗО шифоновой тканью синего цвета.) Раз-два-три. Мы в стране Синей краски. Откройте глазки. Кто к нам в гости пришел? (Показывает куклу. Дети смотрят через ткань и отвечают. Воспитатель по ИЗО убирает ткань.)

Сегодня кукла в синем наряде будет помогать путешествовать. Поздоровайтесь с ней и улыбнитесь друг другу.

Дети здороваются с куклой и улыбаются друг другу. Затем они рассматривают куклу и отвечают на вопросы, какого цвета у куклы волосы, платье, сапожки, какого цвета мячик, который она держит. Дети отвечают: «Синего».

Воспитатель. Ребята, у меня в руках круги, они похожи на мячик, я предлагаю вам закрасить их ладонями синей краской.

Дети самостоятельно подходят к столам и начинают работать.

Индивидуальная работа воспитателя и психолога с детьми, которым нужна помощь. По завершении работы дети моют руки и садятся на ковер.

Психолог предлагает детям поиграть в игру «Прикоснись к цвету». Воспитатель раздает каждому ребенку четырехцветное игровое поле, предлагает взять два бантика и положить их на части поля, соответствующие по цвету этим бантикам. Дети выполняют задание. Кукла благодарит каждого ребенка, называя его по имени.

Психолог. Ребята, разойдитесь по группе и найдите себе где-нибудь местечко. Сегодня мы поиграем с мячиками. (Взрослые раздают мячи синего цвета среднего размера.)

Покажите нам, как вы умеете медленно и аккуратно катить мячики по полу. Мячики у вас волшебные, они умеют говорить. Если вы слишком давите на него, то в ответ он скрипит: «Ты очень груб со мной». Когда вы мягко и плавно катите его, мячику очень приятно ваше ласковое прикосновение, и он молчит, а это значит, что ему это нравится.

(Дети выполняют задание.)

Наше путешествие в страну Синей краски заканчивается. Кукла в синем платье, в синих сапожках, с синими волосами, с синими бантиками, с синим мячиком прощается с нами. А мы с вами возвращаемся в группу.

Дети встают на синюю ткань, закрывают глаза. И под слова взрослого «Вот мы и в группе» уходят с синей ткани и открывают глаза. взрослые помогают, держат за ручку.

ЗАНЯТИЕ  10

Материал: пластиковые коробочки, в которые вложены штемпельные подушки из поролона, пропитанного гуашью синего цвета; альбомные листы; мячики синего цвета.

ХОД ЗАНЯТИЯ

На столах лежат пластиковые коробочки, в которые вложены штемпельные подушки из поролона, пропитанные гуашью синего цвета, альбомные листы с изображением тучки.

Психолог предлагает детям встать в круг.

Психолог. Ребята, сейчас мы будем перекидывать мягкий мячик синего цвета от одного к другому — по кругу. Тот, кто ловит мячик, громко произносит имя того, кто ему мяч бросил. Все внимательно слушают.

А теперь разойдитесь по группам и найдите себе где-нибудь местечко. (Воспитатель раздает детям мячики синего цвета и выполняет задание вместе с ними.) Возьмите мячик и прокатите его по всему своему телу. Катите его плавно с одного места на другое. Не шумите при этом. Катите мяч по ногам, рукам, шее, лицу. Катите его очень бережно под музыку, которую я вам включу. (Пусть музыка играет тихо, чтобы дети не отвлекались.)

Сядьте на пол. Снимите обувь... Катите мячик стопами. Теперь ложитесь на пол. Где можно катить мяч? По животу? Катите бережно... А теперь положите мяч в корзину, обуйтесь.

Воспитатель. Ребята, подойдите к столам. Посмотрите, какая красивая тучка, она улыбается вам. Какого она цвета? В тучке живет дождик. Опускаем пальцы рук в синюю краску, от тучки вниз прижимаем пальчики к листочку и приговариваем: «кап, кап, кап».

Воспитатель показывает, что надо делать, и читает стихотворение:

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, воду пей,
На цветочек, на листок
Кап, кап, кап.
На дорожку, на лужок
Кап, кап, кап.
Тучка в небе синяя,
Какой дождик сильный!
Кап, кап, кап.

(Н.А. Алексеевская)

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа воспитателя и психолога. По завершении работы дети моют руки.

Психолог. Ребята, станьте по одному друг за другом, как вагоны у поезда. Положите руки на плечи того, кто стоит перед вами. Представьте, что начинается моросящий тихий дождик. Пусть ваши пальчики станут маленькими капельками дождя, их очень много, они падают с неба: кончиками пальцев очень нежно барабаньте по плечам того, кто стоит перед вами... Дождик усиливается, и капли дождя стали больше и тяжелее: сильнее барабаньте кончиками пальцев по плечам. Если вы прислушаетесь, то услышите шум дождя...

Представьте, что дождик стал еще сильнее: быстро постукивайте плоскими ладошками по плечам... Дождь постепенно утихает: барабаньте кончиками пальцев... Дождик совсем закончился, и наши ручки и ножки отдыхают. Сделайте круг.

Вытяните руки вверх над головой и представьте, что руками вы маните и зовете солнышко, которое уже появилось из-за туч и облаков. Потянитесь... Опустите руки.

ЗАНЯТИЕ  11

Материал: шифоновая ткань коричневого цвета 1,5 х 1,5 м, кукла в коричневом наряде; коричневая краска; салфетки; разноцветные большие пуговицы; магнитофон; кассета с записью музыки; корзинки, вырезанные из бумаги.

ХОД ЗАНЯТИЯ

На столах лежат ванночки с коричневой краской для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой, салфетки. Воспитатель по ИЗО предлагает детям сесть на коврик, образовав маленький кружок.

Психолог. Ребята, закройте глаза. Мы отправляемся в путешествие, в страну Коричневой краски (в это время психолог накрывает детей и воспитателя шифоновой тканью коричневого цвета). Раз-два-три. Мы в стране Коричневой краски. Откройте глаза. Кто к нам в гости пришел? (Психолог показывает куклу. Дети смотрят через ткань и отвечают. Ткань затем убираем.) Сегодня кукла в коричневом наряде будет помогать нам путешествовать. Поздоровайтесь с ней и улыбнитесь друг другу.

Дети здороваются, передавая куклу, и улыбаются друг другу, затем отвечают на вопросы, какого цвета у куклы волосы, платье, сапожки.

Воспитатель по ИЗО предлагает детям ладонями нарисовать для куклы корзинку коричневого цвета. Дети самостоятельно подходят к столам и начинают работать. Индивидуальная работа воспитателя и психолога с детьми, которым необходима помощь. По завершении работы дети моют руки и садятся на ковер.

Психолог. Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Веселые пуговицы».

У меня в корзинке большие разноцветные пуговицы. Возьмите пуговицу коричневого цвета и подарите ее кукле.

Психолог подходит к каждому ребенку и предлагает взять коричневую пуговицу. Дети поочередно дарят ее кукле. Кукла благодарит детей, называя каждого ребенка по имени.

Затем психолог предлагает детям покачаться на качелях. Включается музыка, психолог показывает движения: ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, вес тела переносится сначала на одну ногу, потом на другую. Дети под музыку изображают, как будто они стоя качаются на качелях...

Психолог. Наше путешествие в страну Коричневой краски заканчивается. Кукла в коричневом платье, в коричневых сапожках, с коричневыми волосами прощается с нами. А мы с вами возвращаемся в группу.

Дети встают на коричневую ткань, закрывают глаза. И под слова взрослого: «Вот мы и в группе» – сходят с коричневой ткани и открывают глаза. Взрослые помогают, держат детей за руку.

ЗАНЯТИЕ  12

Материал: коричневая краска; салфетки; плотная бумага; настольный колокольчик; кукла в коричневом наряде; магнитофон; аудиокассета с записью музыки П. Чайковского «Наша кукла».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Психолог. Сядьте в круг. Мы будем играть с вами в одну красивую игру, в которой надо действовать очень осторожно. Одному из вас я дам колокольчик. Он должен отнести его, пройдя по кругу, своему соседу так, чтобы колокольчик не издал ни одного звука. Мы все будем сидеть тихо-тихо, чтобы услышать даже самый слабый звук. Когда вы подойдете к соседу, то должны остановиться, позвонить в колокольчик и отдать его. И так, пока каждый хотя бы один раз не пройдет по кругу с колокольчиком. Конечно, может так случиться, что колокольчик зазвенит, пока вы идете. Тогда надо остановиться и подождать, пока он утихнет, и потом идти дальше медленно и осторожно, чтобы на оставшемся пути колокольчик больше не звенел.

Теперь разойдитесь по комнате и остановитесь там, где вам понравится. Я хочу с вами сыграть в игру, в которой каждый сможет побыть волшебником.

Представьте, что под вашими ногами сейчас приятный, мелкий и сухой песок. Сделайте так, будто вы подняли одну малюсенькую песчинку и держите ее высоко. Я пройду между вами, и вы покажете мне свои песчинки. Вот хорошо!

Представьте, что вы стоите в лесу. Какая-то птичка потеряла свое перышко. Возьмите и бережно поднимите это маленькое белое перышко. Медленно поводите им около лица туда-сюда, как будто его очень плавно колышет ветерок. Хорошо! А теперь я пройду рядом с вами, и все вы покажете мне, как вы дуете на свои маленькие перышки и отпускаете их лететь.

А сейчас представьте что-нибудь очень тяжелое, что вы хотите поднять. Вам нужно будет напрячь все мышцы ног, живота, рук, чтобы это сделать. Если вы уже придумали, что это, тогда покажите мне, как вы стараетесь и несете это по комнате. Вы уже знаете, какими вы можете быть сильными!

А теперь все вместе станьте в круг. Ощутите силу в ваших ногах, спине, руках и ладонях. Поднимите руки вверх и представьте, что все мы держим огромный сверкающий драгоценный камень. Он очень тяжелый, но все вместе мы можем его удержать. Хорошо у вас получается!

А можете показать, как все вместе, очень медленно, вы кладете этот драгоценный камень на пол? Замечательно!

А теперь «расколдуемся»: скажем вместе, хором: «Раз, два, три! Конец игры!»

Воспитатель по ИЗО приглашает детей подойти к столам (на столах лежат ванночки с коричневой краской для пальцеграфии, салфетки и плотная бумага).

Воспитатель. Обмакните пальчики в коричневую краску и разрешите им попрыгать по листу бумаги. У нас получился песочек. (Дети работают.)

Психолог. Давайте с вами поиграем в игру «Новая кукла». Девочке подарили новую куклу. Она очень рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

(Дети играют под музыку П. Чайковского «Наша кукла».)

А сейчас станьте в круг. У меня в руках кукла в коричневом наряде. Кукле очень понравилось, как вы играли в игру. Видите, она улыбается... Давайте и мы улыбнемся тоже.

Дети передают куклу по кругу друг другу и улыбаются.

ЗАНЯТИЕ  13

Материал: шифоновая ткань черного цвета 1,5 х 1,5 м; кукла в черном наряде; черная краска; карточки 30 х 20 см, разделенные на 6 клеток 10 х 10 см разных цветов; разноцветные большие пуговицы; магнитофон, кассета с записью музыки; листы бумаги (А4) с нанесенным на них восковым рисунком.

ХОД ЗАНЯТИЯ

На столах стоят ванночки с черной краской, смешанной с зубной пастой, салфетки и листы бумаги А4. Воспитатель по ИЗО предлагает детям сесть на коврик, образовав маленький кружок.

Психолог. Ребята, закройте глаза. Мы отправляемся в путешествие в страну Черной краски (психолог накрывает детей и воспитателя шифоновой тканью черного цвета). Раз-два-три. Мы в стране Черной краски. Откройте глаза. Кто к нам в гости пришел? (Психолог показывает куклу. Дети смотрят через ткань и отвечают. Ткань затем убирается.) Сегодня кукла в черном наряде будет помогать нам путешествовать. Поздоровайтесь с ней и улыбнитесь друг другу.

Дети здороваются, передавая куклу, и улыбаются друг другу. Они рассматривают куклу и отвечают на вопросы, какого цвета у куклы волосы, платье, сапожки.

Воспитатель. Подойдите, пожалуйста, к столам.

Вечером на небе зажигаются звезды. Они ярко сияют и радуют нас. Я вам предлагаю сделать ночное звездное небо. (Воспитатель показывает последовательность выполнения работы.) Опускаем ладонь в черную краску и легко закрашиваем лист бумаги. Посмотрите, что появляется? Конечно, это звездочки на нашем ночном небе.

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа воспитателя и психолога. По завершении работы дети моют руки и садятся на ковер.

Психолог. Ребята, поиграем в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток и много разноцветных пуговиц. Подберите подходящие по цвету пуговицы к каждой клеточке коврика, положите пуговицу на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если пуговица другого цвета, она будет видна.

(Дети выполняют задание, кукла проверяет и благодарит детей, называя каждого ребенка по имени.)

Сейчас мы будем качаться на качелях.

Воспитатель включает музыку. Психолог показывает движения: выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени. Дети под музыку изображают, как будто они стоя качаются на качелях.

Психолог. Наше путешествие в страну Черной краски заканчивается. Кукла в черном платье, в черных сапожках, с черными волосами прощается с нами. А мы с вами возвращаемся в группу.

Дети встают на черную ткань, закрывают глаза. И под слова взрослого «Вот мы и в группе» уходят с черной ткани и открывают глаза. Взрослые помогают идти, держат детей за руку.

ЗАНЯТИЕ  14

Материал: пластиковые коробочки, в которые вложены штемпельные подушки из тонкого поролона, пропитанного гуашью черного цвета; плотная бумага; печатки из картофеля в форме машины; мягкая игрушка-котенок черного цвета; черные и коричневые большие пуговицы и коробочки; магнитофон, аудиокассета с записью колыбельной Р. Паулса «День растает, ночь настанет», Б. Берлина «Спящий котенок».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Психолог держит в руках мягкую игрушку – котенка и предлагает детям поздороваться с ним и улыбнуться друг другу. Дети поочередно передают котенка друг другу по кругу и улыбаются.

Психолог. Ребята, сейчас мы с вами исполним роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик.

Дети ложатся на коврик и выполняют упражнение, которое сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет».

Воспитатель по ИЗО предлагает детям отгадать загадку:

Едет быстро и легко,
Обгоняет ветер.
Смотрим мы в ее окно,
Видим все на свете.

(Легковая машина.)

Психолог. Станьте все в колонну по одному, друг за другом. Поставьте ноги шире, так, чтобы между ними можно было пролезть. Будем играть в игру «Автомойка». Один из вас начинает: он встает на четвереньки — это машина в автомойке. А все остальные дети — части большого аппарата, который моет автомобили. Когда автомобиль проходит под вашими ногами, вы можете помассировать и поскрести ему спинку. Делайте это осторожно и мягко, чтобы на машине не появились царапины. Каждый поможет машине выехать из мойки на улицу чистой и красивой.

Воспитатель по ИЗО предлагает детям подойти к столам. На столах лежат: пластиковые коробочки, в которые вложены штемпельные подушки из тонкого поролона, пропитанного гуашью черного цвета, печатки из картофеля в форме машин и плотная бумага. Дети берут печатку из картофеля, обмакивают в черную гуашь и «печатают» машинки на листе бумаги.

Психолог. Давайте поиграем в игру, которая называется «Тише!». Один из вас будет котенок, а все остальные – мышата. Мышата должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они идут на носочках, то и дело останавливаясь и знаками показывая друг другу: «Тише!» Мышата вытягивают шею, указательный палец приставляют к сжатым губам, брови поднимают вверх.

Игра выполняется под музыку Б. Берлина «Спящий котенок».

Далее психолог предлагает детям разложить большие коричневые и черные пуговицы по коробочкам. В коричневую коробочку положить коричневые пуговицы, а в черную — черные. Дети выполняют задание.

ЗАНЯТИЕ  15

Материал: краски – красная, желтая, зеленая, синяя, коричневая, черная; салфетки, листы бумаги, соломинки, ткань шифоновая 1,5 х 1,5 м шести цветов, платочки шифоновые 50 х 50 см шести цветов; мягкая игрушка — котенок; магнитофон, аудиокассета с записью музыки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

На столах лежат краски шести цветов, салфетки, листы бумаги, соломинки.

Психолог предлагает детям поздороваться с котенком и улыбнуться друг другу (дети по кругу передают котенка и улыбаются друг другу). Затем детям предлагается поиграть с пальчиками.

Птички

Летели две птички,
Ростом невелички.

(Махи кистями рук.)

Как они летели,
Все люди глядели.

(Указательные и большие пальцы, образующие колечки, приложить к глазам.)

Летели, летели

(махи кистями рук),

Сели, посидели

(кисти рук положить на голову),

Взвились, улетели.

(Махи кистями рук.)

Психолог. Молодцы, котенку очень понравилась игра.

Воспитатель. Ребята, подойдите к столам, возьмите соломинку для коктейля и капните капельку краски на листок белой бумаги. Подуйте на капельку с разных сторон. Когда капля будет «раздута» полностью, капните другую краску и так же подуйте, потом третью... (Психолог фиксирует выбор краски каждым ребенком.)

Психолог. Ребята, снимите обувь, посмотрите на витрину. Перед вами много цветных платков. Возьмите платок такого цвета, который вам больше всего понравится. (Дети поочередно берут платки.)

Посмотрите на ковер, сделанный из шифоновой ткани. Станьте на квадрат того цвета, какого цвета у вас платок... (Взрослые фиксируют правильность выбора ребенка).

Наденьте обувь. Сядьте на пол. Держите платок некрепко в руке, не сминая. А теперь бросьте платок повыше в воздух и поймайте другой рукой. Может быть, вам захочется представить, что платок — это котенок, который прыгает с одной руки на другую.

А теперь снова бросайте в воздух платок одной рукой и ловите другой. Продолжайте, пока играет музыка. Смотрите, как плавно парит платок в воздухе, как поднимается и падает, поднимается и падает... А теперь представьте, что платок устает все больше и больше. Бросайте его медленнее, и пусть он наконец отдохнет на руке и заснет...

ЗАНЯТИЕ  16

Материал: разноцветный мяч, цветные карандаши в коробке (красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, черный).

ХОД ЗАНЯТИЯ

На столах лежат цветные карандаши рядом с пустой коробкой для каждого ребенка.

Психолог. Сегодня у нас последнее занятие, последнее путешествие в Страну красок. Станьте в круг. У меня в руках разноцветный мячик, который подружил нас на первом занятии. Мы будем передавать его друг другу и улыбаться. Нам приятно видеть друг друга и держать наш мяч.

Воспитатель. Ребята, подойдите к столам, сядьте на стульчики. Предлагаю превратить наши пальчики в мышат. Мышата тихонько бегают по столу, потом по своей коленке, потом по коленке соседа. А теперь мышата опять превратились в пальчики.

Психолог. Погладьте свои ножки... ручки... щечки... пальчики...

Перед каждым из вас лежат цветные карандаши – красный, желтый, синий, зеленый, коричневый, черный — и пустая коробка из-под них. Возьмите карандаш такого цвета, который вам больше всего понравился.

(Дети берут первый карандаш. Воспитатель и психолог фиксируют для себя цвет, выбранный каждым ребенком.)

Сейчас возьмите карандаш, цвет которого вам нравится больше всего из оставшихся, и положите рядом с первым.

(И так, пока дети не сложат все карандаши.)

Станьте в круг и держите друг друга за руки. Вспомните стихотворение про нашу группу:

Мы стоим рука в руке,
Вместе мы — большая лента.
Можем мы большими быть (подняли руки вверх),
Можем маленькими быть (руки вниз),
Но никто один не будет (киваем соседям и пожимаем руки).
Опустите руки и улыбнитесь друг другу.
Спасибо, ребята! До свидания!

 

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЦВЕТОВ

Синий. Символизирует спокойствие, состояние покоя, потребность в отдыхе, эмоциональную стабильность и удовлетворенность, душевную привязанность, гармонию и умиротворение. Личностные характеристики цвета: честность, справедливость, невозмутимость, доброта и добросовестность.
Зеленый. Символизирует волевое усилие, напряжение и настойчивость, высокий уровень притязаний и самоуверенность, стремление к самовыражению, успеху и власти, деловитость, настойчивость и упорство в достижении целей, упрямство, энергичную защиту своих позиций. Личностные характеристики: самостоятельность, невозмутимость, черствость.
Красный. Символизирует силу воли, активность, доходящую в ряде случаев до агрессивности, стремление к успеху через борьбу, наступательность и властность, потребность действовать и расходовать силы, лидерство и инициативность, возбужденность. Личностные характеристики: отзывчивость, решительность, энергичность, напряженность, дружелюбность, уверенность, общительность, раздражительность, обаятельность, деятельность.
Желтый. Символизирует активность, стремление к общению и восприимчивость ко всему новому, освобожденность и оптимизм, радость и веселость, расслабленность и раскрепощенность, оригинальность и стремление к расширению своих возможностей. К личностным характеристикам относятся: разговорчивость, естественность, открытость, общительность, энергичность.
Фиолетовый. Символическое значение: впечатлительность, эмоциональная выразительность, чувствительность, интуитивное понимание, зачарованность и мечтательность, восхищение и фантазии. Личностные характеристики: несправедливость, неискренность, эгоистичность, самостоятельность.
Коричневый. Олицетворяет комфорт телесных ощущений, стремление к уюту и спокойствию, физическую легкость и сенсорную удовлетворенность. Для коричневого цвета были получены такие личностные характеристики, как уступчивость, зависимость, спокойствие, добросовестность и расслабленность.
Черный. Символизирует в первую очередь отрицание, окончание чего-либо и отказ, отречение и неприятие, протест против чего-либо или кого-либо. В предельной форме символизирует небытие. Личностные характеристики черного цвета: непривлекательность, молчаливость и замкнутость, упрямство, эгоистичность, независимость, враждебность и нелюдимость.
Серый. Символизирует нейтральность и «бесцветность», неучастие, социальную отгороженность, свободу от обязательств, неуравновешенность, вялость и расслабленность, неуверенность, несамостоятельность и пассивность.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина Cosmohit. Посетив интернет магазин постельного белья Космохит, располагающийся по адресу http://cosmohit.ua, Вы сможете по выгодной цене приобрести домашний текстиль с доставкой по Киеву и всей Украине. Представленные товары для спальни – это высококачественная продукция от ведущих мировых производителей, которая идеально подойдет как для личного использования, так и в качестве подарка на свадьбу или юбилей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильина М.В. Чувствуем — познаем — размышляем. — М.: Аркти, 2004.

2. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. — М.: Педагогическое общество России, 2005.

3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. — М: АПК и ПРО РФ, 2000.

4. Топалова Е.П. Художники с пеленок (от внутриутробного периода до 4 лет). — М.: Айрис-Пресс, 2004.

5. Фоппель К. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3—6 лет. — М.: Генезис, 2005.

6. Фоппель К. Привет, ушки! Подвижные игры для детей 3—6 лет. — М.: Генезис, 2005.

7. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3—9 лет. — М.: Генезис, 2005.


* Во время рисования пальцами рук или ног необходимо использовать специальные краски для пальцеграфии или добавлять в гуашь зубную пасту, чтобы краска не впитывалась в кожу и легко смывалась.